Методические материалы для зачета по экономике.
Методические материалы для зачета по экономике.
Таблица 2
Данные для сравнения | Япония | Россия |
Население | 127 076 183 человек | 143 347 059 человек |
Плотность | 334,5 человек/км 2 | 8,38 человека/км 2 |
Территория | около 400 тыс. кв. км, 6852 островов | 17 098 246 км² первое место в мире. |
Цена фактора во многом определяется факторным доходом, т.е. тем, доходом, который может принести определенный фактор производства. Любой ресурс включенный в экономику имеет не только потребителей, но и собственников ресурса, которые, или сами потребляют ресурс (вспомните натуральное хозяйство), или продают, обменивают свои ресурсы на рынках ресурсов (получают за это плату в виде доходов). Покупатели ресурсов имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов.
Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:
· от трудовых ресурсов — заработную плату;
· от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);
· от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);
· от информации — доход от интеллектуальной собственности;
· от предпринимательских способностей — предпринимательский доход;
· от энергетического фактора - прибыль (как доход собственников реального капитала);
· от инфраструктуры – доход за доступ, обслуживание, строительство инфраструктуры, в виде прибыли и ренты, зарплаты.
Все виды факторных доходов в хозяйственной жизни предприятия не всегда возможно четко разграничивать, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.
Доход от труда зарплата - денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.
Существуют другие определения зарплаты:
· цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе;
· выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;
· часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.
Прибыль– разница между доходами и издержками, важнейший показатель финансовых результатов экономической деятельности. Показатель эффективности работы любого предприятия во всём мире.
Главный источник происхождения прибыли - это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой — получение прибыли.
Как правило, на основание этого показателя предприятия принимают решения о расширении или наоборот об уменьшение производства, о необходимости данной продукции (услуги) населению.
Прибыль - хозяйствующего субъекта зависит трех «глобальных» компонентов:
· доходы;
· расходы;
· налоги, уплачиваемые в бюджет, и отчисления во внебюджетные фонды.
Сопоставление темпов роста этих компонентов позволяет оценить, какой из факторов оказал позитивное или негативное влияние на прибыль.
Прибыльзависит от двух показателей: цены продукции, объемов производства и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке – следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Затраты на производство продукции – издержки производства. Их уровень может снижаться или возрастать в зависимости от объема производства. Можно выделить различные виды прибыли.
Первый вид прибыли — это валовая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.
Прибыль от продажопределяется с учетом коммерческих расходов (расходов по сбыту) и управленческих расходов (общепроизводственных и общехозяйственных расходов), если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Балансовая прибыль, которую должно определять предприятие, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль(нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль и используется на следующие цели.
Прибыль представляет собой основной результат хозяйственной деятельности. Поэтому на предприятиях осуществляют планирование прибыли, что предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия. Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, результатах анализа прибыли за предшествующий период. Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании).
Прибыльность экономической деятельности часто измеряют не только с помощью абсолютного значения прибыли, но и с помощью относительного. Таким относительным показателем выступает рентабельность. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
В общем смысле рента- это регулярно получаемый доход с капитала, облигаций, имущества, это собственность, отданная в пользование лицу, обязавшемуся регулярно выплачивать оговоренную в договоре сумму за приобретенную собственность. Следует заметить, что в ренту можно отдать как деньги, так и товар (недвижимость, автомобиль и квартиру и т.д.). Этот термин используют для обозначения дохода от любой собственности, причем не только в виде природных ресурсов.
В экономике наибольшее значение имеют земельная и горная рента, т.е. доход от сдачи в аренду земельных угодий и месторождений полезных ископаемых.
В добывающей промышленности это горная рента. В хозяйственной жизни она обычно представлена теми специальными налогами (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.), которые добывающая компания платит главному собственнику природных ресурсов — государству.
Земельная рента— это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов. Рентные отношения являются составной частью аграрных отношений.
С возникновением собственности на землю возникает соответствующая ей форма дохода - земельная рента. Итак, земельная рента является экономической формой реализации собственности на землю. Земельная рента в докапиталистических системах изымалась на основе личной зависимости (внеэкономического принуждения) непосредственного производителя (раба, крепостного крестьянина) от собственника (рабовладельца, феодала). В условиях капитализма земельная рента формируется на основе приложения капитала к земле и поэтому в общей массе прибавочного продукта является излишком над средними доходами.
Закон редкости ресурсов
В обществе существует противоречие между ограниченным объемом экономических ресурсов и возрастающими потребностями общества. Стремясь разрешить данное противоречие между возможностями и желаниями, мы обязаны руководствоваться следующими соображениями:
· В производство следует вовлекать максимально возможный объем ресурсов, обеспечивая их трансформацию в факторы производства;
· Вовлеченные в производство экономические ресурсы должны обеспечивать максимальный объем выпуска продукции;
· При распределении ресурсов между видами производств придется решать «проблему выбора», т. е. определять, какие виды благ производить и от чего следует отказаться.
Существует зависимость, что чем больше ресурсов будет направлено на производство одного вида блага (X), тем меньше окажется возможностей для наращивания объема выпуска другого экономического блага (У).
В дальнейшем расширение производства блага X автоматически вызывает сокращение объема производства блага У.
Проблема выбора- это необходимость принимать такие решения, когда, отдавая предпочтение одному варианту развития национального производства, приходится отказываться от других вариантов. Проблема выбора ( альтернативная стоимость)
Ценность наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.
Действие закона редкости можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей (КПВ)
– это кривая, которая показывает возможности данной экономики по производству двух товаров при имеющихся ресурсах и их эффективном использовании (КПВ).
Это зависимость, графически иллюстрирующая возможности одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов.
Кривая строится в системе координат, каждая из которых отражает объем производства одного из продуктов. Она ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание объемов производства двух продуктов.
С помощью простейшей модели рассмотрим производственные возможности общества. Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится два блага — X и Y. Допустим также, что количество ресурсов и технология производства постоянны. Предположим, что данная экономическая система эффективна, т. е. работает в условиях полной занятости ресурсов и полного объема производства.
Рис.2 Кривая производственных возможностей
Если абсолютно все ресурсы направлены на производство блага X, то общество получит максимальное его количество.
При этом благо Y вообще производиться не будет (вариант А). Возможна другая альтернатива, когда все ресурсы общества направляются на производство товара Y. В этом случае благо Y производится в максимальном количестве, а благо X не выпускается (вариант В).
Однако обществу необходимы одновременно оба товара, для чего необходимо снизить производство каждого из этих благ ниже максимального. При этом имеет место множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры производства (например, варианты С, D, Е).
Данную ситуацию можно изобразить графически. По горизонтали отложим количество блага X, по вертикали — блага Y. В результате получим кривую производственных возможностей. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию благ двух видов. Например, точка С представляет комбинацию Хс шт. товара X и Yc шт. товара Y.
Любая иная точка (например, F или G), находящаяся вне линии кривой производственных возможностей, будет характеризоваться другими исходными параметрами (технологией, объемом, ресурсами) и, следовательно, не соответствовать данной экономической системе.
Закон редкости ресурсов- его сущность заключается в невозможности удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет их при этом рационально использовать ресурсы.
Традиционная экономика
Традиционное общество, с присущими этому обществу экономическими отношениями, основе этого общества консерватизм, приверженность традициям, обычаям, правила поведения сформированы за жизнь многих поколений, это -представления о добре и зле, нравственности, традиции в обществе являются большей ценностью, чем развитие общества.
Характерные черты традиционного общества:
· Преобладание аграрного уклада. Сельское хозяйство дает больший доход, чем ремесло и торговля.
· Коллективизм преобладает над индивидуализмом, который подавляется.
· Общество с низкой мобильностью, как горизонтальной, так и вертикальной.
· Сословная структура общества, сословная принадлежность передается по наследству.
· Сословия группы общества, правовое положение которых определялось государством,
· Высокая смертность, невысокая продолжительность жизни.
· Мировоззрение определяется традицией и авторитетом, и религией. Примитивные технологии и приёмы.
· Натуральное хозяйство, обмен носит нерегулярный характер.
· Ручной труд.
· Члены экономического объединения имеют и общественные связи (семья, род, община).
· Все вопросы экономики решаются согласно обычаю.
Этот тип хозяйства характерен для докапиталистических обществ, сохраняется в отдельных районах мира и сейчас.
В экономике традиции и обычаи возникли ввиду ограниченности ресурса, например охота и рыболовство народов Крайнего Севера, традиционные занятия кочевников Монголии, народов Африки и Южной Америки.
Рыночная экономика
Социально-экономическую система, основанная на частной собственности на орудия и средства производства, товарно-денежных отношениях и существующих на принципах свободы предпринимательства, свободе выбора и договорных отношений между хозяйствующими субъектами.
Рыночной экономике присущи следующие черты:
· частная собственность
Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.
· свободное предпринимательство
Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.
· ценообразование,основанное на механизме спроса и предложения
Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.
· Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») — борьба,
соперничество в какой-либо области.
Порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
· ограниченная роль государства.
Государство лишь следит за экономической ответственностью субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.
Смешанная форма экономики
В различных регионах мира, странах исторически сложились различные модели смешанной экономики, эти особенности зависят от сочетания различных факторов:
· уровня и характера материально-технической базы
· исторических и геополитических условий формирования общественного устройства
· национальных и социокультурных особенностей страны
· влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.
Смешанная, или гибридная экономика, включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на орудия и средства производства.
Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их самостоятельность ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.
В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право собственности, или оперативного управления средствами производства, свободного перемещения товаров, осуществления сделки по купле-продаже, найма и увольнения работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.
Равенство всех форм собственности. Государство арбитр в экономических спорах.Исторически сложились несколько вариантов моделей смешанной экономики.
Американская модель— это либерально - рыночная экономическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
характерные черты этой модели:
· особая роль предпринимательства и доминирующая роль частного сектора в экономике и обществе
· относительно низкая доля государства в перераспределении ВВП
· высокая трудовая этика населения, стремление к успеху
· отсутствие бюрократических и статусных преград экономического развития и экономической деятельности.
В современный период времени в американской модели происходят изменения связанные с переходом к диверсифицированному и мелкосерийному производству, с повышением наукоёмкости всей экономики, в принципиально новой роли информационной инфраструктуры, об особой роли сферы услуг, где сосредоточены такие важнейшие отрасли постиндустриальной экономики, как наука, образование и здравоохранение. Эволюции собственности, где всё более доминирующую роль играет корпоративная собственность - наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов и совершенствования трудовых отношений.
Немецкая (Германская) модель — это модель органического единства рынка и государства. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
В германской экономической модели государство создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).
Они состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.
Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:
· индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции
· социальное равенство- рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве
· стимулирование технологических и организационных инноваций
· проведение структурной политики;
· защита и поощрение конкуренции.
Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель - социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы.
Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Характерные черты:
· политика полной занятости населения
· выравнивания доходов населения за счет налоговой модели
высокий удельный вес государственного сектора экономики, фактора стабильности
· перераспределение бюджетных средств в пользу многочисленных социальных программ
· доступность социальных гарантий всем слоям населения (образование, здравоохранение)
· влияние профсоюзов на все сферы общественно-экономической жизни страны
Таким образом, можно сделать вывод о тенденциях современного развития западных стран взявших курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе "смешанной системы хозяйства".
Таблица 1
Экономический процесс | |
Производство | Превращение ресурсов в товары и услуги |
Распределение | Движение товара, услуги от производителя к потребителю |
Обмен | движение товара от одного владельца к другому. |
Потребление | Использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека, общества, производства. Удовлетворение потребностей людей и производства – в случае с производственным потреблением |
Функции рынка
· Информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве.
· Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем.
· Ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции.
· Регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
· Стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
· Координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
· Санирующая функция – через деятельность рыночных механизмов экономика избавляется от слабых хозяйствующих субъектов
Закон спроса и предложения
Экономический закон, устанавливающий зависимость спроса и предложения на товары на рынке от их цены.
Суть закона цены на рынке устанавливаются исходя из закона спроса и предложения. Закон можно представить в виде зависимости спроса на товары, услуги и предложения на товары и услуги.
Спрос на товары > предложения, на рынке дефицит, недостаточное количество товара, услуги, ажиотажный спрос, покупатели стоят в очереди, продавец устанавливает максимально высокую цену, и производитель делает дополнительные капиталовложения для расширения производства товаров. Или низкая рыночная цена порождает спрос, увеличенный спрос ведет к повышению цены.
Спрос на товары < предложения, на условном рынке продавцов и товаров больше покупателей, избыток товара, происходит снижение цен.
Равновесная цена возникает, когда спрос на товары = предложению. В этом случае возникает сбалансированная цена.
Ни продавцы, ни покупатели на рынке не имеют побудительных мотивов к изменению ситуации на рынке. Эта цена устраивает всех. Изменение равновесной цены побуждает продавцов и покупателей к действиям.
Например, на рынке чая существует баланс товаров и покупателей, но сводка погоды о том, что на острове Шри-Ланка, крупнейшем мировом центре производства чая, град и дожди уничтожили урожай, безусловно, заставит действовать и продавцов и покупателей.
Рациональный потребитель.
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.
Рациональный потребитель – покупатель, личность, вступающая в экономические отношения на рынке товаров и услуг, с целью реализации своих духовных и материальных потребностей, действия личности являются взвешенными с его точки зрения по поводу полезности товара.
Изучая проблему личности, учёные пришли к выводу, что источником активности личности являются потребности - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.
Для реализации своих потребностей человек - потребитель материальных и духовных благ, услуг руководствуется на рынке товаров и услуг субъективной линией поведения, своим положением важного элемента экономики, рынка, потребитель влияет на экономическую ситуацию, именно для него выпускаются товары, реализуются услуги. Рациональное поведение – решение, действие, взвешенное решение, принятое на основе выбора, сравнения вариантов и учёта многих факторов, выгодное целесообразное решение «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода.
Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Нет объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя.
Потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения. С этой точки зрения человек не всегда ведет себя рационально.
Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения, рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе .
В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя.
Суверенитет потребителя -способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.
Свобода потребительского выбораочень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Решения будет приниматься административным путем и могут привести к кризису.
Искажение свободы выбора:
· следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания)
· стремления потребителя выделиться из общей среды (эффект сноба)
· настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности)
Какой критерий потребитель использует в своем свободном выборе. Таким критерием является полезность товара.
Полезность - это степень удовлетворения, обеспечиваемая потреблением какого-либо блага. Причем в процессе потребления эта полезность снижается. Предельная полезность какого-либо товара - прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.
Теория предельной полезностипытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.
Ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей.
Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит еще одна дополнительная единица этого блага.
Для голодного человека первая тарелка супа имеет большее благо, и значение чем вторая, третья тарелка. С этим понятием связаны два экономических закона Г. Госсена.
Первый закон Г. Госсена(закон убывающей предельной полезности): в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.
Второй закон Г. Госсена (правило максимизации полезности): чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине.
Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на
каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность.
Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.
На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:
где MU - предельная полезность.
Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован.
Например, потребитель располагает 12 долларами.
Предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 дол.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.
Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса.
Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются:
· денежный доход
· цены на товары и услуги,
· предпочтения и вкусы
Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.
Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны.
·
Добровольный обмен (рынок)
Но существует и другая возможность организации обмена. Это добровольный обмен произведенными благами, при котором ни одного производителя не заставляют вступать в обмен с каким-либо другим производителем, да и вообще не заставляют ничего производить. Все члены общества предоставлены самим себе и имеют возможность самостоятельно определять, во-первых, что им производить (то есть выбирают свою профессию), и во-вторых, на что обменять продукт своего труда (то есть выбирают свой набор потребительских благ). В этом случае говорят, что обмен совершается через рынок.
·
Собственность. Конкуренция.
Собственность - исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.
Понятие «собственность» может употребляться в двух значениях - как имущество и как отношения между людьми, возникающие по поводу этого имущества.
Право собственности предполагает наличие следующих полномочий собственника или другого лица по отношению к имуществу:
Пользование- процесс извлечения полезных свойств из данного имущества.
Присвоение - это возможность распоряжения объектом собственности в своих интересах. Однако, в юридическом аспекте присвоение рассматривается как владение - фактическое обладание данной вещью или имуществом, закрепленное юридически. Тогда как в экономике владение - это ограниченное распоряжение объектом собственности на определенных условиях.
Распоряжение- определение дальнейшей судьбы данного имущества (продажа, дарение, обмен, наследование, сдача в аренду или залог и т.д.).
Собственник имущества может передавать права распоряжения и пользования своим имуществом другим людям, сохраняя при этом за собой право владения им.
Признаки предприятия
Предприятие считается созданным со дня его государственной регистрации в местных органах власти, что узаконивается присвоением ему регистрационного номера в едином государственном реестре юридических лиц, и должно обладать определенными, присущими ему, признаками, без которых оно не может быть признано юридическим лицом и участвовать в законном хозяйственном обороте.
Признаки предприятия.
· предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении имущество. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность
· важнейшим конституционным признаком предприятия как юридического лица
является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом
· одним из основных признаков предприятия как юридического лица является его способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, то есть в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, с гражданами и другими юридическими и физическими лицами.
· важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.
· предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на