Аффективный компонент продуктивности
· Внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и порицания одинаково способствуют улучшению продуктивности деятельности.
· Адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и наказания понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельности.
· Внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, коррегируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности.
· Стойкое, несколько утрированное выражение серьезности, напряженной «работы мысли» в сочетании с выраженной нерешительностью и в самостоятельных действиях (часто наблюдается в связи со страхом обнаружить свою несостоятельность, иногда мнимую).
· На фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации эксперимента наличие сензитивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до отказа от работы) реакций на затруднения и порицания, грубо дезорганизующих деятельность.
· Стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией исследования (грубая дезорганизация деятельности).
· Полностью индифферентное отношение к различным ситуациям эксперимента в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности.
· Неадаекватно положительные эмоции назависимо от характера ситуации.
Активность
· Работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции).
· Нуждается в незначительной стимуляции по тем же причинам, но в большинстве заданий (эффект тот же).
· Необходима незначительная, но постоянная стимуляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях.
· Незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях.
· Наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысокм интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях.
· Необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности.
5/ Оценка собственных достижений (критика)
· Адекватная, самостоятельная, аргументированная.
· Снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не трудно было?).
· То же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имеющиеся трудности.
· Аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки.
· Отказ от оценки.
· Неадекватно завышенная оценка.
Темп и динамика продуктивности деятельности.
· Темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью.
· Несколько замедленный темп при упорядоченной деятельности.
· Темп в начале несколько замедленный, но постоянно ускоряющейся и до конца исследования стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядоченной деятельности (замедленная врабатываемость).
· Высокий или умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями или указаний на ошибки.
· Высокий или умеренный, но заметно замедляющейся к концу исследования.
· Ускоренный темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной, хаотической деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки.
· Крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.
Истощаемость
· Относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом ( возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действие других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью,, колебаниями внимания).
· Выявляется к концу исследования (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме.
· Те же явления, в той же степени, но примерно с середины исследования.
· То же , но с приобретением грубой выраженности к концу исследования.
Понимание обращенной речи
· Понимает большинство инструкций сразу (критерий – выполнение действий в русле инструкций и ответы в плане вопросов).
· Некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения.
· Большинство вопросов и инструкций требует уточнения, иногда упролщения формулировки или демонстрации нужных действий.