Правовые и нормативно-организационные основы
(нормативная правовая база)
Правовые и нормативно-организационные основы по охране труда
Правовые и нормативно-организационные основы по чрезвычайным ситуациям
Управление охраной труда
2.1. Основные понятия, термины, определения по охране труда
Задачи и структура СУОТ
Служба охраны труда в организации
Производственный травматизм и профзаболевания
Инструктаж по охране труда
Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Надзор и контроль за охраной труда
Компенсация за тяжелые, вредные и опасные условия труда
Управление ЧС
Российская служба по чрезвычайным ситуациям
Гражданская оборона Российской Федерации
Обучение населения и специалистов
Экономический анализ затрат на обеспечение БЖД
Международное сотрудничество
Сотрудничество в области охраны труда
Сотрудничество по линии МЧС
Правовые и нормативно-организационные основы
Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются: обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.
Правовые и нормативно-организационные основы
По охране труда
Основными нормативными документами являются: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «Об охране труда в РФ», ГОСТы ССБТ (ССБТ -система стандартов безопасности труда), нормы, правила, гигиенические нормативы, руководства и др. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, регулируются: ТК, федеральными законами (ФЗ), Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов, законами субъектов РФ, нормативными актами субъектов РФ, локальными нормативными актами организаций и др.
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Это постановление было подтверждено постановлением от 23 мая в 2000 г. № 399. Несмотря на принятый в 2003 г. закон о техническом регулировании все перечисленные ниже и принятые до 2004 г. нормативные документы действуют и в настоящее время.
В настоящее время на территории России действуют следующие нормативные документы, которые выпускают разные государственные структуры: государственные стандарты (ГОСТ Р ССБТ), Межотраслевые правила по охране труда (МОТ), Правила по охране труда (ПОТ), санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН), строительные нормы и правила (СНиП), нормы и правила других ведомств, ОСТы, рабочие документы (РД), руководства (Р), типовые инструкции (ТОИ), локальные нормативные акты, разработанные на основе перечисленных выше норм и стандартов.
Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).
1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.
2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России (Роспотребнадзор).
4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.
5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.
6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве).
7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве) и федеральные органы надзора.
8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти. Это локальные нормативные акты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
ССБТ — одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС-12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.
ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.
Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколько подсистем.
Система обозначений в Гостах системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ и ГОСТ Р ССБТ) следующая:
(12)
ГОСТ XX . X . XXX – XX
класс подкласс порядковый год утверждения
номер
12 – класс Гостов ССБТ
Подкласс:
0 – организационно-методические стандарты;
1 – стандарты по видам опасных и вредных факторов;
2 – стандарты безопасности к производственному оборудованию;
3 – стандарты безопасности к технологическим процессам;
4 – требования стандартов к индивидуальным средствам защиты;
5 – стандарты безопасности к зданиям и сооружениям.
Примеры.
ГОСТ Р 1.0 — «Государственная система стандартов РФ. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2. — «Порядок разработки государственных стандартов».
ГОСТ Р 1.5 — Общие требования к построению, изложению и содержанию стандартов».
ГОСТ 12.0.001-74 — «ССБТ. Основные положения»
Организация обучения работающих безопасности труда производится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90*. Одним из элементов обеспечения безопасности является проведение следующих инструктажей работающих: вводный; первичный; повторный; внеплановый; целевой.
Законодательство о труде и охране труда является основой управления охраной труда.Оно заключает в себя целый ряд законов, главными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ (Кодекс).
В Основах зафиксированы права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда, в частности:
— на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
— на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанны ми с исполнением им трудовых обязанностей;
— на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске поврежденияздоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных травмоопасных производственных факторов;
— на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
— на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счетсредств работодателя.
В Кодексе вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».
В первом из этих разделов констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых; на обязательное социальное страхование; на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защиту своих трудовых прав и ряд других.
В главе «Коллективный договор» раздела 2 говорится об обязанности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В этом же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного договора (гл. «Участие работников в управлении организацией»).
В разделе «Трудовой договор работодателя» зафиксирована обязанность работодателя обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.
В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие последней включает в себя выполнение работниками требований Кодекса (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговоров вплоть до увольнения с работы.
В разделе «Охрана труда» отмечается, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. В ней подробно рассмотрены соответствующие обязанности последних.
В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с охраной труда, которые для них предусмотрены.
Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.
Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и кроме того подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Законодательством Российской Федерации может быть установлен более высокий возраст для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров. Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Запрещен прием на работу лиц до 15 лет. Исключение составляют обучающиеся в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования, привлекаемых для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не
нарушающего процесса обучения в свободное от него время. Они могут быть взяты на работу по достижении ими 14 лет, но только с согласия родителей (гл. «Заключение трудового договора»).
В условиях рыночных отношений большую роль для обеспечения охраны труда играет принятый в 1998 г. закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год» обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может розниться более чем в 40 раз.