Рассмотрим каждую фазу в отдельности.
Производствов экономическом смысле представляет собой процесс создания разных видов экономического продукта, процесс активного преобразования природных ресурсов с целью создания материальных благ для существования.
В повседневной жизни под производством обычно понимается создание конкретного продукта — добыча нефти, выплавка стали, сборка компьютера. Каждое конкретное производство использует не все, а лишь необходимые и доступные ему ресурсы. Например, фермеры не используют землю, которая непригодна для сельского хозяйства, но ее можно использовать для застройки или добычи полезных ископаемых.
Производство подразделяется на сектора:
Сельское хозяйство, представляющее собой процесс воспроизводства материальных благ при помощи естественных, природных факторов. В сельском хозяйстве можно выделить отрасли: рыбоводство, лесоводство, скотоводство, земледелие, садоводство, растениеводство.
Промышленное производство, представляющее собой процесс извлечения ресурсов и превращения их в экономические блага. В промышленном производстве выделяют добывающую и обрабатывающую промышленность.
Производство характеризуется наличием производственных циклов, под которыми понимают период от начала изготовления продукта до его выпуска.
Производства с непрерывным циклом (металлургические, химические), где нельзя прервать процесс производства, исходя из соображений безопасности, либо по экономическим причинам (сезонным циклам) сельское хозяйство. В процессе экономической деятельности и жизнедеятельности общества, большое значение приобретает транспорт - совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.
Связь -возможность передачи информации на расстоянии (в том числе: радиорелейная связь, сотовая связь, спутниковая связь и другие виды).
Сфера услуг,где услуга особый вид товара, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно. Распределение представляет собой фазу процесса общественного воспроизводства, связующее звено между производством и обменом.
Обмен представляет собой движение товара от одного владельца к другому.В обществе обменивают товары — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Обмен происходит с помощью денег или без их участия. Натуральный обмен (бартер) предполагает обмен товара на товар. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.
Потреблениепредставляет собой использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами: производством, распределением, обменом. Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их прямому назначению. При этом само производство, создавая блага, потребляет, расходует определенные ресурсы. Эту часть потребления принято называть производственным потреблением.
В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от величины их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как структура потребления, средний уровень потребления, потребление на душу населения и др.
Потребление предполагает удовлетворение потребностей. Потребности – это различные виды функциональной, хозяйственной, физиологической или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития. Это внутренний источник побуждения к деятельности личности, социальной группы, общества.
Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития материального производства и непроизводственной сферы.
В первой создаются материальные ценности – товары, а во второй – духовные ценности и услуги.
Существует множество подходов к рассмотрению проблемы классификации и иерархии потребностей. Рассмотрим самую известную классификацию, предложенную американским психологом А. Маслоу.
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. Потребности высшего уровня появляются только после удовлетворения потребностей низшего порядка
Рис. 1. Пирамида А. Маслоу
Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.
Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы.
Интересы -согласно современным словарям, значат внимание, любопытство к чему-либо, и то, что составляет содержание мышления и повседневных забот, и то, что связывают с прибылью и выгодой, и то, что соотносится с нуждой, потребностью.
Есть также другие толкования интересов человека - например, как хобби, увлечение чем-то увлечение спортом, собирание марок, коллекционированием различных предметов и т.д.
Потребности человека и общества находятся в динамике, которую можно выразить законом возвышения потребностей. Данный закон выражает причинно-следственную или иную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.
В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом.
При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.
Потребности человека и общества удовлетворяются благами. Под благом можно понимать экономический ресурс или продукт хозяйственной деятельности, имеющий экономическую полезность и удовлетворяющий определенную потребность. Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы.
Блага бывают двух типов:
Свободные, даровые блага— блага, доступный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны.
В число свободных благ входит часть возобновляемых ресурсов, например воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми. Такие блага экономической проблемой не являются.
Экономические блага— блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену. В число экономических благ входят все невозобновляемые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Экономические блага надо производить, оплачивать и, поскольку они ограниченны, создавать механизмы их распределения между людьми, создавать системы охраны невосполнимых ресурсов.
Блага могут проявляться в нерыночных и рыночных формах. Созданные блага люди первоначально использовали для своих собственных нужд. Такая система экономики называется натуральным хозяйством. Постепенно ей на смену пришло товарное хозяйство, когда в ходе разделения и специализации труда люди стали обмениваться благами, причем не только излишками, но и специально изготовленными на продажу. В результате возникла специфическая разновидность экономических благ – товар.
В качестве благ могут выступать услуги, под которыми можно понимать определенный вид человеческой деятельности, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий потребности человека.
Услугаособый вид товара, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.
Все услуги можно подразделить по различным основаниям, услуги. Оказываемые населению услуги по назначению подразделяются на материальные, нематериальные и социально-культурные.
Материальные услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта.
Нематериальные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддерживают в состоянии нормы жизнедеятельность потребителя.
К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и воспитания, призрения (забота, присмотр, опека).
Современный мир имеет тенденцию к переходу от экономики, производящей товары, к экономике, оказывающей услуги.
·