Причины аварий и катастроф техногенного характера.
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 6
«Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени».
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема 6
«Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»
Основные вопросы темы
1.Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Причины аварий и катастроф техногенного характера.
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
5. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
6. Сборник №3. Библиотечка журнала "Военные знания". М:, 1998. 47 с. С. 3-9.
7. «Гражданская защита», 1999, №8, С 13-16
8. В А Владимиров Современная война и гражданская оборона
Введение.
Современная цивилизация столкнулась с огромной проблемой: основа бытия общества - промышленность, сконцентрировав в себе колоссальные запасы энергии и новых материалов, стала угрожать жизни и здоровью людей, окружающей природной среде.
Аварии в области современной техносферы по своим масштабам и тяжести последствий уже сравнимы с природными катастрофами. Свидетельством тому являются взрывы на железнодорожных станциях Арзамас-1 и Свердловск-Сортировочная (1988 г.), авария на продуктопроводе в Башкирии (1989 г.), катастрофа на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и др.
Эти и другие происшествия (как у нас в стране, так и за рубежом) вынудили осознать их главную особенность - возросший масштаб последствий, превращающий аварию в катастрофу. При этом в возникающую ситуацию вовлекается население, окружающая среда, экономические структуры целых регионов.
Угрозу жизни и здоровью людей несут и чрезвычайные ситуации, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, снежные бури и заносы, лесные и торфяные пожары, эпидемии и др.). В ряде регионов Российской Федерации сложилась неблагоприятная или даже угрожающая экологическая обстановка. Яркий примером может служить небывалое наводнение на Дальнем Востоке (2013 г.)
С сожалением следует констатировать тот факт, что количество аварий и катастроф, происходящих в нашей стране и, в частности, в г. Москве, из года в год увеличивается, и на будущее специалисты прогнозируют их дальнейший устойчивый рост.
Таким образом, вопросы подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях приобретают все большее значение. Анализ показывает, что если бы общество было более подготовлено по вопросам действий в чрезвычайных ситуациях, то последствия многочисленных аварий, стихийных бедствий и катастроф могли бы быть гораздо менее тяжелыми.
1. Основные понятия.
Социального характера.
ЧС техногенного характера
ЧС 1-й группы подразделяются на следующие типы (каждый тип имеет свои виды):
1. Транспортные аварии и катастрофы (подразделяются на виды - аварии товарных поездов, пассажирских, речных судов, авиакатастрофы и т.п.).
2. Пожары, взрывы (угроза взрывов).
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ.
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.
5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ.
6. Внезапное обрушение зданий, сооружений.
7. Аварии на электроэнергетических системах.
8. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.
9. Аварии на очистных сооружениях.
10. Гидродинамические аварии.
ЧС природного характера
Ко 2-й группе относятся:
• Геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов);
• Геологические опасные явления (оползни, сели, обвалы, осыпи, провалы земной поверхности, пыльные бури и др.);
• Метеорологические и агрометеорологические опасные явления (бури, ураганы, смерчи, вертикальные вихри, крупный град, ливень, гололед, засуха, суховей, заморозки и т.п.);
• Морские гидрологические опасные явления (тропический циклон, цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря, напор льдов, дрейф льдов, обледенение судов и портовых сооружений);
• Гидрологические опасные явления (наводнение, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны и др.);
• Гидрогеологические опасные явления (низкий или высокий уровень грунтовых вод);
• Природные пожары (лесные, торфяные, подземные пожары горючих ископаемых).
• Инфекционная заболеваемость людей.
• Инфекционная заболеваемость с/х животных.
• Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.
Что делать?
Среди мер по предупреждению ЧС названы:
· высокий профессионализм руководящего состава, рабочих и служащих,
· воспитание ответственности за строжайшее соблюдение технологической дисциплины - 56,6%;
· повсеместная государственная дисциплина, надзор и контроль в области защиты населения и территорий - 51,5%;
· создание механизма материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по предупреждению ЧС -36,8%;
· поддержание в готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС - 33,4%;
· своевременный сбор сведений и обмен информацией в области защиты населения и территорий - 31%;
· наличие конкретной нормативно-правовой базы по вопросам предупреждения ЧС - 27,6%.
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 6
«Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени».
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема 6
«Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»
Основные вопросы темы
1.Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Причины аварий и катастроф техногенного характера.
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
5. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
6. Сборник №3. Библиотечка журнала "Военные знания". М:, 1998. 47 с. С. 3-9.
7. «Гражданская защита», 1999, №8, С 13-16
8. В А Владимиров Современная война и гражданская оборона
Введение.
Современная цивилизация столкнулась с огромной проблемой: основа бытия общества - промышленность, сконцентрировав в себе колоссальные запасы энергии и новых материалов, стала угрожать жизни и здоровью людей, окружающей природной среде.
Аварии в области современной техносферы по своим масштабам и тяжести последствий уже сравнимы с природными катастрофами. Свидетельством тому являются взрывы на железнодорожных станциях Арзамас-1 и Свердловск-Сортировочная (1988 г.), авария на продуктопроводе в Башкирии (1989 г.), катастрофа на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и др.
Эти и другие происшествия (как у нас в стране, так и за рубежом) вынудили осознать их главную особенность - возросший масштаб последствий, превращающий аварию в катастрофу. При этом в возникающую ситуацию вовлекается население, окружающая среда, экономические структуры целых регионов.
Угрозу жизни и здоровью людей несут и чрезвычайные ситуации, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, снежные бури и заносы, лесные и торфяные пожары, эпидемии и др.). В ряде регионов Российской Федерации сложилась неблагоприятная или даже угрожающая экологическая обстановка. Яркий примером может служить небывалое наводнение на Дальнем Востоке (2013 г.)
С сожалением следует констатировать тот факт, что количество аварий и катастроф, происходящих в нашей стране и, в частности, в г. Москве, из года в год увеличивается, и на будущее специалисты прогнозируют их дальнейший устойчивый рост.
Таким образом, вопросы подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях приобретают все большее значение. Анализ показывает, что если бы общество было более подготовлено по вопросам действий в чрезвычайных ситуациях, то последствия многочисленных аварий, стихийных бедствий и катастроф могли бы быть гораздо менее тяжелыми.
1. Основные понятия.