Системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства

СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Направление /специальность:13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника

(код, наименование специальности /направления)

Профиль /специализация: Промышленная теплоэнергетика__

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ____

Форма обучения: _ заочная____________ ______

Москва

Рисунок 1. Структурная схема районного теплоснабжения от водогрейной котельной: а - непосредственное (зависимое) присоединение; б - независимое присоединение; l - система горячего теплоснабжения; ll - система отопления и вентиляции; III - система отопления и другие виды теплопотребления; 1 - водогрейный котел; 2 - рециркуляционный насос; 3 - сетевой насос; 4 - грязевик; 5 - регулятор подпитки; 6 - подпиточный насос; 7 - установка химводоочистки

Структурная схема теплоснабжения от паровой котельной приведена на рис. 2. Пар в паровые сети поступает непосредственно из котлов 1. Конденсат (трубопроводы показаны штриховыми линиями) возвращается в сборный конденсатный бак 8. Циркулирующая при помощи насосов 3 сетевая вода подогревается в пароводяных водонагревателях 2. Для восполнения утечек и водоразбора в сеть подпиточным насосом 6 через регулятор подпитки 5 добавляется вода от установки химводоочистки 7, прошедшая предварительную деаэрацию.

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

Рисунок 2. Структурная схема районного теплоснабжения от паровой котельной: а - непосредственное (зависимое) присоединение потребителей; б - независимое присоединение потребителей; 1 - паровой котел; 2 - пароводяной водонагреватель; 3 - сетевой насос; 4 - грязевик; 5 - регулятор подпитки; 6 - подпиточный насос; 7 - установка химводоочистки; 8 - конденсатный бак; 9 - питательный насос

Главными источниками теплоты при теплофикации, под которой понимают централизованное теплоснабжение на базе комбинированного производства электроэнергии и теплоты, являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Схемы ТЭЦ, обеспечивающих комбинированную выработку теплоты и электроэнергии, зависят от типа теплофикационных турбин и принятой системы теплоснабжения.

На рис. 3 показана структурная схема теплофикации на базе ТЭЦ с теплофикационной турбиной. Пар из котла 1 поступает в турбину 2. Часть пара давлением 0,12...0,25 МПа отбирают из турбины, и она поступает в водонагреватели 4 сетевой (теплофикационной) воды, циркуляцию которой в тепловой сети и системах потребителей теплоты обеспечивают сетевые насосы 9. Отдав в водонагревателях 4 скрытую теплоту парообразования, пар конденсируется. Насосы 13 направляют конденсат в регенеративные подогреватели 14 для подогрева питательной воды, направляемой в котлы. Паром указанного выше давления можно нагреть воду до температуры 104... 115 °С. Для получения теплофикационной воды с более высокой температурой (до 150 °С) применяют подогрев в пиковой котельной 5 с водогрейными котлами. Возможные утечки из сети и водоразбор компенсируют специально подготовленной в установке химводоочистки 15 водой, подаваемой подпиточным насосом 10 через регулятор подпитки 7.

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

Рисунок 3. Структурная схема теплофикации: а - непосредственное (зависимое) присоединение потребителей; б - независимое присоединение потребителей; 1 - паровой энергетический котел; 2 - теплофикационная турбина; 3 - генератор переменного тока; 4 - водонагреватель; 5 - пиковая котельная с водогрейными котлами; 6 - задвижка; 7 - регулятор подпитки; 8 - грязевик; 9 - сетевой насос; 10 - подпиточный насос; 11, 13 - конденсатные насосы; 12 - конденсатор турбины; 14 - регенеративный подогреватель; 15 - установка химводоочистки

Сравнение ТЭЦ с конденсационной электрической станцией (КЭС), т.е. с паротурбинной электростанцией, вырабатывающей только электроэнергию, показывает, что на ТЭЦ теплота, затраченная на производство пара, используется значительно полнее, так как скрытая теплота парообразования отборов пара передается теплофикационной воде, подаваемой затем тепловым потребителям. На КЭС же скрытая теплота парообразования отработавшего в турбинах пара передается в конденсаторе охлаждающей воде, которая поступает в градирню, т. е. как источник теплоты не используется. Поэтому КЭС имеет КПД до 40%, тогда как у ТЭЦ он достигает 80 %.

Таким образом, теплофикация позволяет более рационально использовать топливо, а значит, экономить его. В этом главнейшая выгода теплофикации по сравнению с раздельным теплоснабжением от котельных и электроснабжением от КЭС. При комбинированной схеме уменьшаются и другие издержки производства, однако ТЭЦ требует больших капиталовложений, чем котельная и КЭС.

Экономичность теплофикации зависит от размера дополнительных капиталовложений при теплофикации (табл. 1, 2), количества и стоимости сэкономленного топлива, соотношения численности персонала, обслуживающего сравниваемые установки. Чем меньше мощность ТЭЦ, тем менее экономична теплофикация.

Таблица 1. Приближенные удельные капиталовложения в прогнозных ценах 2004 г. в строительство некоторых котельных с водогрейными котлами

Тип котла Число котлов Установленная мощность, МВт Удельные капиталовложения, млн руб./МВт, в зависимости от вида топлива*
Уголь Газ и мазут
КВГМ-10 - 2,5/1,5
- 2,1/1,3
КВТС-20 1,9/1,1 -
КВГМ-20 - 1,7/1,0
ПТВМ-30 - 1,9/1,3
ПТВМ-50 - 1,2/0,7
- 1,2/0,8
ПТВМ-100 - 1,3/0,8
КВГМ-100 - 1,4/0,8
- 1,3/0,8

Примечание. В таблице даны полные стоимости строительства котельных, включающих в себя главный корпус, дымовую трубу, топливное хозяйство, наружное кабельное хозяйство, устройства внешнего золоудаления, объекты обслуживающего и подсобного назначения, установку химводоочистки, транспортное хозяйство, внешние коммуникации, временные здания и сооружения и др.

* В числителе - общие капиталовложения, в знаменателе - стоимость строительно-монтажных работ.

Таблица 2. Приближенные удельные капиталовложения в ценах 2004 г. в строительство некоторых котельных с паровыми котлами

Тип котла Число котлов Установленная паропроизводительность, т/ч Удельные капиталовложения, млн руб./т, в зависимости от вида топлива*
Уголь Газ и мазут
Е-25-С 1,7/1,0 -
Е-35ГМ - 1,4/0,8
К-50-40-1 2,1/1,1 -
ГМ-50-14 - 1,7/0,8
ГМ-50-40-1 - 1,7/1,0
БКЗ-75-39ФБ 2,0/1,1 -
1,9/1,1 -
БКЗ-75-39ГМ - 1,6/0,9
- 1,4/0,7

* В числителе - общие капиталовложения, в знаменателе - стоимость строительно-монтажных работ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

Кафедра «Теплоэнергетика и водоснабжение на железнодорожном транспорте»

Автор: Зыков А.П., доктор технических наук, доцент

ВВЕДЕНИЕ

Организм человека непрерывно выделяет тепло, количество которого - qчтв Вт, зависит от индивидуальных особенностей человека и интенсивности выполняемой им работы.

Часть выделяемого тепла - qчф Вт, используется для обеспечения протекания физиологических процессов организма, а основное количество расходуется на испарение пота с поверхности тела - qчи Вт, и отводится в окружающую среду за счет конвективного - qчк Вт, и лучистого - qчл Вт, теплообмена с ней. При изменении параметров окружающей среды или интенсивности труда, соотношения перечисленных величин и их численные значения могут существенно меняться, в то время как высокая работоспособность и ощущение комфорта у человека сохраняется только при равновесии теплопотерь и тепловыделений его организма:

qчтв - qчф - qчи - qчк - qчл =0. (1.1)

Собственная система терморегуляции человеческого организма в состоянии поддерживать равновесие его тепловыделений и теплопотерь лишь при колебаниях температуры воздуха окружающего человека в пределах от 14 до 23 °С [4].

В холодный период года, когда температура наружного воздуха - tн °C, опускается ниже toвp, для предотвращения снижения температуры воздуха в помещение ниже минимально допустимого значения, необходимо подводить в него тепло от системы отопления.

Большинство регионов России расположено в зонах с суровым климатом, где в течение продолжительных периодов (Дудинка - 305, Москва - 213, Сочи - 90 суток в году) наблюдаются температуры tн ниже toвp.

Комфортные температуры воздуха в помещении обеспечиваются при этом, только при работе систем отопления, потребляющих до 30% всего расходуемого в стране топлива.

Инженер-промтеплоэнергетик, также как и бакалавры-теплоэнергетики, в процессе своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с процессами проектирования, эксплуатации и совершенствования систем отопления жилых, общественных и промышленных помещений и должен уметь:

-определять их потребности в тепле;

-свободно ориентироваться в многообразии используемых отопительных систем и их элементов и выбирать наиболее рациональные из них;

-изыскивать оптимальные пути снижения затрат топливно-энергетических, материальных и денежных ресурсов на сооружение и эксплуатацию систем отопления, при сохранении высокой надежности их работы и необходимого уровня комфортности для находящихся в помещениях людей и проводимых технологических процессов.

Пример 2. 1

Определить оптимальное значение температуры воздуха в рабочей зоне производственного помещения с нормальным влажностным режимом. В помещении круглосуточно находятся люди, выполняющие работу средней тяжести категории IIА. Ограждения помещения состоят из двух торцевых - площадью F1 = F2 = 36 м2, двух боковых F3 = F4 = 72 м2 , потолочного F5 = 72 м2, пола F6 = 72 м2.

Торцевое ограждение F1 соприкасается с наружным воздухом, а потолочное – F5 выходит на чердак с кровлей из рулонных материалов. Остальные ограждения соприкасаются с другими помещениями, в которых поддерживается температура t°вр = 21 °С.

Решение

1. Из таблицы 2.2 , для работ категории IIА выбираем оптимальное значение температуры воздуха в помещении t°пом = 20 °С и допустимое значение относительной влажности системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru двр=60%.

2. Принимаем предварительное значение температуры воздуха в рабочей зоне помещения t’вр=21 °С.

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru 3. При использованием "I-d" -диаграммы, определяем значение температуры "точки росы" tp =13,0 °С .

4. Определяем температурный перепад между температурой воздуха в помещении и температурой точки росы:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

5. Так как системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru t больше значений системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru tн рекомендуемых таблицей 2.3 , то для торцевого ограждения принимаем

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

и для потолочного

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

6. Определяем температуры внутренней поверхности торцевого F1 и потолочного F5 ограждений:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

7. Для остальных ограждений

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

8. Определяем по формуле (2.2) средневзвешенное значение температуры внутренних поверхностей ограждений помещения:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

9. Из выражения (2.1) вычисляем оптимальное значение температуры воздуха в рабочей зоне помещения t°вр, необходимое для комфортного самочувствия находящихся в нем людей:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

Так как значение toвp близко к предварительно принятому значению tвp =21 °С, то уточнения не производим и окончательно принимаем tвp =21,6 °С.

Пример 2.2

Для условий примера 2.1 определить минимальное допустимое комфортное значение температуры воздуха в помещении tврдmin, °С и максимально допустимое число часов за год системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru n30, ч/год, в течение которых tвp может опускаться ниже tврдmin, если здание с рассматриваемым помещением расположено в Москве.

Решение

1. По данным таблицы 2.4 при круглосуточном пребывании людей в помещении уровень требований к микроклимату в нем высокий :

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

и

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

2. Вычисляем минимально-допустимое комфортное значение температуры воздуха в помещении

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

3.Используя выражение (2.4) и, определив из Приложения 1, продолжительность отопительного периода в г. Москве n0=5112 ч/год, определяем максимально-допустимую суммарную годовую продолжительность периодов, в течение которых температура воздуха в помещении может опускаться ниже

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

2.2. РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Изменение параметров наружного воздуха (температуры - tн, скорости ветра - Wн и относительной влажности - системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru н) оказывает непосредственное влияние на изменение теплового потока уходящего наружу через ограждения помещения и на затраты тепла для подогрева холодного воздуха и холодных материалов, поступающих в помещение снаружи.

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru В свою очередь, изменение теплопотерь помещения будет отражаться или на изменении температуры

внутреннего воздуха или на режиме работы системы отопления помещения поддерживающей стабильное значение температуры внутреннего воздуха

Многолетние наблюдения за климатом нашей страны позволили установить, что параметры наружного воздуха непрерывно меняются и колеблются в течение суток, месяцев, лет, веков, а характер этих изменений индивидуален для каждого региона или населенного пункта и для любого будущего момента времени точно не прогнозируем, а носит вероятностный характер.

Вместе с тем, результаты этих наблюдений и их последующая статистическая обработка позволили с большой степенью вероятности выявить для каждого населенного пункта усредненную за 30-50 лет продолжительность — ni, ч, стояния в течение года любого значения температуры наружного воздуха — tнi, °С. (В Приложении 1 для ряда населенных пунктов приведены эти данные.)

Однако для выбора максимальной (расчетной) мощности отопительной системы, устанавливаемой в помещении, а также теплотехнических и конструктивных характеристик ограждающих помещение конструкций, необходимо из всей совокупности наблюдаемых в регионе наружных температур, выбрать такое ее значение tнi= tнро, при котором комфортное значение внутренней температуры — toвp будет поддерживаться с необходимым коэффициентом обеспеченности — Квноб.

Выбирая численное значение tнпо для различных типов зданий, учитывают то обстоятельство, что суточные колебания температуры наружного воздуха вызывают изменения как теплового потока через ограждения, так и распределения температуры материала в толще и на поверхностях ограждения. При этом, колебания температур материала по мере удаления от наружной поверхности уменьшаются по величине и запаздывают по фазе и амплитуда колебаний температуры внутренней поверхности ограждения существенно меньше амплитуды суточных колебаний температуры наружного воздуха.

Степень затухания этих колебаний определяется тепловой инерцией — Doгp, используемых ограждений:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru где Mс — количество слоев материалов, входящих состав ограждающей конструкции, шт.;

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru термическое сопротивление i-ro слоя ограждающей конструкции,

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru толщина i-ro слоя, м;

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru , — коэффициент теплопроводности материала i-гo слоя,

c- коэффициент теплоусвоения материала i-гo слоя ограждения при периоде колебаний наружной температуры равном 86400с,

Большинство современных зданий обладают большой инерционностью (D системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru 7,0) и в их ограждениях происходит настолько значительное снижение амплитуд колебаний температур, что для поддержания оптимального значения внутренней температуры — toвp с коэффициентом обеспеченности Квноб=0,98 достаточно в качестве расчетной температуры наружного воздуха — tнро принять такое значение tнi, при котором более низкие температуры могут наблюдаться в течение не более 8% продолжительности отопительного периода, т.е. системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

Учет инерционности ограждений позволил выявить и регламентировать [2] расчетные параметры наружного воздуха для проектирования систем отопления и ограждающих конструкций различных типов зданий.

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru Для проектирования систем отопления и ограждений зданий с Doгp системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru 7,0 за расчетную температуру наружного воздуха принимают среднюю температуру наиболее холодных пятидневок, отобранных по одной из восьми наиболее холодных зим, наблюдавшихся в данном населенном пункте за последние 50 лет. (Для ряда населенных пунктов эти температуры обозначенные приведены в приложении 2.)

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru Для зданий с малой инерционностью ограждений (Dorp < 4,0) за расчетную температуру принимают среднюю температуру восьми наиболее холодных суток из 8 наиболее холодных зим за последние 50 лет.

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru Для зданий с средней инерционность ограждений за расчетную принимают

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

Применение параметров Б при проектировании ограждений и систем отопления в зданиях различного типа обеспечивает заданный уровень микроклимата помещений с коэффициентом обеспеченности не менее

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

Пример 2.3

Определить расчетную температуру наружного воздуха для проектирования системы отопления в расположенном в г. Москве жилом здании, построенном из глиняного обыкновенного кирпича , на цементно-песчаном растворе с толщиной слоя 001м системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru к = 0,515м, и покрытого изнутри слоем известково-песчаной штукатурки толщиной системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru ш = 0,03 м.

Решение

1. Из приложения 3 находим:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru для обыкновенного глиняного кирпича на песчано-цементном растворе: плотность: кг/м ; удельная теплоемкость:

коэффициент теплопроводности:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru для известково-песчаной штукатурки:

плотность:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru удельная теплоемкость:

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru коэффициент теплопроводности:

2. Вычисляем инерционность ограждающей конструкции жилого дома по формуле (2.5).

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru

системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru системы теплоснабжения предприятий промышленности, железнодорожного транспорта и жилищно-комунального хозяйства - student2.ru 3. Так как, то из приложения 2 находим для г. Москвы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

Кафедра «Теплоэнергетика и водоснабжение на железнодорожном транспорте»

Автор: Зыков А.П., доктор технических наук, доцент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

Кафедра «Теплоэнергетика и водоснабжение на железнодорожном транспорте»

Автор: Зыков А.П., доктор технических наук, доцент

ВВЕДЕНИЕ

Кондиционирование воздуха — это придание ему и автоматическое поддержание необходимых тепловлажностных качеств. При этом в отличие от общеобменной вентиляции и отопления при кондициониро­вании в течение круглого года и особенно в теплое время в помещени­ях можно поддерживать любые желаемые — постоянные или изменяю­щиеся по программе — параметры внутреннего воздуха, независимо от наружных метеорологических условий и переменных поступлений В помещение тепла и влаги.

Системы кондиционирования, как правило, снабжаются средствами для очистки воздуха от пыли, бактерий и запахов; подогрева, увлажнения и осушения его; перемещения, распределения и автоматического регулирования температуры воздуха, его относительной влажности, а иногда также и средствами регулирования газового состава и ионосодержания воздуха.

Техника кондиционирования воздуха имеет более чем полувековую историю, однако до 50-х годов в СССР она развивалась весьма медленно, что объясняется главным образом отсутствием серийного заводского производства кондиционеров, необходимых средств автоматизации, дистанционного контроля и управления, а также недостаточным по номенклатуре и количеству производством холодильного оборудования.

В 1954—1955 гг. произошел серьезный перелом в производстве оборудования для кондиционирования воздуха. С тех пор созданы конструкции ряда типов кондиционеров и организовано их производство на специализированных предприятиях, расширена номенклатура и улучшены технические качества средств автоматизации, расширен ассортимент и увеличен выпуск холодильных машин. Тем не менее, предстоит еще большая работа по приведению отечественной техники кондиционирования воздуха в соответствие с потребностями народного хозяйства и уровнем, достигнутым в передовых в техническом отноше­нии зарубежных странах.

В настоящее время кондиционирование возду­ха применяется на промышленных предприятиях, главным образом на тех, где без него невозможно получение продукции с требуемыми стандартами качествами, а также в зрелищных, спортивных, административных и гостиничных зданиях. В жилых зданиях кондиционирование воздуха по ряду экономических и технических причин пока распространения не получило.

В ближайшее время кондиционирование воздуха найдет гораздо большее применение. Этому способствуют следующие объективные причины:

развитие новых производств машиностроительной, приборострои­тельной, электротехнической, радиотехнической, электронной, пище­вой, текстильной, химической и других отраслей промышленности, остро нуждающихся в поддержании определенных и постоянных параметров состояния воздуха;

возрастающие требования к облегчению условий труда и повыше­нию его производительности в горячих и мокрых цехах, угольных шахтах, рудниках и тепловых электростанциях;

оснащение предприятий промышленности и связи, научно-исследовательских и конструкторских организаций дорогостоящими приборами, механизмами и счетно-решающими машинами, точная и безотказная работа которых возможна только при определенных постоянных температуре и относительной влажности, воздуха;

увеличивающееся строительство закрытых помещений для длитель­ного пребывания больших количеств людей (театры, кинотеатры, за­крытые стадионы, спортивные, концертные и читальные залы, универсальные магазины, рестораны, кафе, закусочные, железнодорожные, речные, автомобильные и авиационные вокзалы и т. д.) и стремление обеспечить удовлетворительную круглогодовую эксплуатацию этих помещений;

новые тенденции в архитектуре, затрудняющие борьбу с избыточ­ным теплом и влагой обычными вентиляционными средствами (например, наблюдаемое в последнее время увеличение поверхностей остекления наружных стен);

высокие температуры наружного воздуха в летнее время в ряде рай­онов Советского Союза, нередко сочетающиеся с высокой относитель­ной влажностью, при которых обычная приточная вентиляция не в со­стоянии обеспечить необходимые внутренние метеорологические условия;

постепенное увеличение жилой площади и снижение себестоимости жилищного строительства, выдвигающие на первый план охлаждение в летнее время жилых зданий, расположенных в южных и юго-восточных районах Союза.

Системы кондиционирования

Комплекс технических средств, с помощью которых осуществляется кондиционирование воздуха, называется системой кондиционирования воздуха (СКВ). В СКВ входят оборудование для осуществления всевозможных процессов обработки воздуха, его перемещения и распределения, источники тепло- и холодоснабжения, средства автоматического регулирования, дистанционного управления и контроля, насосы и трубопроводы для тепло- и холодоносителя, местные подогреватели, охладители, осушители и, увлажнители, а также вспомогательное электрооборудование.

Основное оборудование для приготовления и перемещения воздуха обычно агрегируется в аппарат, называемый кондиционером. В отдельных случаях все технические средства для кондиционирования воздуха агрегируются в кондиционере, и тогда понятия СКВ и кондиционер становятся однозначными.

Системы кондиционирования воздуха подразделяются на комфорт­ные и технологические. Комфортные СКВ предназначены для создания и автоматического поддержания температуры, относительной влажно­сти, чистоты и скорости движения воздуха, наиболее отвечающих са­нитарно-гигиеническим требованиям; технологические СКВ предназ­начены для обеспечения параметров воздуха, в максимальной сте­пени отвечающих требованиям производства продукции.

Технологическое кондиционирование в помещениях, где находятся люди, осуществляется с учетом санитарно-гигиенических требований.

Основные санитарно-гигиенические требования следующие: 1) обес­печение в помещениях регламентируемых нормами метеорологических условий (температуры, относительной влажности, чистоты и скорости движения воздуха); 2) скорость и направления выпуска воздуха, а также разность температур между воздухом в помещении и подавае­мым воздухом, расположение воздухораспределителей и вытяжных от­верстий должны быть такими, чтобы в зоне пребывания людей отсут­ствовали местные вредные или неприятные токи воздуха и застойные места; 3) снижение шума в помещениях до уровня, не беспокоящего находящихся или работающих людей; 4) предотвращение проникания и распространения вредностей, дурных запахов или шума из одних помещений в другие.

Основные строительно-монтажные и архитектурные требования следующие: 1) минимальная потребность в площади для размещения оборудования и каналов как внутри обслуживаемых помещений, так и во вспомогательных помещениях (чердаках, подвалах, технических этажах); 2) соответствие внешних форм и отделки оборудования, рас­полагаемого внутри кондиционируемых помещений, архитектурному облику последних и отсутствие конструктивных деталей, ухудшающих интерьеры; 3) наименьшие затраты времени и труда на монтаж и ввод установок в эксплуатацию; 4) возможность строительства и ввода си­стем в эксплуатацию по этажам и даже по отдельным помещениям; 5) пробивка минимального количества отверстий в строительных конст­рукциях для прокладки каналов и трубопроводов, а также малый вес оборудования, что особенно важно при устройстве систем кондициониро­вания воздуха в существующих зданиях; 6) хорошая виброизоляция и звукоизоляция оборудования от строительных конструкций; 7) по­жарная безопасность и наличие средств для предотвращения распро­странения огня по каналам.

Основные эксплуатационные требования следующие: 1) возмож­ность быстрого переключения с режима обогрева на режим охлажде­ния в переходное время года, а также при резких переменах темпера­туры наружного воздуха и теплопоступлений, т. е. малая тепловая инерционность системы; 2) взаимная блокировка кондиционеров, за­ключающаяся в том, чтобы при выключении одного из кондиционеров можно было подать воздух из соседних кондиционеров, хотя бы в меньшем количестве; 3) обеспечение индивидуального регулирования температуры и относительной влажности воздуха в каждом отдельном помещении; 4) возможность отопления одних помещений при одновре­менном охлаждении других помещений, обслуживаемых той же систе­мой; 5) сосредоточение оборудования, требующего систематического обслуживания, в минимальном количестве мест; 6) простота и удобст­во обслуживания и ремонта, а также малая потребность в них за период эксплуатации; 7) возможность частичной перепланировки помещений в процессе эксплуатации без переустройства СКВ, что особенно важно, например, для промышленных зданий с быстро меняющейся технологией производства; 8) герметичность воздуховодов и притворов воздушных клапанов системы.

Основные экономические требования следующие: 1) минимальная стоимость оборудования и строительно-монтажных работ, длительный срок службы, а отсюда и минимальные амортизационные отчисления; 2) максимально возможная экономия электроэнергии, воды, тепла и особенно дорогостоящего холода.

Общие сведения

2.1. Назначение и область применения установок кондиционирования воздуха в промышленности и на железнодорожном транспорте

??

2.2 Техника кондиционирования и ее роль

??

СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Направление /специальность:13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника

(код, наименование специальности /направления)

Профиль /специализация: Промышленная теплоэнергетика__

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ____

Форма обучения: _ заочная____________ ______

Москва

Наши рекомендации