Развитие системы здравоохранения
Состояние демографической ситуации является одним из важных индикаторов социально-экономического развития региона. Сложившаяся возрастная структура населения республики характеризуется прогрессивным типом демографии или население в возрасте моложе трудоспособного (0-15 лет) составляет 34% от общей численности против 18% по Российской Федерации. Следует отметить, что имеет место тенденция нагрузки на трудоспособный возраст. На трудоспособный возраст приходится 44,9% лиц, не занятых в экономике, а по России 42,6% с учетом доли не только детей, но и лиц, старше трудоспособного возраста – 10,9% (по РФ – 24,6%).
Современное состояние здоровья населения Республики Тыва характеризуется позитивными тенденциями по продолжительности жизни с 2006 года и показателя смертности населения с 2012 года. Несмотря на демографические ямы в середине 1990-х, которые с 2012 года привели к снижению показателей рождаемости (по прогнозам, продолжится до 2018 года), ожидается рост показателя в 2020 году с пиком к 2030 году с показателем 26,0 на 1000 населения. Показатель общей смертности населения имеет устойчивую тенденцию к снижению и, по прогнозным данным, к 2030 году достигнет 7,2 на 1000 населения. Продолжительность жизни достигнет 71 года. С 2005 по 2016 годы продолжительность жизни населения выросла на 8,4 лет.
Для обеспечения доступности медицинской помощи, оптимального распределения ресурсов медицинских организаций в рамках модернизации здравоохранения республики в 2012-2013 годы была создана трехуровневая система оказания медицинской помощи.
В целях улучшения организации оказания первичной медико- санитарной помощи сельским жителям республики продолжено строительство фельдшерско-акушерских (ФАП), а также использование с 2014 года выездных форм работы по губернаторскому проекту «Маршрут здоровья».
Сформирован межмуниципальный уровень с целью оказания населению специализированной помощи на высоком уровне и качестве при жизнеугрожающих состояниях (остром коронарном синдроме, инфаркте миокарда, инсультах, тяжелых травмах, комах и др.). За счет оптимального размещения медицинских центров второго уровня обеспечивается доставка пациентов из любой точки республики в течение «золотого часа».
При оказании скорой медицинской помощи отработаны схемы маршрутизации пациентов, утверждены стандарты оснащения автомобилей скорой медицинской помощи для всех классов, полностью обновлены укладки и наборы, с 2017 года увеличено количество предоставленных медицинских услуг с использованием санитарной авиации.
Внедрение современных информационных систем, проведенные в рамках программы модернизации здравоохранения в период 2011-2013 годов, обеспечила уровень «базовой информатизации», согласно концепции создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения республики (ЕГИСЗ).
В Республике Тыва функционирует региональные информационные системы, автоматизирующие процессы льготного лекарственного обеспечения, диспетчеризации санитарного автотранспорта, единого хранения медицинских изображений, дистанционного взаимодействия медицинских работников, электронной записи граждан на прием к врачу.
Внедряется региональный компонент федеральной системы «Интегрированная электронная медицинская карта». Одним из первых электронных сервисов для граждан республики в здравоохранении на Едином портале государственных услуг стал в 2017 году запуск услуги записи на прием к врачу. В результате проводимых мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения республики отмечается улучшение демографической ситуации, отражающее устойчивую положительную тенденцию к снижению смертности населения по всем основным группам заболеваний и увеличению продолжительности жизни.
Прогнозируется дальнейшее снижение младенческой смертности, которое наметилось с 2013 года. К 2020 году этот показатель достигнет 7,4 на 1000 родившихся живыми, к 2025 году – 6,6, к 2030 году – 5,0.
Прогнозный анализ состояния здоровья населения и отрасли здравоохранения в республике показывает возможные риски роста заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, обусловленных ростом доли старшего поколения. К 2030 году прогнозируется риск роста показателя смертности от болезней системы кровообращения до 352,0 на 100 тыс. населения в связи с ростом числа пожилых людей. Прогнозируемый показатель смертности от новообразований составит 198,0 на 100 тыс. населения. Поставлена задача сохранить данный показатель 120,0 на 100 тыс. населения или на уровне 2016 года.
Результативность работы планируется обеспечить также за счет привлечения частного инвестора для дальнейшего развития здравоохранения, в том числе увеличения доли высокотехнологичной медицинской помощи. Доля раннего выявления злокачественных новообразований к прогнозируемому периоду составит 529,2 на 100 тыс. населения или 62,8% от общего количества больных.
Концентрации усилий потребует задача преломления ситуации с туберкулезом – потребуются кардинальные меры по сокращению бациллярных очагов. Для повышения эффективности лечения необходимо повысить охват населения флюорографическим обследованием, популяризировать меры профилактики и ранней диагностики заболевания, а также мотивировать население к длительному, требующему терпение и выдержку, но успешному излечению.
К 2030 году также поставлена задача снижения смертности от туберкулеза до 26,9 на 100 тыс. населения. Показатель заболеваемости туберкулезом будет расти в связи с увеличением охвата населения профилактическими осмотрами и в 2020 году составит 185,0-186,0 на 100 тыс. населения. К 2025 году показатель начнет снижаться до 177,0-180,0, к 2030 году составит 170,0-164,0.
Стратегические приоритеты развития здравоохранения в Республике Тыва в 2018 – 2030 годы предусматривают:
1. Внедрение передвижных форм оказания медицинской помощи, телемедицинских и других современных технологий медицинского обеспечения населения; оказание экстренной медицинской помощи населению, в том числе проживающему в труднодоступных местностях республики, с использованием санитарной авиации;
оптимизации технологических процессов в медицинских организациях и устранения необоснованных потерь времени и ресурсов.
2. Разработка и внедрение новых медицинских и информационных технологий в здравоохранение республики путем расширения перечня высокотехнологичных методов лечения заболеваний посредством внедрения новых технологий лечения на основе персонализированной фармакотерапии;
предоставления пациентам услуг персонализированной медицины, в том числе посредством выявления предрасположенности к заболеваниям на основе генного тестирования.
3. Совершенствование системы непрерывного повышения квалификации медицинских работников.
Задачами развития системы здравоохранения Тувы являются:
Модернизация системы оказания медицинской помощи в экстренной форме в труднодоступных территориях республики с использованием межведомственного взаимодействия, санитарной авиации и возможностей телемедицинских технологий.
Внедрение системы нормативно-справочной информации Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), внедрение электронного медицинского документооборота, электронных сервисов для граждан и медицинских работников.
Внедрение современных методов молекулярно-генетической диагностики и мониторинга течения заболеваний.
Создание сети центров предиктивной и персонализированной медицины для: внедрения персонализированных профилактических программ на основе предиктивного анализа и скрининга состояния здоровья.
Внедрение профессиональных стандартов для всех специалистов в отрасли, а также системы повышения квалификации и аккредитации врачей и среднего медицинского персонала.
Развитие института страховых представителей в страховых медицинских организациях в целях обеспечения защиты прав застрахованных граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, повышения профилактической медицинской активности граждан.
Создание централизованной системы государственного контроля качества работы медицинских и фармацевтических организаций.
Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов и медицинских изделий от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из обращения контрафактных и недоброкачественных препаратов.
Укрепление материально-технической базы медицинских организаций осуществляется посредством реализации приоритетных проектов «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», «Развитие национальных медицинских исследовательских центров» и ведомственных проектов, в том числе «Повышение доступности медицинской помощи в сельских населенных пунктах».
До 2030 года предстоит обеспечить достижение следующих целевых показателей:
- снижение смертности от всех причин до уровня 7,2 на 1000 населения;
- снижение младенческой смертности до 5,0 на 1000 родившихся живыми;
- сохранение уровня смертности от болезней системы кровообращения до 352,0 на 100 тыс. населения;
- сохранение смертности от новообразований до уровня 198,0 на 100 тыс. населения;
- снижение уровня смертности от туберкулеза до 26,9 на 100 тыс. населения;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 71,0 года.