Ресурсное обеспечение Стратегии
Источниками финансовых ресурсов для реализации стратегических мероприятий станут: федеральный бюджет, консолидированный бюджет республики, местные бюджеты и внебюджетные средства (собственные средства предприятий, привлекаемые инвестиции и заемные средства).
Предусматривается разработка и осуществление системы мер по интенсификации использования децентрализованных источников ресурсов реализации стратегических направлений развития региона. Под децентрализованными источниками ресурсов реализации Стратегии понимается использование трудовых ресурсов региона и привлечение их из соседних субъектов Федерации, финансирование реализации стратегических направлений развития региона из регионального и муниципальных бюджетов, а также активизацию потенциала межрегионального сотрудничества и вовлечение земель в хозяйственный оборот. Интенсификация использования трудовых ресурсов предполагает снижение уровня безработицы и повышение качества трудовых ресурсов — образования, квалификации, мобильности, адаптивности, дисциплинированности, ответственности. Под активизацией потенциала межрегионального сотрудничества понимаются меры осуществления взаимовыгодного сотрудничества с регионами России, а также безвозмездная помощь от более финансово обеспеченных регионов регионам, отстающим в социально-экономическом развитии. Предусматривается продолжение практики сотрудничества Республики Тыва имеет с Москвой и Московской областью.
Для перехода республики к стабильному бездотационному развитию предлагаются следующие основные направления интенсификации использования децентрализованных источников реализации Стратегии:
1. совершенствование земельных и имущественных отношений;
2. развитие системы общественных финансов, совершенствование банковской системы и финансово-бюджетной политики;
3. совершенствование инвестиционной политики с целью роста инвестиционной привлекательности региона;
4. совершенствование социальной политики для снижения оттока квалифицированных кадров и повышения качества трудовых ресурсов региона.
В области регулирования земельных и имущественных отношений необходимо предусматривать поэтапное повышение капитализации имущественного комплекса субъектов, ведущих деятельность на территории региона на основе объективной рыночной оценки земельных участков и имущества. Здесь возможно создание регионального залогового фонда для снижения рисков заимствования на финансовых рынках, повышение ликвидности долговых обязательств региона и снижение затрат по обслуживанию государственного долга ДР. В рамках региональных схем территориального развития и генеральных планов развития основных городов регионального подчинения может быть полезной разработка программы по выводу части промышленных предприятий из городов, создание промышленных парков в сочетании с развитием транспортно-логистических узлов, что увеличит предложение земель под жилищное и культурно-бытовое строительство, снизит остроту экологических проблем городов.
Основными индикаторами качества управления имущественными и земельными отношениями должно стать кратное повышение (в 3–4 раза) доходов регионального и муниципальных бюджетов от использования имущества; доля налогов, связанных с землёй и недвижимостью в доходах консолидированного регионального бюджета, должна возрасти с 7–8 % в 2010 г. до 25 % к 2030 г.; отношение стоимости земельных участков и недвижимости к ВРП может превысить 50 %; доля доходов от операций с недвижимостью в ВРП должна составить более 5 %.
Главной задачей совершенствования банковской системы и финансово-бюджетной политики в региона для формирования децентрализованных ресурсов реализации Стратегии развития можно считать создание форм, инструментов (разнообразие форм кредитов, привилегий и льгот) и инфраструктуры трансформации сбережений населения в инвестиции как источника увеличения объёма инвестиций.
Финансирование Стратегии за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Тыва планируется осуществлять в рамках финансирования мероприятий по действующим государственным программам Российской Федерации, республики и муниципальным программам. Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на реализацию стратегических направлений, определяется на очередной финансовый год в соответствие с бюджетных прогнозом Республики Тыва.