Тема: «Расследование несчастного случая на производстве и составление акта по форме Н-1»
Тема: «Расследование несчастного случая на производстве и составление акта по форме Н-1»
Цель занятия: изучение порядка расследования несчастных случаев на производстве и приобретение практических навыков по составлению акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1).
Порядок расследования несчастных случаев
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.
Расследование группового несчастного случая на производстве или тяжелого несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.
В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия несчастного случая, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения пострадавшего.
На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей. На основе этих данных комиссия квалифицирует несчастный случай, как несчастный случай на производстве или несчастный случай, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
Порядок оформления акта по форме Н-1
По каждому случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1.
При групповом несчастном случае на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.
Акт по форме Н-1 подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью.
Работодатель в 3-дневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом родственникам погибшего либо его доверенному лицу.
Экземпляр акта вместе с материалами расследования несчастного случая на производстве хранится в течение 45 лет в организации по основному месту работы или учебы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве.
2 Задание:
1 Рассмотреть функции комиссии по расследованию и оформлению несчастного случая.
2 Рассмотреть обязанности руководителя производственного подразделения, где произошел несчастный случай.
3 Оформить документацию: объяснительные записки от пострадавшего, свидетелей и руководителя производственного участка; оформить акт по форме Н-1.
Варианты заданий даны в Приложении 1.
Порядок выполнения работы.
1. Ознакомиться с содержанием методических указаний и литературой.
2. Рассмотреть функции комиссии по расследованию и оформлению несчастного случая.
3. Рассмотреть обязанности руководителя производственного подразделения, где произошел несчастный случай.
4. Оформить необходимую документацию по расследованию несчастного случая согласно варианту задания.
2. Контрольные вопросы
1. Что такое травма, профзаболевание?
2. Перечислите виды инструктажей.
3. Кто ведет расследование несчастного случая на производстве?
4. Опишите порядок расследования несчастных случаев.
5. Что должно быть указано в акте формы Н-1?
6. Какие несчастные случаи расследуются и подлежат учету?
7. В течение, какого времени комиссия должна составлять акт по форме Н-1?
8. Кто не может быть включен в состав комиссии по расследованию несчастного случая?
9. Какие несчастные случаи считаются производственными?
10. Назовите время и периодичность проведения инструктажей.
11. Какие существуют виды ответственности должностных лиц за нарушение требований по безопасности труда?
12. В чем состоит экономический ущерб от производственного травматизма?
13. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж?
14. Каков порядок регистрации инструктажей?
Приложение А
Таблица А1 - Варианты заданий
Сотрудник предприятия «Агат» А.П. Смирнов 20 августа 2013 г. во время обеденного перерыва в 12 часов 20 мин на территории предприятия споткнулся, упал и сломал левую ногу. На территории предприятия проводилась реконструкция цеха, лежали строительные материалы, и место не было ограждено. | |
При проведении лабораторной работы на токарном станке студент ДГТУ Петров И.А., работая без защитных очков, наклонился к обрабатываемой детали и травмировал левый глаз стружкой. Время происшествия 10 часов 20 мин 27 мая 2013 г. | |
Токарь завода «Электроаппарат» Коляда Д.В. работал не в спецодежде, а в футболке с растянутыми длинными рукавами. Рукав намотался на шпиндель станка, рабочий получил травму правой руки. Произошло это 10 декабря 2013 в 16 часов. | |
Служебный автобус при перевозке сотрудников к месту работы попал в ДТП, в результате пострадал сотрудник Ищенко В.К., он получил множественные ушибы и переломы ребра. Произошло 20 марта 2013 г в 8 часов 40 минут. | |
12 марта 2013 г. в котельной во время осмотра ответственный за обслуживание и эксплуатацию котельной слесарь КИП и А Иванов И. С. обнаружил неисправность прибора для измерения разряжения на котле № 2. В связи с этим было принято решение запустить в работу котел № 1. После розжига котла слесарь Иванов И. С. пошел в контейнер, где размещалось вспомогательное оборудование котлов, чтобы отслеживать температуру воды в котле по термометру на щите автоматики. Через 15-20 мин после розжига в результате скопления пароводяной смеси и повышения давления произошел взрыв в водотрубной конструкции котла. В этот момент рядом с местом взрыва, случайно, оказался слесарь Ерёмин А. Р., ударной волной его отбросило на расстояние около 10 м. На машине «скорой помощи» пострадавший был отправлен в больницу, где 3 апреля 2013 г. от полученных травм скончался. | |
30 апреля 2013 г. в котельной инженер-наладчик КИП и А Мухин А. П. производил пуско-наладочные работы автоматики и сигнализации котлов. В частности, требовалось подключить паровой счетчик котла № 3, находившийся на высоте 3,4 м от уровня пола котельной. Для того чтобы добраться до счетчика Мухин А. П. использовал лежавшую на полу котельной деревянную дверь в качестве настила, положив ее на перила ограждения площадки для обслуживания котлов. Из-за того, что настил получился не устойчивым, при проведении работ Мухин А. П. неожиданно потерял равновесие и сорвался вниз. Пострадавший был доставлен в больницу, где от полученных травм скончался | |
На авторемонтном предприятии «Шиномонтаж» К.И. Свиридов не заблокировал колеса автомобиля перед тем, как поднял его домкратом. В результате он получил травму правой руки. Несчастный случай произошел в 14 часов 40 минут 5 февраля 2013 г. | |
В мастерской по ремонту средств вычислительной техники при ремонте источника питания системного блока техник Н.С. Кузьмин попытался его отремонтировать, не отключив от сети. В результате он получил удар электрическим током 2-й степени. Произошло это в 16 часов 30 минут 2 марта 2008 г. | |
Слесарь ремонтно-механического цеха Алексеев И.С. при разборке токарно-револьверного станка не воспользовался тельфером и уронив суппорт станка на ногу получил перелом костей стопы правой ноги. Произошло это 24 октября 2013 г.в 8 часов 50 мин. | |
Рабочая МСЦ-1 завод «Ростсельмаш» Петина И.Г., работая на протяжном станке, не применила щетку, а счищала с плиты стружку руками. В результате получила глубокий порез правой руки. Произошло это 4 апреля 2013 г. в 11 часов 40 мин. |
Приложение Б
Форма Н-1
Один экземпляр направляется пострадавшему
или его доверенному лицу
УТВЕРЖДАЮ
(подпись, фамилия, инициалы работодателя (его представителя) | ||||||
« | » | г. |
Печать
АКТ № |
Методические указания
Анализ производственного травматизма является одним из инструментов управления охраной труда. Критериями состояния охраны труда являются:
1. Показатель частоты травматизма Кч. Характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период времени ( обычно за год)
Кч= 1000Т/С
2. Показатель тяжести травматизма Кт. Характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай
Кт = Д/Т
3. Показатель нетрудоспособности Кн. Комплексно учитывает частоту и тяжесть травм
Кн= КчКт= 1000Д/С
4. Показатель частоты несчастных случаев с летальным исходом Кл. Характеризует уровень принудительной смертности на производстве, приходящийся на 1000 работающих
Кл = 1000Nл/С
В указанных формулах Т-численность травмированных людей, С-среднесписочное число работающих, Д-суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям, Nл-число летальных исходов в результате несчастных случаев на производстве.
Ответственность работодателя за нарушение требований по безопасности
Задача №1. Два механических цеха машиностроительного предприятия сравнить по критериям состояния охраны труда и сделать вывод. Предложить мероприятия по снижению значений критерий состояния охраны труда. Назначить ответственность работодателю за нарушение требований по безопасности труда. Ответить на поставленные вопросы
Цех №1. Количество работающих: январь-апрель – по 810 человек, май-808 человек, июнь-август-по 812 человек, сентябрь-816 человек, октябрь-800 человек, ноябрь-декабрь - по 810 человек. За 12 рабочих месяцев в цехе было травмировано 20 человек. Из них два смертельных случая в октябре по вине работодателя. Количество дней нетрудоспособности по месяцам: январь-15, февраль-3, март-14, апрель- 5, май-24, июнь-9, июль-6, август- 18, сентябрь-10, октябрь-6, ноябрь-декабрь-по14 дней.
Цех №2 Количество работающих: январь-апрель – по 1100 человек, май-июнь-август-по 1090 человек, сентябрь-1082 человека, октябрь-ноябрь-декабрь - по 1090 человек. За 12 рабочих месяцев в цехе было травмировано 15 человек. Из них два смертельных случая в апреле. В сентябре один несчастный случай без смертельного исхода произошел по вине работодателя. Количество дней нетрудоспособности по месяцам: январь-20, февраль-3, март-10, апрель- 7, май-20, июнь-9, июль-6, август- 10, сентябрь-18, октябрь-6, ноябрь-декабрь-по12 дней.
Задача №2. Два механических цеха машиностроительного предприятия сравнить по критериям состояния охраны труда и сделать вывод. Предложить мероприятия по снижению значений критерий
состояния охраны труда. Назначить ответственность работодателю за нарушение требований по безопасности труда. Ответить на поставленные вопросы
Цех №1. Количество работающих: январь-март – по 600 человек, апрель-май- по608 человек, июнь-июль -по 602 человек, август-сентябрь- по 616 человек, октябрь-600 человек, ноябрь-декабрь - по
610 человек. За 12 рабочих месяцев в цехе было травмировано 25 человек. Из них три смертельных случая в ноябре по вине работодателя. Количество дней нетрудоспособности по месяцам: январь-13, февраль-6, март-14, апрель- 5, май-14, июнь-19, июль-6, август- 8, сентябрь-10, октябрь-6, ноябрь-декабрь-по16 дней.
Цех №2 Количество работающих: январь-апрель – по 580 человек, май-июнь-август-по 570 человек, сентябрь-572 человека, октябрь-ноябрь-декабрь - по 570 человек. За 12 рабочих месяцев в цехе было травмировано 15 человек. Из них два смертельных случая в апреле. В октябре один несчастный случай без смертельного исхода произошел по вине работодателя. Количество дней нетрудоспособности по месяцам: январь-18, февраль-5, март-10, апрель- 9, май-15, июнь-9, июль-6, август- 12, сентябрь-16, октябрь-5, ноябрь-декабрь-по12 дней.
Номер цеха | Т, чел. | С, чел. | Д, дн. | Nл, шт. |
№1 | ||||
№2 |
Порядок выполнения работы
1. Заполнить таблицу, изучив теорию
Таблица 1- Критерии состояния охраны труда
С=(С1+С2+…+С12)/12 Д=(Д1+Д2+…+Д12)/12
Примечание. Полученное значение округлить до целого значения в большую сторону
2. Определить критерии состояния охраны труда для цеха №1 и цеха №2
3. Сравнить критерии состояния охраны труда, сделать вывод.
4. Предложить мероприятия по снижению значений критерий состояния охраны труда
5. Заполнить таблицу (поставить галочку в клетке), изучив теорию
Таблица 2- Вид ответственности работодателя
Номер цеха | Ответственность работодателя | |||
Дисциплинарная | Административная | Материальная | Уголовная | |
№1 | ||||
№2 |
6.Ответить на вопросы:
В каком случае возникает материальная ответственность?
В чем выражается дисциплинарная ответственность?
Кто имеет право привлекать к административной ответственности?
В каком случае возникает уголовная ответственность?
Практическая работа № 3.
Ход работы.
Задание № 1.
Оказание первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током. Пострадавший не в состоянии отделиться от источника поражения, человек без сознания.
Задание № 2.
Оказание первой помощи пострадавшему при артериальном порезе.
Задание № 3.
Оказание первой помощи пострадавшему при венозном порезе.
Задание № 4.
Оказание первой помощи пострадавшему при ожогах.
Задание № 5.
Оказание первой помощи пострадавшему при переломах.
После демонстрации заданий преподаватель вместе со студентами разбирает ошибки и делает выводы.
Практическая работа № 4
Таб.1
Таб.2
№ | Фамилия, имя | Результат измерения | Необходимый размер маски |
Иванов Сергей | 63 см | ||
Сидоров Семен | 66см | ||
*Данные вТаб.2 внесены в качестве примера
Задание 2. ИспользуяТаб.3 определите размер маски противогаза ГП-7 для пяти студентов согласно вашего варианта.
Таб.3
Определение размера маски противогаза ГП-7
Результат измерения | Положение упоровлямок | Рост |
До 118,5 см | 4-8-8 | |
121,5-123,5 см 124,0-126,0 см | 3-7-8 3-6-7 | |
126,5-128,5 см 129,0-131,0 см 131,5 см и более | 3-7-7 3-5-6 3-4-5 |
Лицевую часть противогаза ГП-7 изготавливают трех ростов. Подбор необходимого осуществляется на основании результатов измерения мягкой сантиметровой лентой горизонтального и вертикального обхвата головы.
Вертикальный обхват – измерение по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок.
Горизонтальный обхват – измерение головы по замкнутой линии, проходящей спереди по надбровным дугам, сбоку – на 2-3 см выше края ушной раковины и сзади – через наиболее выступающую точку головы. Измерения округляются с точностью до 0,5 см.
Результат задания отобразите в отчете в видеТаб.4
Таб.4
№ | Фамилия | Результат измерения | Положение упоров лямок | Необходимый размер маски |
Задание 3. Измерив, рост пяти студентов при помощи ростомера, определите для них размер защитного костюма Л-1, учитывая при этом то, что костюмы выпускаются трех размеров:
1 размер – для людей ростом до 165 см.
2 размер - для людей ростом от 165 до 172 см
3 размер - для людей выше 172 см
Результат отобразите в видеТаб.5
Таб.5
№ | Фамилия, имя | Рост | Размер |
Задание 4. Аналогично предыдущего задания определите размер защитного плаща и сапогов-чулок из общевойскового защитного комплекта (ОЗК) для группы студентов из пяти человек, для чего используйте нижеприведенные данные.
Защитные плащи комплектов выпускаются пяти размеров:
1 размер – для людей ростом до 165 см;
2 размер - для людей ростом от 165 до 170 см;
3 размер - для людей ростом от 170 до 175 см;
4 размер - для людей ростом от 175 до 180 см;
5 размер - для людей ростом выше 180 см.
Сапоги-чулки общевойсковых защитных комплектов изготавливаются трех размеров:
1 размер – для обуви 37-40 размера;
2 размер – для обуви 41-42 размера;
3 размер – для обуви 43 размера и выше.
Результат отобразите в виде Таб.6
Таб.6
№ | Фамилия,имя | Рост | Размер плаща ОЗК | Размер ноги | Размер сапог-чулок |
Задание 5. Подберите для пяти студентов размер комбинезонов, входящих в состав ЗФО, учитывая при этом, что комбинезоны выпускаются трех ростов:
1 размер- для людей ростом до 160 см;
2 размер - для людей ростом от 160 до 170 см;
3 размер - для людей ростом свыше 170 см.
Результаты отобразите в отчете в виде Таб. 5
Таб. 5
№ | Фамилия, имя | Рост | Размер |
Варианты заданий к практической работе
«Организация подбора и использования средств
индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях».
Номер вашего варианта соответствует вашему порядковому номеру в классном журнале. Вашему варианту соответствует 5 порядковых номеров группы студентов, для которых необходимо произвести вычисления и занести данные в таблицы.
Таб. 0
№ вар | Порядковые номера студентов в классном журнале | № вар | Порядковые номера студентов в классном журнале |
2,4,6,8,10 | 2,6,10,14,18 | ||
1,3,5,7,9 | 15,17,19,21,23 | ||
1,2,4,5,6 | 16,18,20,22,24 | ||
7,8,9,10,11 | 25,23,1,2,3 | ||
12,13,14,15,16 | 21,24,4,5,10 | ||
7,10,13,19,20 | 9,10,11,12,22 | ||
8,10,12,14,16 | 14,15,1,13,20 | ||
9,11,13,15,17 | 5,10,15,20,25 | ||
1,4,7,10,13 | 3,8,12,17,22 | ||
2,5,8,11,14 | 2,7,12,23,18 | ||
10,11,1,2,19 | 1,7,13,19,24 | ||
13,14,15,16,17 | 4,8,12,16,20 | ||
14,12,10,8,6 | 10,17,18,19,20 | ||
15,13,11,9,7 | 3,6,9,12,15 |
Практическая работа № 5
Цель работы
1. Изучить пожарные характеристики веществ и материалов, категории производства по пожарной опасности.
2. Определить температуру вспышки вещества.
3. Изучить первичные средства огнетушения.
Оборудование: прибор для определения эффективности применения средств пожаротушения, образцы.
Порядок выполнения работы.
Подключить прибор в электросеть и нагревать испытуемую жидкость, следя за показаниями термометра. При температуре нефтепродукта на 10°С ниже ожидаемой температуры вспышки зажечь фитиль и проводить испытания на вспышку. Эта операция выполняется при наклоне горящего фитиля в прорезь крышки, что достигается вращением рукоятки. При этом для жидко-стей с температурой вспышки до 50°С проверку на вспышку производить на каждом градусе показания термометра, для жидкостей с большей температу-рой вспышки - через два градуса.
Жидкость во время испытания на вспышку непрерывно перемешивать. Перемешивание прекратить в момент вспышки, открывая при этом отверстие крышки на I с. Если вспышка не произойдет, следует производить дальней-шее нагревание и перемешивание жидкости. Вспышкой считается появление голубого пламени, быстро пробегающего по поверхности нефтепродукта.
Если во время испытаний барометрическое давление отличалось от нормального (101325 Па), то в полученное значение температуры вспышки необходимо внести поправку.
Величина давления определяется по барометру в миллиметрах ртутного столба, а для расчетов по формуле (I) барометрическое давление переводится в паскали. Вычисления производить с точностью до 1°С. Если барометриче-ское давление ниже 101325 Па, поправку следует прибавлять, если выше - вычитать.
По результатам определения температуры вспышки установить, к какому классу (ЛВЖ или ГЖ) относится испытуемая жидкость и к какой категории по пожарной опасности будет относиться производство, где обращаются и используются подобные нефтепродукты.
Теоретическое ведение.
Средства для тушения пожара - комплекс технических средств, предназначенных для локализации и тушения возгораний в первоначальный момент их возникновения и ликвидации развившихся пожаров. Различают первичные, передвижные, автоматические (стационарные), средства размещаемые в подземных горных выработках и камерах, и оперативные средства пожаротушения повышенной эффективности, стоящие на вооружении подразделений горноспасательных частей, обслуживающих горные предприятия.
К средствам тушения относятся огнетушащие вещества и составы. В качестве средств тушения используют воду, пены (воздушно-механические различной кратности и химические), представляющие собой коллоидные системы, состоящие из пузырьков воздуха или диоксида углерода; инертные газовые разбавители (диоксид углерода, азот, аргон, водяной пар, дымовые газы), ингибиторы, комбинированные составы.
Для тушения обычных твердых материалов (дерево, уголь, бумага, текстиль и др.) используют все виды средств, прежде всего вода.
Для тушения плавящихся при нагреве материалов (каучук, стеарин и др.) используют распыленную воду, пену, хладоны, порошки.
Для тушения горючих материалов, в т.ч. сжиженных, используются газовые составы, порошки, вода — для охлаждения оборудования.
Для тушения металла и их сплавов, металлосодержащих соединений используются только порошки.
Для тушения электроустановок под напряжением используются хладоны, порошки, диоксид углерода.
Первичные средства пожаротушения - это устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной стадии. B качестве первичных средств пожаротушения, размещаемых в наиболее пожароопасных местах, используются ручные порошковые и пенные огнетушители, пожарные стволы co скатками рукавов для подачи воды из системы пожарно-оросительных трубопроводов на горящие объекты, вода, ящики c песком или инертной пылью, внутренний пожарный кран, кошма, асбестовое полотно, различные инструменты. Основные средства тушения возгорания Вода— наиболее распространенное средство для тушения огня. Огнетушащие свойства ее заключаются в способности охладить горящий предмет, снизить температуру пламени. Будучи поданной на очаг горения сверху, неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, не охваченных огнем, частей. Вода электропроводна, поэтому ее нельзя использовать для тушения сетей и установок, находящихся под напряжением. При попадании воды на электрические провода может возникнуть короткое замыкание. Обнаружив загорание электрической сети, необходимо в первую очередь обесточить электропроводку, а затем выключить общий рубильник (автомат) на щите ввода. После этого приступают к ликвидации очагов горения, используя огнетушитель, воду, песок. Запрещается тушить водой горящий бензин, керосин, масла и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Песок и земля применяются для тушения небольших очагов горения, в том числе проливов горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы и др.). Насыпая песок по внешней кромке горящей зоны, стараются окружать песком место горения, препятствуя дальнейшему растеканию жидкости. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость. После того как огонь с горящей жидкости будет сбит, нужно сразу же приступить к тушению горящих окружающих предметов. Пожарный шит. Пожарный щит - предназначен для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения. На территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников, должны оборудоваться пожарные щиты.На щитах размещают огнетушители, ломы, багры, ведра. Рядом со щитом устанавливается ящик с песком и лопатами, а также бочка с водой 200—250 л. На пожарных щитах необходимо указывать их порядковые номера и номер телефона для вызова пожарной охраны. Кошма предназначена для изоляции очага горения от доступа воздуха. Этот метод очень эффективен, но применяется лишь при небольшом очаге горения. Нельзя использовать для тушения загорания синтетические ткани, которые легко плавятся и разлагаются под воздействием огня, выделяя токсичные газы. Продукты разложения синтетики, как правило, сами являются горючими и способны к внезапной вспышке. Внутренний пожарный кран предназначен для тушения загораний веществ и материалов, кроме электроустановок под напряжением. Размещается в специальном шкафчике, оборудуется стволом и рукавом, соединенным с краном. При возникновении загорания нужно убрать пломбу, или достать ключ из места хранения на дверце шкафчика, открыть дверцу, раскатать пожарный рукав, после чего произвести соединение ствола, рукава и крана. Затем максимальным поворотом вентиля крана пустить воду в рукав и приступить к тушению загорания. |
Огнетушители
Огнетушитель — это переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска запасенного огнетушащего вещества. При введении огнетушителя в действие под большим давлением начинает поступать вещество, способное потушить огонь. Типы огнетушителей зависят от содержащегося вещества. Таким веществом может быть пена, вода, какое-либо химическое соединение в виде порошка, а также диоксид углерода, азот и другие химически инертные газы.
Виды огнетушителей
Существует два вида огнетушителей: переносной огнетушитель и передвижной огнетушитель.
Переносной огнетушитель (ручной огнетушитель) выполнен в форме цилиндрического баллона красного цвета. Красный цвет необходим для того, чтобы в экстренной ситуации время на поиски ручного огнетушителя свелись к минимуму.
Такой вид огнетушителя - самый распространенный, благодаря его мобильности и удобству в эксплуатации. Однако объем переносного огнетушителя не способен погасить крупный очаг возгорания.
Передвижной огнетушитель, как правило, используется в служебных помещениях большой площади (склады, производственные цеха). Объем такого огнетушителя значительно больше, чем у ручного огнетушителя, что позволяет более эффективно бороться с огнем.
Типы огнетушителей
По типу огнетушители различаются на автоматические и механические.
Автоматические огнетушители (Модули порошкового пожаротушения МПП) стационарно монтируются в служебных помещениях, в складских помещениях и т.д.
Механический или ручной тип огнетушителя приводится в действие непосредственно самим человеком и его располагают на специально обозначенном месте (например, на красном стенде или щите).
ОГНЕТУШИТЕЛИ ПЕННЫЕ
Для устранения пожаров при помощи огнетушащих пен - химических или воздушно-механических – предназначены огнетушители пенные. Химическую пену получают из водных растворов кислот и щелочей, воздушно-механическую образуют из водных растворов и пенообразователей потоками рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа. Огнетушители пенные применяют для тушения пеной начинающихся загораний почти всех твердых веществ, а также горючих и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей на площади не более 1 м. Огнетушители пенные нельзя применять для тушения электрических установок и электросетей, находящихся под напряжением. Их нельзя применять при тушении щелочных металлов натрия и калия, потому что они, взаимодействуя с водой, находящейся в пене, выделяют водород, который усиливает горение, а также при тушении спиртов, так как они поглощают воду, растворяясь в ней, и при попадании на них пена быстро разрушается. Огнетушители пенные используют в качестве газообразующего реагента азид натрия, который легко разлагается с выделением большого количества азота.
· ОГНЕТУШИТЕЛИ ПОРОШКОВЫЕ
Огнетушитель порошковый имеет две разновидности - огнетушители с порошком общего назначения, которым можно тушить пожары классов A,B,C,E; огнетушитель порошковый с порошком общего назначения для тушения пожаров классов B,C,E. Огнетушитель порошковый является наиболее универсальным по области применения и по рабочему диапазону температур (особенно с зарядом типа ABCE), которыми можно успешно тушить почти все классы пожаров, в том числе и электрооборудование, находящееся под напряжением до 1000 В. Огнетушитель порошковый не предназначен для тушения загораний щелочных и щелочноземельных металлов и других материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха. Запрещается тушить порошковыми огнетушителями электрооборудование, находящееся под напряжением выше 1000 В. При тушении пожара порошковыми огнетушителями необходимо применять дополнительные меры по охлаждению нагретых элементов оборудования или строительных конструкций.
· ВОДНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ
Для тушения пожаров класса А следует применять водные огнетушители. Для ликвидации пожаров оборудования, находящегося под электрическим напряжением, для тушения сильно нагретых или расплавленных веществ, а также веществ, вступающих с водой в химическую реакцию, которая сопровождается интенсивным выделением тепла и разбрызгиванием горючего применять водные огнетушителизапрещается.
Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и местах, где исключено попадание на них прямых солнечных лучей и непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
Ручные огнетушители должны размещаться методами:
- навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии, достаточном для её полного открывания;
- установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами (при наличии в здании внутреннего пожаротушения), в специальные тумбы или на пожарные стенды.
Перед установкой огнетушителей на объект необходимо произвести:
- внешний осмотр с целью определения целостности корпуса, наличия бирки и маркировки с указанной даты последнего переосвидетельствования (перезарядки), давления в корпусе (для закачных) предохранительных устройств;
- определение массы заряда взвешиванием (для углекислотных огнетушителей);
- проверку крепления резьбовых соединений: накидной гайки, насадка распылителя, раструба и т.д.;
- проверку рукава и насадка на отсутствие засорения.
- Периодически огнетушители необходимо очищать от пыли и грязи.
Класс опасности пожара:
· Пожар класса «А» — горение твёрдых веществ (уголь, текстиль, пластмасса).
· Пожар класса «B» — горение жидких веществ (бензин, эфир, нефтепродукты)
· Пожар класса «C» — горение газообразных веществ.
· Пожар класса «D» — горение металлов (алюминий, магний и их сплавы).
· Пожар класса «E» — горение электроустановок.
· Пожар класса «F» — горение радиоактивных материалов и отходов.
Практическая работа № 6.
Методические указания.
Причинные отношения еще называют каузальными (от лат. causa — причина). Они подразумевают, что одно явление влечет за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе следствием.
Причинно-следственная связь несчастного случая.
Предпосылкатравмы, ошибки или нарушения совершенные работником до начала работы |
момент повышенной опасностиошибки или нарушения нет, но условия работы создают повышенную опасность | п р и ч и н а ошибка или нарушение, совершенное работником во время действия | с л е д с т в и е последующая стадия развития ситуации или опасное развитие ситуации в результате предыдущего действия |
Р е з у л ь т а т характеристика травмы работника |
Пользуясь конспектом лекций, составьте схему причинно-следственной связи производственной ситуации, при которой произошел несчастный случай с указанием предпосылки, причины, следствия, результат.
Тема: «Расследование несчастного случая на производстве и сос