Сегментированный отчет по заводу № 1
Показатели | Виды продукции как сегменты завода № 1 | |||||||
Продукция «А» | Продукция «Б» | Продукция «В» | Итого по заводу | |||||
тыс. д.е. | % | тыс. д.е. | % | тыс. д.е. | % | тыс. д.е. | % | |
Выручка от продаж | ||||||||
Переменные затраты | 37,5 | 39,1 | 80,6 | 52,8 | ||||
Маржинальный ДОХОД 1 | 62,5 | 60,9 | 19,4 | 47,2 | ||||
Специальные (прямые) постоянные затраты | 26,7 | 20,9 | 23,9 | 23,2 | ||||
Маржинальный доход 2 | 35,8 | 40,0 | (80) | (4,5) | 24,0 | |||
Общие постоянные затраты | - | - | - | - | - | - | 12,1 | |
Операционная прибыль (прибыль от продаж) | 11,9 |
Анализ таблицы 3. показывает, что уровень доходности изделий «А» и «Б» достаточно высок, при том что у первого из них коэффициент валовой прибыли несколько превышает аналогичный показатель изделия «Б» (62,5% против 60,9%). Однако коэффициент сегментированной прибыли у изделия «А» ниже, чем у изделия «Б» (35,8% против 40%). Данная ситуация является результатом того, что доля прямых постоянных затрат в выручке от продаж изделия «А» выше, чем этот показатель у изделия «Б» (26,7% против 20,9%). Особое внимание следует обратить на изделие «В», доля переменных затрат на производство и реализацию которого в выручке от продаж очень высока (80,6%), и более чем в 2 раза превышает эти значения по изделиям «А» и «Б». В результате коэффициент валовой прибыли по рассматриваемому изделию в 3раза ниже, чем по другим изделиям (19,4% против 62,5% и 60,9% для изделий «А» и «Б» соответственно). Поскольку доля прямых постоянных затрат по изделию «В» значительна, в конечном итоге его производство дает сегментированный убыток, равный 80 тыс. д.е., а коэффициент сегментированного убытка составляет 4,5%. Таким образом, можно сделать вывод, что производство изделия В нецелесообразно, а прекращение выпуска приведет к увеличению операционной прибыли предприятия № 1 до 710 тыс. д.е., или на 12,7% (80 тыс. : 630 тыс.).
Однако такой вывод может оказаться преждевременным без рассмотрения уровня более детальных сегментов, формирующих затраты и выручку по изделию «В» в целом - сбытовых территорий, клиентов и т.д. Например, некоторые покупатели могут находиться намного дальше других, объем их закупок может быть значительно меньше, их требования к качеству продукции, в том числе к упаковке, выше. Отдельные рыночные сегменты в силу высокой конкуренции заставляют делать скидки к цене. Эти и другие факторы могут существенно влиять на уровень выгодности сегментов.
Рассмотрим отчетность по продукции «В» в разрезе таких ее сегментов, как продажи на внутреннем рынке и на экспорт (см. табл. 4.).
Данные таблицы говорят о том, что более 50% продаж (920 тыс. д.е. от 1800 д.е.) изделия «В» приходится на экспорт, т.е. делается попытка завоевать (или удержать уже завоеванную) определенную экспортную нишу. Однако экспортная политика осуществляется неэффективно, поскольку продажи на экспорт приносят маржинальный и сегментированный убытки в 30 тыс. д.е. и 200 д.е. соответственно (коэффициенты валового и сегментированного убытка равны 3,3% и 21,8%). Одновременно с этим продажи на внутреннем рынке обеспечивают значительный маржинальный доход 1 в сумме 380 тыс. д.е. (коэффициент маржинального дохода достаточно высок и составляет 43,2%), а также сегментированную прибыль в сумме 260 тыс.д.е. (коэффициент сегментированной прибыли равен почти 30%).
Таблица № 4.
Сегментированный отчет по продукции «В»
Показатели | Сбытовые территории как сегменты по продукции В | |||||
Внутренний рынок | Экспорт | Итого продукции «В» | ||||
тыс. д. е. | % | тыс. д.е. | % | тыс. д.е. | % | |
Выручка от продаж | ||||||
Переменные затраты | 56,8 | 103,3 | 80,6 | |||
Маржинальный доход 1 | 43,2 | (30) | (3,3) | 19,4 | ||
Специальные (прямые) постоянные затраты | 13,6 | 18,5 | 16,1 | |||
Маржинальный доход 2 | 29,6 | (200) | (21,8) | 3,3 | ||
Общие (косвенные) постоянные затраты | - | - | - | - | 7,8 | |
Операционная прибыль (прибыль от продаж) | - | - | - | - | (80) | (4,5) |
Можно предположить, что столь существенные различия в уровнях выгодности продаж на внутреннем рынке и на экспорт вызваны дополнительными затратами на выполнение каких-либо функций производства и продаж экспортной продукции.
Для более детального анализа необходимо рассмотреть структуру затрат, приходящихся на одну денежную единицу продаж в разрезе обоих сегментов, выделяя затраты, формирующиеся на стадии производства, и затраты, связанные со сбытом продукции.
Задачи. «Применение маржинального подхода при принятии управленческих решений»
Задача 1.
Предприятие производит и реализует три изделия А, Б и В. Имеются
Следующие данные об этих продуктах (табл. 1):
Таблица 1
Продукт | Максимальный объем производства и реализации, шт. | Цена у. д.е./шт. | Переменные затраты выпуска продукции | Время выработки, мин./шт. |
А | 21 000 | |||
Б | 36 000 | |||
В | 23 000 |
Продукция производится на одном и том же оборудовании, производственная мощность которого 20 600 мин.
Постоянные затраты предприятия составляют 30 000 у.д.е. и распределяются пропорционально переменным затратам.
1) Рассмотреть два варианта подготовки информации для принятия управленческого решения об ассортименте выпускаемой продукции:
а) на основе полной себестоимости;
б) на основе маржинального дохода.
Информацию представить в следующем виде:
Таблица 2