Мировой опыт использования и ресурсы геотермальной энергии.
Под геотермальной энергией понимают тепловую энергию земной коры и Земли в целом. Её изучением занимается наука геотермика (от греческих слов "гею" - земля и "термо" - тепло). Горячие подземные вулканические источники можно использовать для выработки тепловой и электрической энергии. Общие ресурсы геотермальной энергии в мире, содержащиеся на глубинах до 10 км, по данным МИРЭК составляют 3-1026 кал. Эта цифра является огромной. Ресурсы геотермальной энергии почти в 3,5 тыс. раз больше ресурсов минерального углеводородного топлива. И это лишь учёт десяти километров толщи земной коры и по самым скромным оценкам [40].
Наибольшие ресурсы геоэнергетика Италии имеет в виде тепла бассейнов подземных перегретых и горячих вод и тепла «сухих» горных пород. Так, в районе городов Неаполя и Пизы известна зона общей площадью 28 тыс. км2, где основным теплоносителем являются перегретые и горячие воды с температурой от 80 до 220° С [40].
В Японии термальные источники минеральных вод уже в течение нескольких веков используются для лечебных целей, а в последние годы - и для обогрева зданий центральных районах о. Хонсю, а также на о. Хоккайдо. В стране известно около 100 участков с температурой, выходящих на "поверхность вод до 90-100°С. Имеются здесь и действующие вулканы. Оценка величины общей энергии пара, заключенной в очаге одного вулкана составляет около 2,5-1018 ккал, или 357 млрд. тонн у. т., По его подсчетам во всех вулканах Японии в заключено энергии в пересчете на условное топливо 71 трлн. тонн [40].
На территории США геотермальные ресурсы встречаются во всех трех основных формах: в виде бассейнов естественных теплоносителей, энергии, аккумулированной в толщах горных пород, тепловой энергии вулканических очагов. Они выявлены и разведаны в штатах Калифорния, Нью-Мексико, Техас, Аляска, Монтана и др. Сейчас установленная мощность геоэнергетики США равна 2400 МВт (эффективная - 2020 МВт). В целом по стране геотермальной энергии производится примерно 16000 ГВт ч/год электроэнергии. КПД станций составляет 90% [13].
В хозяйстве Исландии геотермальная энергия широко применяется для теплофикации жилых и различных производственных зданий, теплоснабжения технологических процессов и выработки электроэнергии. На юго-западе страны в направлении с юга на север на расстоянии около 30 км друг от друга размещены месторождения Рейкьявик, Кризувик и Хенгидль. Их пластовые температуры соответственно равны 280,220 и 260 °С. Вокруг Рейкьявика, и в 25-35 км от него пробурены скважины дающих горячую воду с температурой от 90 до 180° С. Тепловые ресурсы только этих бассейнов термальных вод оценены в 14 млрд. тонн у.т., что с учетом географо-климатических условий этой страны представляет для нее исключительную ценность [40].
На постсоветском пространстве геотермальная энергия находится во всех трех формах. Разведка геотермальных ресурсов была начата в Советском Союзе в 1957 г., когда были пробурены первые скважины на геотермальном месторождении Паужетка на Камчатке. Полуостров Камчатка и Курильские острова сейсмически активны и обладают наибольшими геотермальными ресурсами, на Камчатке находятся 127 вулканов, причем 22 из них - действующие [128]. Здесь же находится около 150 групп термальных источников и 11 высокотемпературных гидротермальных систем [51]. По данным Института вулканологии Дальневосточного отделения РАН, геотермальные ресурсы одной только Камчатки оцениваются в 5000 МВт. Высокотемпературные геотермальные системы Курильских островов по потенциальной электрической мощности оцениваются в 295 МВт на 100 лет работы.
Экологическая оценка использования геотермальной энергии.Основное воздействие на окружающую среду геотермальные электростанции оказывают в период разработки месторождения, строительства паропроводов и здания станций, но оно обычно ограничено районом месторождения.
Потенциальными последствиями геотермальных разработок являются оседание почвы и сейсмические эффекты. Оседание возможно всюду, где нижележащие слои перестают поддерживать верхние слои почвы, н это выражается в снижении дебитов термальных источников и гейзеров и даже полном их исчезновении. При эксплуатации месторождения Вайрокей (США) с 1954 по 1970 гг. поверхность земли просела почти на 4 м, а площадь зоны, на которой произошло оседание грунта, составила около 70 км, продолжая ежегодно увеличиваться.
Производство электроэнергии на геотермальных станциях может быть связана и с такой проблемой, как загрязнение атмосферного воздуха. Однако при одинаковом уровне выработки электроэнергии объемы выбросов углекислого газа от геотермальных электростанций могут варьироваться от нуля до незначительной процентной доли объемов выбросов электростанций, работающих на ископаемом органическом топливе, в зависимости от применяемой технологии. Одно из неблагоприятных проявлений ГеоТЭС - загрязнение поверхностных и грунтовых вод в случае выброса растворов высокой , концентрации при бурении скважин. Сброс отработанных термальных вод может вызвать заболачивание отдельных участков почвы в условиях влажного климата, а в засушливых районах - засоление. Опасен прорыв трубопроводов, в результате которого на землю могут поступить большие количества рассолов [6].
Шум при эксплуатации геотермальных установок может создавать проблемы в случае, если установка используется для производства электроэнергии. Уровень шума, порождаемого установками прямого использования тепловой энергии, обычно незначителен [134].
Литература
1. 1.Национальная программа развития местных и возобновляемых источников на 2011-2015гг. Журнал» Энергоэффективность» №.5, 2011г
2. Пестис В.К., Богданович П.Ф., Григорьев А.А. Основы энергосбережения в сельскохозяйственном производстве. Минск: - ИВЦ Минфина,2008.
3.Свидерская О.В. Основы энергосбережения Минск: Тетрасистем,2008.
4..Шимова О.С. Основы экологии и энергосбережения: учеб. пособие /О.С.Шимова, Н.К.Соколовский, О.В.Свидерская; под ред.О.С.Шимовой. -Мн.: БГЭУ,2011.
5. Производство и применение биодизеля: справочное пособие / А.Р. Аблаев и др. – М.: АПК и ППРО, 2006. C. 70.
6. Шпаар Д. Растительная биомасса для производства энергии / Д. Шпаар, В. Щербаков // Белорусское сельское хозяйство. 2007. № 8 С. 23