Редуктора заднего моста автомобиля ЗИЛ-131
Анализ исходных данных
Задачей проектирования является осуществление технологических расчётов и планировка сборочного участка сборки редуктора заднего моста автомобиля ЗИЛ-131. Устройство редуктора показано на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Устройство редуктора автомобиля ЗИЛ-131
Производственная программа выпуска автомобилей по заданию на проектирование составляет Nа = 40000 шт. На каждый трёхосный автомобиль ЗИЛ-131 требуется m = 3 редуктора. При этом необходимо предусмотреть β = 3,5%-й ресурс изделий, представляющий ежегодную поставку их как запасных частей для ремонта автомобилей.
Технологический маршрут и трудоёмкость операций сборочного процесса редуктора представлены в табл. 5.7.
Таблица 5.7
Технологический маршрут и трудоёмкость операций сборки редуктора
О
Технологические расчёты сборочного участка
Расчёт производственной программы
И выбор типа производства
Годовой объём выпуска редукторов г N в этом случае определяется по формуле [1]
, (5.4)
где Nпр – производственная программа выпуска автомобилей;
m – число одинаковых изделий (редукторов), входящих в автомобиль;
β – процент запасных изделий.
В нашем случае годовой объём выпуска редукторов составит
По числу однотипных деталей число фланцев в автомобиле составляет m = 6 шт. на один автомобиль, т.е. по две детали на редуктор.
Тогда годовой объём производства составит
Для определения типа производства обычно пользуются расчётной величиной коэффициента закрепления операции (ГОСТ 3.1108–74), который определяется по формуле [1]
Kз.о = Поп/М, (5.5)
или для поточного производства
Kз.о = Тшт.ср/τв, (5.6)
где Поп – число различных операций, закреплённых за одним рабочим местом на участке;
М – число рабочих мест на участке;
Тшт.ср – среднештучное время выполнения одной операции, мин;
τв – такт выпуска поточной линии, мин.
Среднештучное время одной операции по данным табл. 5.7 составляет
Такт сборки поточной лини определяем по формуле [10]
, (5.7)
где Fg = 3725 ч – расчётный годовой фонд времени работы автоматической сборочной линии при двухсменном режиме работы [2].
Подставляя ранее приведённое значение годового объёма выпуска редукторов N г.р = 140000 шт., получим расчётное значение такта выпуска сборочной линии
Kз.о =0,985/1,6=0,63, что меньше Kз.о =1, и является характеристикой массового производства.
Принимаем по рекомендациям [2] при массовом типе производства следующую организационную форму сборки:
• подвижная поточная сборка с расчленением процесса на операции и передачей собираемого объекта от одной позиции к другой с помощью конвейера с соблюдением строго регламентированного значения такта сборки.
Размер сменного задания составит
, (5.8)
где m – число рабочих смен в сутки. Принимаем m = 2, т.е. двухсменный режим работы;
Kдн – число рабочих дней в году с полной длительностью смены. Принимаем Kдн = 247 дня [2].
С учётом приведённых данных размер сменного задания составит
Принимаем nсм = 285 редукторов в смену.
Расчёт числа рабочих мест
Поточной линии сборки
Расчёт числа рабочих позиций поточной линии сборки с периодическим (пошаговым) перемещением собираемых объектов определяется по формуле [2]
, (5.9)
где Tшт – норма штучного времени на операции, мин;
τс – такт сборки, мин;
tтр – время транспортирования объекта между сборочными позициями;
П – число рабочих, занятых на данной позиции (плотность
сборки).
Расчётное значение Мсб.р округляется в сторону большего целого числа и получается таким образом принятое число рабочих позиций М сб.пр. Отношение Kз=Мсб.р/Мсб.пр является коэффициентом загрузки сборочной позиции и его значение в массовом производстве по каждой позиции должно составлять Kз = 0,95…1,0. Допускается перегрузка рабочего места до 10%, т.е. со значением коэффициента Kз = 1,1 [2]. Средний коэффициент загрузки рабочих мест всей поточной линии должен быть не менее Kз = 0,75 [2].
Время транспортирования собираемого объекта tтр при пошаговом перемещении объекта определяется по формуле
(5.10)
где L – длина пошагового перемещения объекта (шаг сборочного конвейера), м;
v – скорость транспортирования объекта, м/мин.
Принимаем по рекомендациям [1] из рекомендуемого диапазона значений v = 15…20 м/мин для периодически движущихся конвейеров расчётное значение v = 20 м/мин.
Тогда при ориентировочно назначенном шаге позиций конвейерной линии L = 2 м время транспортировки составляет
tтр=2/20=0,1 мин.
Плотность сборки по каждой позиции примем равным П = 1. Тогда расчётная формула (5.9) примет следующий вид:
Расчётное и принятые значения числа рабочих позиций по каждой операции по выше приведённой формуле, а также коэффициенты их загрузки приведены в табл. 5.8.
Таблица 5.8
Расчётное и принятое число рабочих мест сборочной
поточной линии
Как видно из приведённой таблицы, значения Kз рабочих позиций находятся в интервале Kз=0,6…1,1. Коэффициент загрузки контрольных позиций невысок и составляет Kз=0,12…0,2. Это предполагает обслуживание этих позиций в конвейере одним контролёром.
Средний коэффициент загрузки рабочих на сборочных позициях составляет
Средний коэффициент загрузки контрольных операций составляет
Таким образом, коэффициент загрузки рабочих позиций сборочной поточной линии составляет Kз = 0,87, что является удовлетворительным показателем проекта для поточных линий массового производства, т.е. удовлетворяет условию Kз ≥ 0,75 [2].