Тема «Прочие конструктивные элементы промзданий»

Вопросы, подлежащие изучению:

1 Устройство технических этажей, рабочих площадок и этажерок.

2 Перегородки, ворота и лестницы специального назначения.

Вопрос

В многоэтажных крупнопролетных промышленных зданиях для производств с технологическими процессами, требующими больших складских и вспомогательных площадей, целесообразно устраивать технические этажи. Их также устраивают для размещения установок кондиционирования воздуха, приточно-вытяжной вентиляции, воздуховодов, транспортных и других инженерных коммуникаций.

В универсальных многоэтажных пром.зданиях для перекрытия пролетов 12-36 м применяют несущие конструкции в виде балок, ферм, арок с шагом 3-6м. Высота их (2-3 м) обеспечивает возможность размещения в межбалочном, межферменном или в межарочном пространстве технических или вспомогательных этажей.

Технические этажи устраивают и в одноэтажных пром.зданиях. Их можно Располагать в подвалах, при решетчатых несущих конструкциях покрытия – в пространстве между ними, а при сплошных – технические этажи выполняют подвесными.

Подвесной потолок служит одновременно полом технического этажа и устроен из ребристых железобетонных плит, уложенным по ж/б балкам таврового сечения. Балки подвешены к несущим конструкциям покрытия.

Рабочие или технологические площадки устраивают для обслуживания надземного транспортного хозяйства цеха (подвесные и мостовые краны), инженерного (вентиляторы, камеры кондиционирования и др.) и технологического оборудования (домны, котлы и др.). В зависимости от назначения их подразделяют на переходные, посадочные, ремонтные и смотровые.

Рабочие площадки используют и для размещения на них технологического оборудования. В химической, нефтяной и др. отраслях промышленности получили большое распространение рабочие площадки в виде этажерок,ав металлургической промышленности – в виде одноярусных эстакад.

Переходные, посадочные, ремонтные, смотровые, а также рабочие площадки под легкое технологическое оборудование состоят из балочной несущей конструкции, настила и ограждения. Несущие конструкции площадок опирают либо на основные конструкции здания, либо на технологическое оборудование, либо на специально устраиваемые опоры.

В практике строительства получили распространение стальные сборно-разборные перегородки. Основное достоинство таких перегородок – их технологическая гибкость. Этажерки имеют каркас, решенный по связевой схеме, с шарнирным соединением ригелей и колонн и жестким соединением колонн с колоннами. Максимальная высота этажерок 18м.

Каркас состоит из колонн, связей и парных ригелей, которые опираются на колонны при помощи съёмных металлических консолей. Консоли крепят к колоннам стяжными болтами на любой высоте, кратной 120мм. Ригели располагают в поперечном направлении. Жесткость каркаса достигается с помощью металлических связей – портальных в поперечном направлении и крестовых с распорками в продольном направлении. Плиты перекрытий укладывают по ригелям в продольном направлении без закрепления, что позволяет устраивать проемы в любых участках перекрытий.

Сборные конструкции этажерок имеют сетку колонн каркаса с пролетами 4,5 – 9м, кратными 1,5м при шаге 6м. В поперечном направлении можно иметь консольные участки перекрытий с вылетом 1,5 или 3м.

Вопрос

Отличительной особенностью перегородок, устраиваемых в промышленных зданиях в том, что их в большинстве случаев устраивают сборно-разборными на высоту, меньшую высоты помещений цеха. Такое решение обеспечивает быстрый демонтаж в случае изменения технологического процесса производства. Стационарные перегородки выполняют из кирпича, мелких блоков, плит или крупных панелей из несгораемых материалов.

Сборно-разборные перегородки устраивают из щитов или панелей, выполняемых из дерева, металла, железобетона, стекла или пластмассы. Устойчивости щитовой перегородки достигают путем введения в конструкцию легкого каркаса, состоящего из стоек и обвязок, расположенных вверху или внизу. Стойки каркаса устанавливают на специальные фундаментные плиты.

В последнее время получают все большее распространение перегородки из легких эффективных материалов – слоистых пластиков, стеклопластиков, асбестоцементных листов, древесно-волокнистых или древесно-стружечных плит с легкими металлическими каркасами.

Для ввода в промышленное здание транспортных средств, перемещения оборудования и прохода большого числа людей устраиваютворота. Их размеры увязывают с требованиями технологического процесса и унификации конструктивных элементов стен. Так, для пропуска электрокаров, вагонеток применяют ворота шириной 2м и высотой 2,4м, для автомашин различной грузоподъёмности – 3х3, 4х3 и 4х3,6 м, для узкоколейного транспорта – 4х4,2м, а для железнодорожного транспорта широкой колеи 4,7х5,6м.

По способу открывания ворота подразделяют на распашные, раздвижные, складчатые (многостворчатые), подъемные, шторные, откатные многостворчатые. Полотна ворот выполняют из дерева, из дерева со стальным каркасом и из стали. Ворота могут быть утепленными, холодными, с калитками и без них.

Широко применяются распашные ворота. Если размер полотен небольшой, ворота выполняют из дерева. При высоте или ширине ворот более 3м устраивают ворота со стальным каркасом. Деревянные полотна ворот состоят из обвязки с одним или несколькими средниками и обшивки из шпунтованных досок толщиной 25мм в один или два слоя. Рама, к которой навешивают полотна ворот, может быть выполнена из дерева, металла или железобетона.

Лестницы в промышленных зданиях подразделяют на основные, служебные, пожарные и аварийные.

Основные лестницы предназначены для сообщения между этажами, а также для эвакуации людей в случае пожара и аварии.

Служебныелестницы обеспечивают связь с рабочими площадками, на которых установлено оборудование, а в некоторых случаях их применяют для дополнительной связи между этажами. Служебные лестницы обслуживают также посадочные и ремонтные площадки мостовых кранов.

Пожарные лестницы предназначены в случае пожара для доступа в верхние этажи и на покрытие здания. Аварийные лестницы используют только для эвакуации людей из здания на случай пожара и аварии. Запасными путями эвакуации помимо основных аварийных и пожарных лестниц могут быть специально устраиваемые как внутри, так и снаружи здания спуски и штанги.

Служебные лестницы делают открытыми, сквозной конструкции и с крутым подъёмом. Служебная лестница состоит из промежуточных площадок и сборных лестничных маршей. Несущей конструкцией марша служат две тетивы из полосовой или уголковой стали, к которым прикрепляют ступени, имеющие только проступь. При уклоне лестницы до 60 ступени выполняют из листовой рифлёной стали с отогнутым для жесткости передним краем.

Пожарные металлические лестницы располагают по периметру здания через 200м в производственных и через 150м во вспомогательных зданиях в тех случаях, когда высота до верха карниза превышает 10м. При высоте здания менее 30м лестницы устраивают вертикальными шириной 600мм, а при высоте 30м и более – наклонными под углом не более 80 шириной 700мм с промежуточными площадками не реже, чем через 8м по высоте.

Пожарные лестницы устанавливают против простенков, не доводят до уровня земли на 1,5-1,8м и при наличии на покрытии фонарей выводят между ними.

Аварийные стальные лестницы имеют такую же конструкцию, как служебные или пожарные, но их обязательно доводят до земли. Уклон их маршей должен быть не более 45, ширина не менее 0,7 м, а расстояние по вертикали между площадками не более 3,6 м.

Контрольные вопросы

1. Какое назначение имеют технические этажи и рабочие площадки?

2. Как по назначению подразделяются технологические площадки.

3. Из каких элементов состоит каркас сборных этажерок?

4. Назовите преимущества сборно-разборных перегородок. Из каких материалов они выполняются?

5. Назначение ворот в промзданиях. Как назначают их размеры?

6. Как подразделяют ворота по способу открывания?

7. Назовите виды лестниц, используемых в промзданиях.

8. Какая разница между пожарными и аварийными лестницами?

9. Какую конструкцию имеют служебные лестницы?

10. В каких местах промзданий устанавливают пожарные металлические лестницы?


ЛИТЕРАТУРА

1. Буга П.Г.«Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания», М. Высшая школа,1987.

2. Коников А.С., Путилин В.В.«Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания», М. Стройиздат,1980.

3. Орловский Б.Я., Сербинович П.П. «Общественные здания»,М. Высшая школа,1978.

Наши рекомендации