Существует 3 режима установления валютных курсов
1. На основе золотых паритетов (при золотом стандарте). Основывался на соотношении золотого содержания денежных единиц, т.е. на золотом паритете. Валюты, привязанные к золоту, соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. Причем, содержание золота в валютах не менялось до 1914 года. Отклонение валютного курса от паритета было незначительным в пределах так называемых «золотых точек», определяемых расходами по транспортировке золота за границу. Золотой стандарт выступал автоматическим регулятором мирового рынка.
2. Фиксированный курс. Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот (рис.38.1).
Рис. 38.1. Валютный курс
3. Плавающий курс. Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, а, следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться труднопрогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.
Рис. 38.2. Спрос и предложение иностранной валюты
Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Зависимость между номинальным и реальным обменным курсом имеет вид
ER = EN * Pd / Pf,
где ER – реальный валютный курс;
EN – номинальный валютный курс;
Pd – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте;
Pf – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.
Паритет покупательной способности – уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них. Согласно данной концепции, валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах
r = Pd / Pf.
Иначе говоря, если обменные курсы корректируются относительно паритета покупательной способности, то перевод (конвертация) денежных средств из одной валюты в другую не должен вызывать изменений в покупательной способности этих средств.
Валовая выручка и прибыль в краткосрочном и долгосрочном периоде
Прибыль (PF) – это превышение валовой выручки от реализации (TR) над валовыми издержками (TC) PF=TR-TC.
С точки зрения экономики, все издержки (TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.
Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная плата рабочим, как поставщикам фактора “труд”, затраты на покупку оборудования, зданий и т.д.
Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме.
В их структуре выделяют: а) упущенную выгоду – денежные платежи, которые фирма могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов (недополученная прибыль); б) нормальную прибыль – минимальную планируемую прибыль, способную удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса. Нормальная прибыль (NPF) рассматривается в двух аспектах: 1) прибыль на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам) и 2) цена предпринимательского таланта (определяется минимальным уровнем прибыли, которую получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса).
Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.
Все экономические издержки могут быть разделены на две большие группы: постоянные и переменные.Такое деление наблюдается в коротком периоде, в течение которого могут изменить любые факторы производства, кроме капитала (К – const). В длительном периоде все факторы переменны.
Постоянные издержки (FC) – это издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства. То есть предприятие будет нести их даже не производя продукцию (рис. 12.1).
К постоянным издержкам относят затраты на аренду помещения, амортизацию основного капитала, зарплату административно-управленческого персонала и отчисления от нее на социальное страхование.
Переменные издержки (VC) – это издержки, зависящие от объема производства, если продукцию не выпускают они равны нулю (рис. 12.1). К ним относят затраты на сырье, материалы, топливо, зарплату производственных рабочих и отчисления от нее на социальное страхование.
Экономическая теория (задачи)
1.В первом полугодии цены на продукцию выросли на 10%, а во втором на 20%. Каким будет годовой уровень инфляции.
Р.: 1,1*1,2=1,32
Инфляция составила 32%
2.Спрос и предложение на обеды в студенческой школе описываются уравнениями: Qd=2400-100P Qs=1000+250P. Необходимо вычислить равновесную цену и количество проданных обедов по данной цене. Администрация установила цену на обед в размере 3дол. Охарактеризовать последствия этого.
Решение
1)Qd=Qs
2400-100Р=1000+250Р
Р=4
Q=2400-100*4=2000
2) Qd=2400-100*3=2100
Qs=1000+250*3=1750
2100-1750 – дефицит
3. Потребит расходы (С)=2100, Инвестиции (Y)=700; Гос расходы (G)=800; Трансферта (TR)=300;выплаты % по гос долгу (N)=200; налоги (T)=700. Найти частные сбережения
Решение
Ψ=C+Y+G
S=Ψ-T+TR+N=(2100+700+800)-700+300+200=3400
4. Косметическая компания продает ежемесячно по 500 упаковок крема по цене 100 руб./шт. До какого уровня компания может поднять цену, чтобы продажи не упали не ниже 300 упаковок в месяц. Коэффициент ценовой эластичности спроса на крем равен -2.
Ed=процетное измение количества спрашиваемого продукта/процетное цены продукта Х
Решение:
300/500=0,6 на 40%
-2 = 40% / %р
%р=20%, т.е. можно повысить цену на 20%, до уровня 120 руб./шт.
5.Дана инфляция 2006г. = 12%, 2007г. = 10%, 2008г. = 13%.Определить на сколько % возрастут цены за 3 года.
Р.: 0,12*0,1*0,13=15,6%
6. Мировые цены на нефть за 2006г возросли на 30%. Как изм. выручка от продажи нефти, если Еd=0,25
Решение:
-0,25=ΔQ/30%
ΔQ=-7,5%
TR=P*Q=1,3P*(1-0.075)Q
7. Увеличение ВНП на 30 млрд. д.е. произошло в результате изменения первоначальных автономных инвестиций. Определить размер инвестиций, если предельная склонность к сбережению = 0,2.
Р.: Зависимость инвестиций от дохода: ∆Y = ∆I * MRI
∆Y–изменение располагаемого дохода (валовой национальный продукт).
∆I – изменение инвестиций
Инвестиционный мультипликатор (MRI) равен: MRI =1/MPS
МРS – предельная склонность к сбережению
MRI = 1/0,2=5
∆I = 30 млрд./5=6 млрд. д.е.
8. Фирма находиться в условиях совершенной конкуренции. Функция затрат имеет следующий вид: ТС =2Q2+20Q+10. Какой объем производства выберет фирма, если цена товара составляет 200 д.е.
Решение:Совершенная конкуренция: МС=МR=P
MC=TC’=4Q+20
4Q+20=200
Q=45 – объем, который выберет фирма
9. В 1998г. В условной стране А показатели безработицы: фрукционная=5%; структурная=6%;
циклическая=15%.
Объем номинального ВНП=30600 д.е.
Коэффициент Оукена (k)=2%