Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс) и гражданская оборона (го)
В основе законодательства по ГО и ЧС - Конституция Российской Федерации, федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21 декабря 1994 г., “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя” от 14 июля 1995 г., “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г., Постановление Правительства Российской Федерации “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” от 30 декабря 2003 г. № 794
Для предупреждения возникновения и развития ЧС, снижения размеров ущерба и потерь от них, ликвидации последствий ЧС в соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» (от 11 ноября 1994 года) постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.95 года создана «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» структура и функционирование которой уточняет Постановление Правительства РФ № 794 от 2003 г. РСЧС состоит из: территориальных (в областях, краях, республиках); функциональных (в министерствах и ведомствах) подсистем. РСЧС имеет 5 уровней: 1-федеральный; 2-региональный; 3-территориальный; 4-местный; 5-организаций (объект экономики), и объединяет органы управления, силы и средства организации.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является:
– разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов специального назначения в чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение готовности и действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– прогнозируемая оценка последствий чрезвычайных ситуаций;
– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций;
– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведения гуманитарных акций;
– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Гражданская оборона РФ
Гражданская оборона РФ, созданная в 1961 году в СССР в настоящее время представляет “систему мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий” (ст.1 Закона “О Гражданской обороне” от 12.02.1998 г.). В мирное же время ее органы управления, силы и средства могут привлекаться для ликвидации ЧС (Закон “Об обороне РФ”).
Исходя из той роли, которую должна решать ГО по защите населения и территории в военное время “Закон о ГО” определил основные задачи ГО:
1. Обучение населения способам защиты о опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Оповещение населения об опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
4. Представление населению, убежищ и средств индивидуальной защиты.
5. Проведение мероприятий по световой маскировки и другим видам маскировки.
6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
8. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий.
11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
13. Срочное захоронение трупов в военное время.
14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
15. Обеспечение настоящей готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская обороны также решает и проводит мероприятия по защите животных и растений.
Принципы организации ГО
Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.
Структура ГО
Руководство ГО РФ осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности НГО указанных организаций.
Руководство ГО на территориях субъектов в РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно Главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности НГО (начальником гражданской обороны).
Силы гражданской обороны
Для решения задач гражданской обороны создаются силы ГО в состав которых входят: войска ГО; гражданские организации ГО. Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться ВС РФ, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном Президентом РФ, а также профессиональные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.
В состав объективных формирований зачисление граждан производиться приказом соответствующего руководителя организации.
Формирования оснащаются техникой и имуществом организаций, не поставляемыми в войска при объявлении мобилизации. При необходимости они могут усиливаться техникой за счет других организаций решением начальника гражданской обороны города, района, на территории которых они создаются.
2.9 ЛЕКЦИЯ 9. (2 часа) УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ОБЪЕКТОВ ТЕХНОСФЕРЫ В ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Устойчивость работы организации; система требований норм ГО; требования к планировке и застройке населенных пунктов; требования к проектированию и строительству организаций; требования к системам электроснабжения, водоснабжения; газоснабжения; Повышение надежности инженерно-технического комплекса (ИТК); Исключение или ограничение поражения вторичными факторами; Обеспечение надежности и оперативности управления производством; План мероприятий по повышению устойчивости работы организации; Повышение устойчивости работы промышленных организаций
Одной из главных задач органов местного самоуправления, должностных лиц организаций промышленного и сельскохозяйственного производства является разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы этих организаций, жизнеобеспечению населения и производственного персонала в ЧС военного и мирного времени.
Под устойчивостью работы организаций, производящих материальную продукцию, следует понимать их способность в условиях мирного и военного времени выпускать продукцию в запланированных объемах и номенклатуре, а при получении слабых и средних разрушений или нарушении связей по кооперации и поставкам восстанавливать производство в минимальные сроки.
Под устойчивостью работы организаций, непосредственно не производящих материальные ценности, понимают их способность выполнять свои функции в условиях мирного и военного времени.
Основные требования к планировке и застройке населенных пунктов (городов, поселков городского типа).
Застройка населенных пунктов отдельными жилыми массивами, микрорайонами уменьшает возможность распространения пожаров и способствует более эффективному проведению спасательных работ. Границами микрорайонов являются парки, полосы зеленых насаждений, широкие магистрали, водоемы, образующие противопожарные разрывы (см. плакат ХVI-1).
Создание участков и полос зеленых насаждений способствует обеспечению необходимых санитарно-гигиенических условий в населенном пункте и одновременно служит хорошей защитой от огня. Поэтому при планировке зеленые насаждения (парки, скверы, сады и рощи) должны соединяться в полосы и размещаться так, чтобы территория населенного пункта делилась на микрорайоны и отдельные участки и между ними создавались противопожарные разрывы.
Устройство искусственных водоемов дает возможность создать в каждом микрорайоне достаточный запас воды для тушения пожаров, проведения дезактивации территории и санитарной обработки людей. Нельзя рассчитывать на то, что при ядерном ударе сохранится водопровод и им удастся воспользоваться при тушении пожаров. Поэтому там, где нет естественных водоемов, должны строиться искусственные.
Устройство широких магистралей и создание необходимой транспортной сети дает возможность в случае применения противником ядерного оружия и разрушений зданий и сооружений избежать сплошных завалов
Магистральные улицы должны иметь пересечения с другими магистральными, автомобильными и железными дорогами в разных уровнях.
Внутригородская транспортная сеть должна обеспечивать надежное сообщение между жилыми и промышленными районами, свободный выход к магистралям, ведущим за пределы города, а также наиболее короткую и удобную связь центра города, городских промышленных и жилых районов с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными и морскими портами и аэропортами.
По территории города и прилегающему району должны быть дублирующие пути сообщения.
Междугородные автомобильные дороги должны прокладываться в обход населенных пунктов. Вокруг крупных населенных пунктов целесообразно строить кольцевые дороги и соединительные обходные пути. Это уменьшит загрязнение воздушного бассейна в границах населенных пунктов от автомобильного транспорта и не нарушит транспортных связей в случае поражения города ядерным оружием.
Создание лесопаркового пояса вокруг города имеет важное значение для организации массового отдыха населения, а в военное время для размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих предприятий и эвакуируемого населения. С этой целью в лесопарковом поясе должно вестись строительство туристических и спортивных баз, пансионатов, домов отдыха, санаториев, оздоровительных лагерей, что способствует расширению жилого фонда в загородной зоне. Здесь также следует развивать дорожную сеть с твердым покрытием, электроснабжение, водоснабжение и связь.
Организации должны размещаться рассредоточено с учетом возможных разрушений. Для этого при выборе места их строительства необходимо учитывать характер застройки территории, окружающей организацию (структура, плотность, тип застройки); наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения вторичных факторов поражения (гидроузлы, объекты химической промышленности и др.); естественные условия прилегающей местности (рельеф местности, лесные массивы); наличие дорог и т.д. Например, для организаций, размещаемых на берегах рек ниже плотин, необходимо учитывать возможность затопления и разрушения их от действия волны прорыва.
При размещении организаций должны учитываться метеорологические условия района: количество осадков, направление господствующих среднего и приземных ветров, а также характер грунта и глубина залегания подпочвенных вод.
Требования к проектированию и строительству организаций
Новые хозяйственные организации должны строиться с учетом требований, выполнение которых способствует повышению их устойчивости. Основные из них следующие:
1. Здания и сооружения необходимо размещать рассредоточено. Расстояния между зданиями должны обеспечивать противопожарные разрывы. При наличии таких разрывов исключаются возможность переноса огня с одного здания на другое, даже если тушение пожара не производится.
Ширина противопожарного разрыва Lр, м, определяется по формуле:
,
где Н1 и Н2 - высоты соседних зданий, м.
Здания административно-хозяйственного и обслуживающего назначения должны располагаться отдельно от основных цехов.
2. Наиболее важные производственные сооружения следует строить заглубленными или пониженной высотности, прямоугольной формы в плане. Это уменьшает парусность зданий и увеличивает сопротивляемость их ударной волне ядерного взрыва. Хорошей устойчивостью к воздействию ударной волны обладают железобетонные здания с металлическими каркасами в бетонной опалубке.
Для повышения устойчивости к световому излучению в строящихся зданиях и сооружениях должны применяться огнестойкие конструкции, а также огнезащитная обработка сгораемых элементов зданий. В каменных зданиях перекрытия должны быть изготовлены из армированного бетона либо выполнены из бетонных плит. Большие здания должны разделяться на секции несгораемыми стенами (брандмауэрами).
В ряде случаев при проектировании и строительстве промышленных зданий и сооружений должна быть предусмотрена возможность герметизации помещений от проникновения радиоактивной пыли. Это особенно важно для предприятий пищевой промышленности и продовольственных складов.
3. В складских помещениях должно быть минимальное количество окон и дверей. Складские помещения для хранения легковоспламеняющихся веществ (бензин, керосин, нефть, мазут) должны размещаться в отдельных блоках заглубленного или полузаглубленного типа у границ территории организации или за ее пределами.
4. Некоторые уникальные виды технологического оборудования целесообразно размещать в наиболее прочных сооружениях (подвалах, подземных сооружениях) или в зданиях из легких несгораемых конструкций павильонного типа, под навесами или открыто. Это обусловливается тем, что во многих случаях оборудование может выдержать гораздо большие избыточные давления ударной волны, чем здания, в которых оно находится, а при разрушении зданий в результате падения конструкций установленное в них оборудование будет выходить из строя.
5. На предприятиях, производящих или потребляющих аварийно химически- и взрывоопасные вещества, при строительстве и реконструкции необходимо предусматривать защиту емкостей и коммуникаций от разрушения ударной волной или обрушивающимися конструкциями, а также меры, исключающие разлив ядовитых веществ и взрывоопасных жидкостей.
6. Душевые помещения необходимо проектировать с учетом использования их для санитарной обработки людей, а места для мойки машин - с учетом использования их для обеззараживания автотранспорта.
7. Дороги и территории организаций должны быть с твердым покрытием и обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между производственными зданиями, сооружениями и складами; въездов на территорию должно быть не менее двух с разных направлений. Внутризаводские железнодорожные пути должны обеспечивать наиболее простую схему движения, занимать минимальную площадь территории и иметь обгонные участки. Вводы железнодорожных линий в цехи должны быть, как правило, тупиковые.
8. Системы бытовой и производственной канализации должны иметь не менее двух выпусков в городские канализационные сети и устройства для аварийных сбросов в котлованы, овраги, траншеи и т.п.Требования к строительству коммунально-энергетических систем
Требования к системам электроснабжения
Электроснабжение является основой всякого производства. Нарушение нормальной подачи в организации электроэнергии или отдельные ее участки может привести к полному прекращению работы организации. Для обеспечения надежного электроснабжения в условиях войны при его проектировании и строительстве должны быть учтены следующие основные требования, вытекающие из задач ГО.
Электроснабжение должно осуществляться от энергосистем, в состав которых входят электростанции, работающие на различных видах топлива. Крупные электростанции следует размещать друг от друга и от больших городов на значительных расстояниях.
Районные понижающие станции, диспетчерские пункты энергосистем и линии электропередач необходимо размещать рассредоточено, и они должны быть надежно защищены.
Снабжение электроэнергией крупных городов и организаций следует предусматривать от двух независимых источников. При электроснабжении от одного источника должно быть не менее двух вводов с разных направлений.
Трансформаторные подстанции необходимо надежно защищать, их устойчивость должна быть не ниже устойчивости самой организации.
Электроэнергию к участкам производства следует подавать по независимым электрокабелям, проложенным в земле.
Кроме того, необходимо создавать автономные резервные источники электроснабжения. Для этого можно использовать передвижные электростанции на железнодорожных платформах и судах, маломощные электростанции, не включенные в энергосистемы, и т.п.
При проектировании систем электроснабжения следует сохранять в качестве резервных мелкие стационарные электростанции организаций. В населенных пунктах, расположенных на берегах морей и рек, необходимо создавать береговые устройства для приема электроэнергии от судовых энергоустановок.
Система электроснабжения должна иметь защиту от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва (шаровой молнии).
Требования к системам водоснабжения
Нормальная работа многих организаций зависит от бесперебойного снабжения технической и питьевой водой. Потребность промышленных организаций в воде высокая. Так, расход воды на производство 1 т химических волокон около 2000 м3.
Нарушение снабжения водой промышленных и сельхоз. организаций может привести к их остановке и вызвать затруднения в проведении аварийно спасательных и других неотложных работах в очаге ядерного поражения.
Для повышения устойчивости снабжения водой необходимо, чтобы система водоснабжения базировалась не менее чем на двух независимых источниках, один из которых целесообразно устраивать подземным.
В городах и в организациях сети водоснабжения во всех случаях должны быть закольцованы. Водопроводное кольцо должно питаться от двух различных магистралей. Кроме того, в населенных пунктах и непосредственно в организациях следует сооружать герметизированные артезианские скважины. Вновь сооружаемые системы водоснабжения следует питать, если это возможно, от подземных источников. Снабжение водой из открытых водоемов (рек, озер) должно осуществляться системой головных сооружений, размещенных на безопасном удалении.
Артезианские скважины, резервуары чистой воды и шахтные колодцы должны быть приспособлены для раздачи воды в передвижную тару. Резервуары чистой воды следует оборудовать герметическими люками и вентиляцией с очисткой воздуха от пыли.
При наличии нескольких самостоятельных водопроводов необходимо предусматривать соединение их перемычками с соблюдением санитарных правил. При строительстве новых водопроводов существующие должны сохраняться как резервные.
Устойчивость сетей водоснабжения повышается при заглублении в грунт всех линий водопровода и размещении пожарных гидрантов и отключающих устройств на территории, которая не может быть завалена при разрушении зданий, а также при устройстве перемычек, позволяющих отключать поврежденные линии и сооружения.
В организациях следует предусматривать оборотное использование воды для технических целей, что уменьшает общую потребность в воде и, следовательно, повышает устойчивость водоснабжения.
Требования к системам газоснабжения
Во многих организациях газ используется в качестве топлива, а на химических - и как исходное сырье.
При разрушении газовых сетей газ может явиться причиной взрыва, пожара. Для более надежного снабжения газ должен подаваться в город и на промышленные организации по двум независимым газопроводам.
Газораспределительные станции необходимо располагать за пределами города с разных сторон. Газовые сети закольцовываются и прокладываются под землей. На газовой сети в определенных местах должны быть установлены автоматические отключающие устройства, срабатывающие от избыточного давления ударной волны.
Кроме того, на газопроводах следует устанавливать запорную арматуру с дистанционным управлением и краны, автоматически перекрывающие подачу газа при разрыве труб, что позволяет отключать газовые сети определенных участков и районов города.
Повышение устойчивости работы организаций и отраслей экономики в ЧС достигается заблаговременным проведением комплекса организационных, инженерно-технических и технологических мероприятий, направленных на максимальное снижение воздействия поражающих факторов при ЧС мирного и военного времени.