Национальная экономика и её общая характеристика

Национальная экономика - это исторически сложившаяся совокупность сфер экономической деятельности на территории данной страны. Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры.

Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые производят определенные группы товаров и услуг: домашние хозяйства, предприятия, государство, заграница. В воспроизводственной структуре особую важность представляет соотношение средств, идущих на потребление и на накопление. От этого соотношения зависит тип воспроизводства: простое, расширенное и суженное.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на такие совокупности социально-экономических единиц, которые объединены определенными социально-экономическими отношениями, например, по формам собственности, по группам населения, по видам труда, по получаемым доходам и другим признакам.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли - качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции, выпускающие однотипную по видам и назначению продукцию, применяющие сходные технологии. Отраслевая структура состоит из отраслей материального производства, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления (промышленность, строительство, сфера материальных услуг: транспорт, торговля, связь и др) и отраслей нематериального производства, продукт которых имеет нематериальную форму: научные знания и информация, произведения искусства и культуры, нематериальные услуги.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы.

Инфраструктура национальной экономики включает в себя структурные элементы экономики, облегчающие движение товаров и услуг от продавца к покупателю, как например, шоссейные и железные дороги, порты, транспорт, связь, телевидение, радио и др.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к изменению и усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления общественного разделения труда, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся в ней макроэкономические пропорции - это количественные соотношения между различными сферами и подразделениями общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Можно выделить следующие их виды:

· общеэкономические: между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблением;

· межотраслевые: между взаимосвязанными отраслями народного хозяйства, например, промышленностью и сельским хозяйством;

· внутриотраслевые: между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например, выпуском чугуна, стали и проката в металлургии;

· территориальные: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;

· межгосударственные: между отдельными странами на основе международного разделения труда.

Пропорции в национальной экономике объективны: правительство не может произвольно изменять соотношение различных частей общественного производства и динамичны: они меняются количественно и качественно в ходе развития экономики под влиянием различных факторов.

Пропорции можноклассифицировать по форме их выражения:

· натурально-вещественные характеризуют соотношения между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, тракторов, кукурузы, зерна;

· стоимостные показывают соотношения между отдельными элементами стоимости национального продукта, например, доходов предприятий, государства и населения.

Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих оптимальное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах труда и капитала.

Пропорциональность лежит в основе сбалансированности национальной экономики,которая означает соответствие между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно нарушаются, поэтому существует постоянная необходимость в их поддержании.

Система национальных счетов

Результатом функционирования экономики является национальный продукт,под которым понимают суммарную стоимость всех товаров и услуг, произведённых в экономической системе за определённый период времени. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по системе национальных счетов (СНС),которая представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых субъектами хозяйствования в процессе общественного воспроизводства. СНС выступает в виде совокупности взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение, обмен и использование конечного продукта и национального дохода. СНС используется практически во всех странах мира для описания и анализа наиболее общих результатов развития экономики на макроуровне. Она сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики. Это своего рода «бухгалтерский учет страны».

Одной из главных особенностей СНС является её всеохватывающий характер, то есть СНС в обобщённом виде содержит упорядоченную определённым образом информацию о всех хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе, экономических операциях, экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство и их изменениях.

Под экономической операцией в СНС понимается добровольное взаимодействие между двумя хозяйствующими субъектами в связи с производством и использованием продукции, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов, принятием финансовых обязательств.

В СНС изучаются экономические операции между институциональными единицами - хозяйствующими субъектами, которые владеют и распоряжаются активами, от своего имени принимают обязательства, вступают в экономические операции с другими институциональными единицами, составляют полный набор счетов. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица и домашние хозяйства.

Институциональные единицы могут выступать в качестве резидентов и нерезидентов. Понятие резиденства является одним из центральных в СНС, поскольку с его помощью национальная экономика отграничивается от экономики остального мира. Институциональная единица считается резидентомэкономики страны, если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году. Институциональные единицы-нерезиденты являются резидентами экономики других стран.

Институциональные единицы в СНС группируются в институциональные секторы экономики — агрегированные группы хозяйствующих субъектов, имеющие сходные цели, функции и источники финансирования. Всего выделяют шесть таких секторов.

1. Сектор нефинансовых предприятий. Они выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм. Сюда также относят ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др.), некоммерческие организации, занятые рыночной деятельностью или обслуживающие предпринимателей (товарно-сырьевые биржи, торговые палаты, промышленные и торговые ассоциации и т.п.). Ресурсы институциональных единиц этого сектора формируются главным образом за счет средств, получаемых от продаж товаров и услуг.

2. Сектор финансовых учреждений охватывает институциональные единицы, которые осуществляют финансовые операции — центральный банк, коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др. Основная функция – быть посредниками между теми, кто сберегает, и теми, кто инвестирует. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств – денежные депозиты, проценты, дивиденды, страховые премии, комиссионные.

3. Сектор государственного управления включает институциональные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, то есть для которых не существует рынка. Это главным образом бюджетные государственные учреждения, осуществляющие политические и регулирующие функции. К ним относятся: органы государственного управления, государственные финансово-кредитные организации, государственные бюджетные фонды и др. Ресурсы этого сектора формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых институциональными единицами, относящимися к другим секторам.

4. Сектор домашних хозяйств, включает в себя домашние хозяйства; некорпоративные предприятия, владельцами которых являются домашние хозяйства; лица свободных профессий; собственники жилья, в котором они сами проживают; платная наёмная прислуга. Основная функция этих институциональных единиц – потребление, хотя здесь имеет место хозяйственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отделено от домашнего хозяйства владельца предприятия (их бюджеты зачастую трудно обособить друг от друга). Основные ресурсы домашнего хозяйства формируются за счёт их заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов из других секторов (пенсии, пособия и т.п) и продажи товаров и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями.

5. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, который не контролируется и не финансируется государством. Главная функция – оказание нерыночных услуг членам этих организаций. В их числе: профсоюзы, политические партии, спортивные общества, религиозные объединения, благотворительные общества и фонды, ведомственное жилье и поликлиники, дома культуры, стадионы и т.п. Затраты этих организаций на свою деятельность покрываются за счет взносов их членов, дарений, доходов от собственности, пожертвований.

6. Сектор заграница (остальной мир) является внешним по отношению к перечисленным внутренним секторам национальной экономики. Сюда относятся институциональные единицы, которые работают за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.

Нужно учитывать, что в СНС кроме понятия «национальная экономика» используется термин «внутренняя экономика». Внутренняя экономика включает все вышеперечисленные сектора, кроме последнего. Она ограничивается операциями только между институциональными единицами-резидентами. Национальная экономика в СНС включает все шесть секторов и предусматривает операции, как между самими резидентами, так и между резидентами и нерезидентами.

Национальное счетоводство основывается на модели кругооборота ресурсов, продуктов и дохода (смотри рис.4.1).

Наши рекомендации