Существует 3 режима установления валютных курсов

1. На основе золотых паритетов (при золотом стандарте). Основывался на соотношении золотого содержания денежных единиц, т.е. на золотом паритете. Валюты, привязанные к золоту, соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. Причем, содержание золота в валютах не менялось до 1914 года. Отклонение валютного курса от паритета было незначительным в пределах так называемых «золотых точек», определяемых расходами по транспортировке золота за границу. Золотой стандарт выступал автоматическим регулятором мирового рынка.

Существует 3 режима установления валютных курсов - student2.ru 2. Фиксированный курс. Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот (рис.38.1).

Рис. 38.1. Валютный курс

Существует 3 режима установления валютных курсов - student2.ru 3. Плавающий курс. Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, а, следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться труднопрогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.

Рис. 38.2. Спрос и предложение иностранной валюты

Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Зависимость между номинальным и реальным обменным курсом имеет вид

ER = EN * Pd / Pf,

где ER – реальный валютный курс;

EN – номинальный валютный курс;

Pd – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте;

Pf – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.

Паритет покупательной способности – уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них. Согласно данной концепции, валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах

r = Pd / Pf.

Иначе говоря, если обменные курсы корректируются относительно паритета покупательной способности, то перевод (конвертация) денежных средств из одной валюты в другую не должен вызывать изменений в покупательной способности этих средств.

Валовая выручка и прибыль в краткосрочном и долгосрочном периоде

Прибыль (PF) – это превышение валовой выручки от реализации (TR) над валовыми издержками (TC) PF=TR-TC.

С точки зрения экономики, все издержки (TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.

Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная плата рабочим, как поставщикам фактора “труд”, затраты на покупку оборудования, зданий и т.д.

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме.

В их структуре выделяют: а) упущенную выгоду – денежные платежи, которые фирма могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов (недополученная прибыль); б) нормальную прибыль – минимальную планируемую прибыль, способную удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса. Нормальная прибыль (NPF) рассматривается в двух аспектах: 1) прибыль на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам) и 2) цена предпринимательского таланта (определяется минимальным уровнем прибыли, которую получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса).

Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.

Все экономические издержки могут быть разделены на две большие группы: постоянные и переменные.Такое деление наблюдается в коротком периоде, в течение которого могут изменить любые факторы производства, кроме капитала (К – const). В длительном периоде все факторы переменны.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства. То есть предприятие будет нести их даже не производя продукцию (рис. 12.1).

К постоянным издержкам относят затраты на аренду помещения, амортизацию основного капитала, зарплату административно-управленческого персонала и отчисления от нее на социальное страхование.

Переменные издержки (VC) – это издержки, зависящие от объема производства, если продукцию не выпускают они равны нулю (рис. 12.1). К ним относят затраты на сырье, материалы, топливо, зарплату производственных рабочих и отчисления от нее на социальное страхование.

Экономическая теория (задачи)

1.В первом полугодии цены на продукцию выросли на 10%, а во втором на 20%. Каким будет годовой уровень инфляции.

Р.: 1,1*1,2=1,32

Инфляция составила 32%

2.Спрос и предложение на обеды в студенческой школе описываются уравнениями: Qd=2400-100P Qs=1000+250P. Необходимо вычислить равновесную цену и количество проданных обедов по данной цене. Администрация установила цену на обед в размере 3дол. Охарактеризовать последствия этого.

Решение

1)Qd=Qs

2400-100Р=1000+250Р

Р=4

Q=2400-100*4=2000

2) Qd=2400-100*3=2100

Qs=1000+250*3=1750

2100-1750 – дефицит

3. Потребит расходы (С)=2100, Инвестиции (Y)=700; Гос расходы (G)=800; Трансферта (TR)=300;выплаты % по гос долгу (N)=200; налоги (T)=700. Найти частные сбережения

Решение

Ψ=C+Y+G

S=Ψ-T+TR+N=(2100+700+800)-700+300+200=3400

4. Косметическая компания продает ежемесячно по 500 упаковок крема по цене 100 руб./шт. До какого уровня компания может поднять цену, чтобы продажи не упали не ниже 300 упаковок в месяц. Коэффициент ценовой эластичности спроса на крем равен -2.

Ed=процетное измение количества спрашиваемого продукта/процетное цены продукта Х

Решение:

300/500=0,6 на 40%

-2 = 40% / %р

%р=20%, т.е. можно повысить цену на 20%, до уровня 120 руб./шт.

5.Дана инфляция 2006г. = 12%, 2007г. = 10%, 2008г. = 13%.Определить на сколько % возрастут цены за 3 года.

Р.: 0,12*0,1*0,13=15,6%

6. Мировые цены на нефть за 2006г возросли на 30%. Как изм. выручка от продажи нефти, если Еd=0,25

Решение:

-0,25=ΔQ/30%

ΔQ=-7,5%

TR=P*Q=1,3P*(1-0.075)Q

7. Увеличение ВНП на 30 млрд. д.е. произошло в результате изменения первоначальных автономных инвестиций. Определить размер инвестиций, если предельная склонность к сбережению = 0,2.

Р.: Зависимость инвестиций от дохода: ∆Y = ∆I * MRI

∆Y–изменение располагаемого дохода (валовой национальный продукт).

∆I – изменение инвестиций

Инвестиционный мультипликатор (MRI) равен: MRI =1/MPS

МРS – предельная склонность к сбережению

MRI = 1/0,2=5

∆I = 30 млрд./5=6 млрд. д.е.

8. Фирма находиться в условиях совершенной конкуренции. Функция затрат имеет следующий вид: ТС =2Q2+20Q+10. Какой объем производства выберет фирма, если цена товара составляет 200 д.е.

Решение:Совершенная конкуренция: МС=МR=P

MC=TC’=4Q+20

4Q+20=200

Q=45 – объем, который выберет фирма

9. В 1998г. В условной стране А показатели безработицы: фрукционная=5%; структурная=6%;

циклическая=15%.

Объем номинального ВНП=30600 д.е.

Коэффициент Оукена (k)=2%

Наши рекомендации