Организация и принципы в управлении железнодорожным транспортом в РБ.
Управление – целенаправленное воздействие на организационную систему, обеспечив сохранение её опред стр-ры, поддержание режима и цели деятельности. В качестве организационной системы может рассматриваться организация, обществ произв-во, предприятия разл отраслей народного хоз-ва и форм собственности и соц сфера. Главнымизадачами упр-ия в совр условиях явл-ся:
1)Обеспечение соответствия системы упр-ия рыночной экономикой;
2)Требованием маркетинга придание ей уровня совр организационных стр-р;
3)Обеспечение роста эфективности, рентабельности работы тр-та на основе ускорени научно-техн программы.
Под управлением следует понимать сознат целенаправл воздействие со стороны органов упр-ия на какой- либо объект для достижения намеченной цели.
Процесс управления как специфич вид деят-ти включает в себя след стадии:
1)Определение цели упр-ия в форме прогнозирования, текущ планирование, выработки осн направлений развития производства.
2)Выработка и принятие управленч решений
3)Оценка рез-ов упр-ия
Управление основывается на разработанных принципах, представляющих собой обязат руковод правила, основн положения и нормы поведения, кот руководств-ся органы всех ступеней упр-ия и практич деят-ти.
Важнейшими принципами явл-ся: 1) демократизация управления; 2) единство интересов трудовых коллективов и руководства; 3) пропорциональность развития; 4) сочетание отраслевого и территор управления; 5) научность упр-ия, строжайшая дисциплина и тд.
Сущность и содерж-ие управленч деят-ти наиболее точно раскрыв-ся в её функциях, с помощью кот субъект упр-ия возд-ет на управляемый объект. На основе ф-ий опр-ся стр-ра органов управления. Ф-ии упр-ия классифиц-ся с позиции объекта и субъекта упр-ия. С позиции субъекта упр-ия выд-ся след функции: планирование, организация, мотивация, координация, регулирование, учет, анализ, контроль.
С позиции объекта управления разл функции, отражающ структуру хоз-ва жд тр-та и его предприятий: уровни управлений, стадии производства и систему обращения, элементы и параметры произв-ва, стадии упр-ия.
Кроме того, ф-ии управления делятся на основные ( общие), отражающие содежание процесса управления т специфические. С образованием СНГ , ж д располож на их территории, полностью перешли в собственность этих гос-в. В каждом из них для руководства видами тр-та образованы самостоятельные министерства. БЧ выполняет ф-ии по управлению жд транспортом общего пользования РБ. Подв состав обращается на тер всех республик СНГ, что потребовало разработки и исполнения единых стандартов, технологии ремонта пс, единых приницпов и правил перевозочного процесса.
Образован совет по жд тр-ту СНГ как распорядит орган на межгосуд уровне. Его решение обязательны для всех жд администарций СНГ. Совет координирует работу дорог на межгосуд уровне и в сообщениях с третьими странами в рамках СНГ. Постоянно действующ исполнит органом совета по жд тр-ту явл-ся дирекция, организуемая решением глав правительств СНГ. Дирекция явл-ся юридич лицом. В РБ упр-ие перевозочным процессом, руководство деятельностью предприятий и организаций осущ-ся централизованно и явл-ся компетенцией БЧ. Упр-ие жд тр-том построено по производств-территор принципу. Управление по тер принципу предполагает деление сети жд на дороги, отделения дорог и линейные предприятия. Управление по производственному принципу предполагает осущ-ие на каждом уровне оперативно-технич руководства по отраслям жд хоз-ва , локомот , вагонного пути, пассажирского и тд.
3.Понятие «инфраструктуры железнодорожного транспорта», ее сущность и содержание
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.железнодорожный путь – подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения;железнодорожная станция– пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах – выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами
На Бч 6 отделений дороги. Во главе дороги стоит начальник дороги, кот несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дорогу задач по перевозкам грузов и пассажиров, работу дороги в целом, состояние, безопасность движения поездов, соблюдение дисциплины, подбор и расстановку кадров. У нач-ка дороги имеются заместители, один из кот явл-ся первым, а также главный инженер дороги. При начальнике дороги на правах совещательного органа имеется технико-экономич совет из состава руководящих работников и специалистов разных профессий. Одной из важнейших функций кот является осущ четкой координации и взаимод структурных подразделений разл отраслей жд хозяйства.
В аппарат управления входят производственные( отраслевые) и функциональные службы и отделы. Службы: перевозок, локомотивная, вагонная, пути, сигнализации и связи, гражданских сооружений и связи, пассажирская, электрификации, юридическая, экономическая и тд.
Среди всех служб особое место занимает служба перевозок. Её руководители и дежурный аппарат дают оперативные указания по дв-ию поездов, обязательн для исполнения работниками др служб, занятых обсужив перевозочного процесса. Все производств службы и функциональн подразделения подчиняются начальнику дороги. Отделения жд непосредственно руководит производственно- хозяйств деятельностью всех находящихся в его границах структрурн подразделений, за исключением состоящих в непосредств подчинении дороги. На отделения, как и на дорогу. Возлаг-ся обеспечение выполн плана и договорных обязательств по перевозкам, оперативное руководство движ поездов, выполнение технич норм эксплуатац работы, организация грузовой и коммерч работы, обеспеч безопасности дв-ия поездов, сохранности груза, руководство эксплуатации и обеспечение содержания в исправном состоянии пути, зданий, сооруж, устройств энергоснабжений, СЦБ и связи , подв состава и тд. Для выполнения своих функций отделение дороги имеет соотв аппарат во главе с начальником отделения. Производств функции выполн-ют соотв отделы: перевозок, пассажирские, ремонта локомотивов, грузовых вагонов и контейнеров, пути, сигнализации и связи. Имеется ряд функциональных отделов и секторов: экономический, финансовый, управления персоналом и тд. Отделение дороги через соотв отделы осущ-ют непосредственное руководство работой станций, локомот депо, вагонных депо, листанций сигнализации и связи, участков энергоснабжения, механизир дистанций погр-разгр работ, дистанций гражданских сооружений, работой крупн вокзалов и тд. Решение управленческих задач на жд тр-те обеспечивается с применением следующ методов: административные экономические, соц-психологич.