Субъекты организаторской деятельности
Организаторская деятельность (ОД)–это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления – «Организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организаторской деятельности.
В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия, а объект – приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Как известно, функция «Организация» относится к общим функциям управления. Она входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой трудоемкости эта функция может быть разделена на ряд подфункций.
Схема взаимозависимости функций
Субъект организаторской деятельности выполняет в рамках требуемых функций следующие процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры «подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получение задания или его формулирование, проведение информационной работы, проведение совещания, сдача выполненной работы заказчику или использовать ее в своей организации и т.д.
Таким образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций. Например, принятие решения об активизации организаторской деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов. Принятие решения – это процедура, активизация организационной деятельности – это подфункция, создание – это общая функция «организация», кондоминиумы – это продукция по конкретной функции «Управление производством».
Основные составляющие организаторской деятельности субъекта управления
Понятия «субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он – объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Даже рядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения субъектов и объектов организаторской деятельности можно представить в виде круга.
Циклическая схема взаимоотношения субъекта и объекта организаторской деятельности
Субъектами организаторской деятельности на уровне страны в Российской Федерации являются: Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, федеральные министры и т.д.
Осознание каждым человеком своих прав и обязанностей как субъекта и объекта отношений гармонизирует его деятельность.
Субъектами организаторской деятельности в компании могут быть отдельные лица (главный механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию управления, отдел кадров и др.), внешний орган (пожарная служба города, МЧС и др.).
В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть руководители государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и др.
Производственный потенциал
Обоснованная организация производственного процесса требует наличия и рационального использования материальных (средств труда и предметов труда) и трудовых ресурсов. Речь идет и о потребляемых, и о применяемых ресурсах. Если ранее лимитирующей группой ресурсов в бизнес-npoцeccax (см. также модуль «Реструктуризация управления компанией»), определяющих производственные возможности, производственный потенциал организаций, были средства труда, то в современных условиях в этой роли все чаще оказываются трудовые и материальные ресурсы.
Под производственным потенциалом организации понимается максимально возможный выпуск продукции по количеству и качеству в условиях наиболее эффективного использования всех средств производства и труда, имеющихся в распоряжении организации. Максимально возможный - это значит при современных формах организации производства, при современных методах мотивации персонала, при современном и прогнозируемом уровне техники и технологии.
В отличие от производственной мощности производственный потенциал организации характеризуется оптимальным в данных условиях использованием всех производственных ресурсов - как применяемых, так и потребляемых.
Совокупный резерв повышения эффективности в организации, следовательно, определяется разницей между производственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска и реализации продукции.
Как видно из определений, эффективность значительно более узкое понятие, чем производительность, но для практики поиска резервов в бизнес-процессах внутри организаций показатели эффективности дают те направления поисков, которые, собственно, и конкретизируют результат по использованию производственного потенциала.
Можно привести и другие, тоже конкретные, показатели эффективности, характеризующие производственную деятельность организации, методика их расчета будет аналогичной.
24.Научный потенциал
Два подхода по отношению к понятию научно технического потенциала:
1) Научные потенциал – это комплекс параметров, характеризующий способность научной системы решать вопросы научно-технического развития (численность кадров и их квалификация, возрастная структура и подготовка).
2) Научный потенциал – система индивидуальных и материальных факторов, обеспечивающих кругооборот в народном хозяйстве научных знаний, создание высокотехнологичных систем и распространение их в массовом производстве.
Составляющие научно-технического:
1. Кадровая составляющая.
Все, кто занят в сфере науки, разделяются на 4 сектора:
· академический: Академия наук России, отраслевые академии (докторов наук 1: кандидатов наук 6: без степени 6 (соотношение 1:6:6));
· отраслевой: научно-исследовательский и опытно-конструкторские организации (1:16:66);
· вузовский: научные работники (1:4:5);
· заводской сектор: работа непосредственно на производство (1:10:24).
2. Материально-техническая составляющая
Совокупность материальных ценностей, выступающих в материально вещественной форме.
1. Непроизводственные фонды
2. Научнопроизводственные
a. Оборотные
b. Основные
i. Пассивная часть
ii. Активная часть
1. Приборы
2. Общеэксплуатационные
3. Организационная составляющая науки.
Организационно-управленческая структура научной сферы - это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.
В зарубежной практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:
· административно-хозяйственную;
· программно-целевую;
· инициативную.
Административно-хозяйственнаяформа предполагает наличие научно-производственного центра, представляющего собой крупную или среднюю корпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. При этом значительное большинство фирм, выполняющие научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционирует в промышленности.
Инициативная состоит в финансировании, научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи избирателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам создаваемым для освоения технических и других нововведений.
4. Информационная составляющая научного потенциала.
Информационная составляющаяв научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
Для сотрудников, занятых в научно-производственном цикле, главный источник информации - техническая документация, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуальное общение с коллегами.
25Управленческий потенциал
Под управленческим потенциалом понимается способность влиять на ход событий. Это способность видеть перспективы развития событий и разрабатывать стратегию и тактику действий, особенно в проблемных ситуациях. В промышленно развитых странах способность управлять оценивается путем специального тестирования. Психологи оценивают следующие качества претендента на руководящую должность: осмотрительность; агрессивность; подчинение авторитету; покорность; уверенность в себе; приспособляемость; добросовестность; скорость решений; замкнутость; честность; оригинальность; упорство; настойчивость; самоутверждение; самонадеянность; самооценка; социальная восприимчивость; внушаемость; экстравертность и интровертность; жизнерадостность и депрессивность; оптимизм и пессимизм; непредубежденность, отношение к алкоголю; общительность; интеллект и так далее. Нижеприведенные тесты позволят оценить эффективность своего управления по критериям успешного руководства. |
Понятие синергии
Синергия определяется как взаимно согласованное действие отдельных элементов, которые вместе дают результат больший, чем одна отдельно взятая компонента. То есть совместный результат больше суммы частей, взятых по отдельности.
Синергия, синергизм — это совместное, содружественное, взаимозависимое действие двух или нескольких сил, агентов, факторов в каком-либо одном направлении. Синергетика исследует особое состояние сложных систем в области неустойчивого равновесия, точнее динамику их самоорганизации.
В экономике слова « синергия» и « кооперация» часто выступают как синонимы. Следует заметить, что «недавно открытый» синергизм еще Карл Маркс глубоко анализировал в «Капитале» как новую силу, «которая возникает из слияния многих сил в одну общую».
Применительно к исследованию поведения социально-экономических систем было бы разумнее оставить термин «кооперация», а не заменять его на синергию, тем более, что синергетика как понятие было изначально введено Хакеном применительно к поведению термодинамических систем в физике.
На состояние и эффективность работы любой организации влияют множество внутренних и внешних факторов. Согласно свойству эмерджентности, совместное действие нескольких факторов почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов. Именно это отличие, которое обычно называют эффектом синергии, фактором взаимодействия или кооперативным эффектом, является количественным выражением синергии.
Синергизм играет очень большую роль в живых системах всех видов и уровней организации. Он долго не получал достойной оценки, потому что часто существует в скрытом виде. Биологи разных направлений рассматривали и обозначали такие явления как симбиоз, мутуализм, коэволюция, но в основе всех этих проявлений лежит совместное действие, синергия.
Парадигма синергизма исходит из признания того факта, что в процессе развития выгодные результаты, получаемые целостностью организации, отвечают за благополучие ее частей, членов. В сущности, учение о синергизме представляет собой «экономическую» теорию сложности.
В теории организации синергизму придается важное значение. Во главу закона синергии положен принцип эмерджентности сложных систем: совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов.
Закон синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов.
Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
27. Практическое приложение закона синергии
Для хозяйственных организаций синергия означает стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и в снижении издержек производства. Эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий.
Термин «синергия» был введён в обиход Игорем Ансоффом [3] для обоснования групповых структур в организации компаний. В 50-е и 60-е годы были взлеты многих конгломератов, т.е. акционерных объединений совершенно разных по своему профилю предприятий. В это время решения вырабатывались и принимались централизованно в высших эшелонах корпоративного управления. Объем накладных расходов возрос, и в этих условиях стало легко обнаружить синергетический эффект.
Мир полон синергий. Преимущества синергизма в хозяйственных организациях определяются очень простой математической формулой: 2+2=5. Иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее отделениям без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости.
Синергетический портфель (в противоположность диверсификационному портфелю) - это группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом. В этом случае источниками синергизма может быть:
· использование одних и тех же производственных мощностей или общефирменных служб;
· использование общей сбытовой сети;
· взаимодополняемость управления, когда, например, приемы управления производственным подразделением дополняют приемы управления сбытовым и т.д.
· синергию можно обнаружить в различных функциях относительно стоимости и добавленной стоимости для клиентов. Примерами таких функций являются: научные исследования и опытные разработки, производство, продажа, реклама и администрация.
Результаты проведения исследований показали [5], что в хорошие времена итоговые показатели синергетических и деверсификационных фирм примерно одинаковы. Но в напряженных ситуациях и в моменты спада конъюнктуры рынка синергетические фирмы оказываются более стойкими и показывают лучшие результаты деятельности, чем деверсификационные фирмы.
В последние годы концепция синергизма получила расширенное толкование: формула 2+2=5 дополнилась понятием возможного негативного синергетического эффекта: 2+2<4, особенно в области общекорпоративного управления. Этот эффект объясняется тем, что у некоторых фирм в составе набора подразделений появляются такие, которые резко отличаются от других, традиционных, по уровню нестабильности и критическим фактором успеха. В таких случаях руководство чаще всего не справлялось с управлением этих подразделений, что и явилось причиной негативного синергетического эффекта.
В целом же можно указать следующий вывод: чем выше ожидаемая нестабильность и жесткость конкуренции, тем больше будет значение синергизма для достижения успеха.
28Особенности закона информированности-упорядоченности
Информационная среда в виду ее важности является объектом управлениянаряду с персоналом, финансами, производством и др. ИСУ подчиняетсядействию закона информированности-упорядоченности. Под упорядоченностьюпонимается гармоничное развитие всех элементов организации: системыуправления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличиемежду элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) —коэффициентов пропорциональности. Формулировка закона информированности-упорядочности: . чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Закон может действовать в трех вариантах. Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законеинформированности-упорядоченности. Результат стихийного действия закона. Персонал будет старатьсясобирать как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др., незадумываясь о ее упорядоченности и объеме. На этот процесс может уйти многофинансовых ресурсов, кроме того, компании могут подбросить ложнуюинформацию, которая, несомненно, будет принята. В результате компания можетпонести серьезные убытки. Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Результат действия закона. Персонал будет стараться принестируководителю как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др.Роль руководителя будет заключаться в просмотре всей информации и отборесущественной. Это весьма, трудная работа, и руководитель может что-товажное пропустить. Если эта пропущенная информация приведет к отрицательнымрезультатам, то персонал во всех грехах обвинит руководителя. Такимобразом, этот вариант самый тяжелый для руководителя. Лучше не знать всем,чем знать одному. Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законеинформированности-упорядоченности. Результат действия закона будет самым благоприятным. Все работники врамках своих полномочий и ответственности собирают, обрабатываютинформацию, делают выводы и сообщают об этом заинтересованному специалистукомпании. При этом варианте «туфта» (пустая информация) или дезинформация сбольшой вероятностью будет опущена для дальнейшей аналитической работы. Наличие устойчивого канала информации увеличивает вероятностьпоступления нужной для работника информации и при этом неопределенность ееуменьшается. Закон требует от руководителей создания и развития источниковинформации, организации повышения квалификации своих сотрудников, внедренияпередовых информационных технологий, в том числе автоматизированных рабочихмест. Следствие закона: информированность работника после достижения еюкритического уровня переходит в его компетентность. Руководитель, используя характеристики информации (объем,ценность, насыщенность и достоверность), имеет возможность создатьпервоклассный информационный ресурс своей организации.29.Характеристики управленческой информации: объем, достоверность
Управленческая информация – это часть данных, которые несут в себе новизну и полезность для принятия специалистом обоснованного решения. Основная задача информационной среды управления заключается в доведении до конкретного работника необходимой ему информации в нужное время. Всю информацию разделяют на два класса: объективную (информация, которая осуществлена в товаре) и субъективную (информация, отраженная или организованная людьми).
Информацию можно классифицировать в зависимости от характера подготавливаемого решения: по областям применения – управленческая, техническая и т. д.; функциональной направленности – планирующая, контролирующая, организующая и т. д.; времени действия – стратегическая, тактическая, оперативная; характеру разработки и реализации – рисковая, уравновешенная, импульсивная и т. д.; уровню неопределенности – низкий, средний, высокий, сверхвысокий; масштабам воздействия – общая, частная; направлению воздействия – внутренняя, внешняя.
Выделяют пять основных характеристик информации.
1. Объем информации – рассматривается с двух сторон:
а) как объем символьной информации – определяется количеством букв, символов и т. п.;
б) как объем воспринимаемой информации – характеризует полноту информации для принятия решения.
2. Достоверность информации – это отношение набора истинной информации к общему объему полученной информации. Различают три уровня достоверности информации: абсолютная, доверительная, негативная.
3. Ценность информации – определяется снижением затрат ресурсов на принятие правильного решения. У ценности информации может быть четыре уровня:
– нулевой – снижения затрат не происходит. Этому уровню соответствует искаженная, неточная информация;
– средний – затраты снижаются более чем на 10 %. Этому уровню соответствует доказательная, достоверная, качественная информация;
– высокий – характеризуется снижением уровня затрат более чем в два раза. Это информация, созданная в научно-исследовательских учреждениях. К ней относятся изобретения, научные открытия, инновации и т. п.;
– сверхвысокий – для этого уровня характерно снижение уровня затрат больше чем в десять раз. Сверхвысокому уровню ценности информации соответствует информация, полученная в исследовательских центрах и признанная мировым сообществом.
4. Насыщенность информации – характеризуется соотношением профессиональной и фоновой информации. Профессиональная информация содержит данные в виде текста, цифр, диаграмм, таблиц, звука и т. п. Она отражает суть рассматриваемого явления. Фоновая информация служит для улучшения восприятия профессиональной информации. Различают три уровня насыщенной информации:
– высокий – соотношение дает величину от 80 до 100 %;
– нормативный – соотношение дает величину от 50 до 80 %;
– низкий – профессиональная информация составляет менее 50 %.
5. Открытость информации – характеризует широту использования информации. Выделяют три уровня открытости информации:
– секретная – информация, которая отражает потребности государства и имеет ограничения в использовании;
– конфиденциальная – информация, которая отражает интересы общества или корпоративные интересы;
– публичная – информация, которая не имеет ограничения на использование и отражает всемирную открытость
информации.
Субминимальный уровень информации — это минимально-полный объеминформации для конкретного человека, при котором он может принятьобоснованное управленческое решение, Естественно, этот уровень — величинасубъективная и его следует подстраивать под конкретного человека.Технология определения этого минимума должна учитывать индивидуальностьчеловека. В этой связи концепция построения автоматизированных рабочих мест(АРМ) может хорошо реализовать данный уровень информации. Методика оценки уровня объема воспринимаемой человеком информацииоснована на экспертных методах. Современные руководители частных организаций (они же и владельцы)постоянно решают нелегкую для себя задачу: какую информацию и в какомобъеме следует давать тому или иному работнику? Достоверность во многом зависит от методики документооборота. Чемменьше людей принимают участие в сборе, передаче и обработке информации,тем выше ее достоверность. Об одном и том же событии можно получить разнуюинформацию в зависимости от методики ее сбора и обработки. Достоверностьзависит от времени прохождения информации. Даже абсолютно достовернаяинформация, пришедшая к информанту слишком поздно, может стать ложной,например информация о курсах акций на бирже. Достоверность может бытьискусственно повышена в результате обработки большего, чем обычно, объемаинформации по эффективным методикам или алгоритмам. Так, абсолютный уровеньдостоверности информации можно получить, обрабатывая информацию сдоверительным и даже с негативным уровнем достоверности. Ценность информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов(материалов, времени, денег) на принятие правильного решения. Ценностьинформации имеет четыре уровня: . нулевой, . средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%), . высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза), . сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз).30Характеристики управленческой информации: ценность, насыщенность, открытость.
Для обеспечения требуемого качества управления используемый информационный процесс должен обладать следующими характе-ристиками:
- полнотой и качеством информации;
- ценностью и полезностью информации;
- достоверностью и точностью информации;
- актуальность информации, зависящей от ее возраста;
- плотностью информации;
- оперативностью и доступностью информации;
- частотой использования определенных видов информации.
Достижение требуемых значений указанных характеристик может быть достигнуто благодаря:
- упорядочению системы делопроизводства по всем функциям управления в соответствии с современными моделями организации и комплексирования документов делопроизводства;
- повышению удельного веса аналитической и творческой работы в аппарате управления, в том числе за счет высвобождения времени высококвалифицированных работников, при использовании средств вычислительной техники;
- сокращению трудозатрат на информационную работу, ускорению переходных процессов и повышению качества управленческих решений;
- разработке и внедрению методических документов, содержащих описание технологии и организации работ должностных лиц с рациональным уровнем агрегирования информации по ее пред-назначению и конечным результатам;
- совершенствованию системы контроля за исполнением плано-во – управленческой документации;
- повышению качества технадзора;
- организации автоматизированных рабочих мест (АРМ) и повышению обеспеченности техническими средствами (в первую очередь, персональными ЭВМ и локальными вычислительными сетями) для решения трудоемких расчетных и информационных задач.
Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительскуюстоимость. Нулевую ценность имеет информация, повторяющая известныехарактеристики объекта управления или представляющая ненужные для принятиярешения характеристики. Средний уровень ценности имеет информация,создаваемая добросовестными, но потерявшими интерес к работе специалистами.Высокую ценность представляют имитационные модели организаций, позволяющиеруководителю правильно предусмотреть возможные последствия реализации приразличных вариантах решения. Сверхвысокую ценность представляет информация,связанная с инновационными технологиями, маркетинговыми исследованиями.Иногда сверхценная информация имеет криминальный источник. Насыщенность информации — это соотношение полезной и фоновойинформации. Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной(профессиональной) информации за счет улучшения настроения, поднятияэмоционального уровня. Фоновая информация может включать: шутки, анекдоты,сведения о материальном и моральном стимулировании, предупреждение опредстоящей информации, вспомогательную и вводную информацию. Если фоновойинформации нет, то полезная оценивается человеком как «сухая» и плоховоспринимается. Выработка наилучшего соотношения полезной и фоновой информацииотносится к искусству управления. Современной тенденцией информационногообеспечения процесса управления является увеличение насыщенности информации(наличие большого количества текста, таблиц и цифр). Открытость информации — это возможность предоставления ее различнымконтингентам людей. Существует три уровня открытости информации: . секретная (государственная тайна) — отражает глобальные потребности общества и имеет ограничения на использование. . конфиденциальная (для служебного пользования) — отражает интересы общества, потребности группы или коллектива людей. Имеет ограничения на использование. К конфиденциальной относятся сведения о потенциале организации (кадровом, технологическом, научном и т.п.). . публичная (открытая) — отражает интересы общества, потребности и интересы людей. Не имеет ограничений на использование. Рассмотренные пять характеристик информации оказывают влияние друг надруга. Корректировка одной из них влияет и на другие. Так, повышениедостоверности информации вызывает необходимость увеличения её объема иоткрытости. Процесс формирования заданных характеристик информации может идти подвум вариантам: по упреждению и по результатам. Формирование по упреждениютребует хорошего набора статистических данных, аналитических методов исовременных информационных технологий. В единую систему перечисленныесоставляющие еще не сведены. Пока лучшие результаты дает процессформирования требуемых характеристик информации по результатам путемкорректировок характеристик.31Особенности корректировки характеристик информации
Задача субъекта управления в ИСУ заключается в следующем: • отделить ценную информацию от «шумов»; • выделить из информации наиболее важную часть, позволяющуюанализировать текущее состояние объекта управления и выработать правильноерешение. Большое значение имеет работа со слухами. В типичный перечень тем дляслухов входит следующая информация: • предстоящие сокращения; • новые дисциплинарные и экономические меры наказания; • изменения в структуре организации; • грядущие кадровые перемещения и повышения; • подробности споров руководителей; • подробности личной жизни руководителей. Управлять такой информацией необходимо. Если все пустить на самотек,то информация может достаточно быстро превратиться в дезинформацию, вреднуюкак для руководителей, так и для подчиненных. Для работы со слухамисуществует два основных метода: . воспитание лояльных сотрудников и установление моральных и материальных стимулов и ответственности за распространение несанкционированной бытовой информации; . информирование работников об интересующих их вопросах в средствах внутреннего вещания, информационных бюллетенях и т.д. Управление информационным процессом, связанным со слухами, существенноулучшает микроклимат в коллективах и в компании в целом.32..Понятие самосохранения
Мы убеждаемся в том что, например, законы организации важные сами по себе, проявляются все-таки посредством субъективной деятельности персонала. Становится всё более определенней простая, но типичная матрица системы знаний, умений и навыков специалиста по управлению персоналом. Оказывается, вопросы компетентности руководства неразрывно связанны с вопросами компетентности подчиненных и взаимодействием руководителей и подчиненных между собой. Матрица эта от закона к закону наполняется конкретным содержанием. Так, постепенно и в общем плане, и в деталях вырисовываются родовидовые характеристики профессиональной деятельности специалиста по управлению персоналом.
Закон самосохранения говорит о том, что компетентное руководство - это не только компетенция самого руководителя, но это ещё и компетентность персонала, который задействован не только на исполнительских ролях, но и принимает участие в управлении организации. Закон самосохранения ориентирует специалиста на выстраивание механизма таких взаимоотношений между руководителями и подчиненными, когда возникает их сотрудничество в рамках единой творческой организации.
33Поддержание уровня самосохранения
Мы должны принимать во внимание то обстоятельство, что организационная деятельность сопряжена во всем мире, и особенно в Российской Федерации, с многоукладностью экономики, с политическим плюрализмом и с не совсем ещё отработанными механизмами толерантности. Поэтому, когда мы просчитываем варианты, в которых закон проявляется различным образом, то речь идёт не только о гипотетических случаях. Такие случаи составляют реальность нашей сегодняшней жизни. И к этим реальностям специалист по управлению персоналом должен быть профессионально подготовлен.
каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).
Таким образом, сущность закона состоит в том, что каждая организация должна максимально полно использовать (мобилизировать) свои внутренние ресурсы для постоянного противостояния разрушительному фактору внешних и внутренних факторов.
Значимость действия данного закона, реальность его проявления определяется тем, что в любой стране с рыночными отношениями банкротство организации — это типичное явление, постоянный спутник рыночной экономики. Банкротство — состояние, при котором организация не сумела обеспечить превышение созидательного потенциала относительно суммарного отрицательного разрушительного потенциала внешней и внутренней среды.
Практический интерес представляют несколько уровней самосохранения организации. Их количество достигает 7 (от максимально низкого (организацию следует немедленно ликвидировать) до максимально высокого (организация находится в нормальной и благоприятной экономической ситуации на рынке)). Между этими уровнями много промежуточных, которым соответствуют более или менее благоприятные условия относительно существования самой организации.
Аппарат управления организации для обеспечения постоянного нормального существованияпредприятия
должен осуществлять соответствующие управленческие действия, позволяющие максимально полно учитывать действия этого закона. Эти действия должны проявляться прежде всего в максимально полном предвидении на основе анализа внешней и внутренней среды. Принято выделять четыре основные стратегии поддержания на высоком уровне или увеличения положительного ресурса организации:А. Пассивно-индивидуальная стратегия.
Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании. Основная особенность такой стратегии — предпринимательский риск, поскольку, по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.
Б. Пассивно-коллективная стратегия.
Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, т.е. государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.
В. Активно-индивидуальная стратегия.
Стратегия постоянного поиска фирмой своей ниши в науке, технологии и информации.
Г. Активно-коллективная стратегия.
Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер). Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала. Страхова