Основные черты (институциональные основы) рынка.
Сегодня экономика большинства стран мира является рыночной. Очевидно, что она значительно отличается от чистого (классического) капитализма 19 века. Современное государство активно вмешивается в рыночный механизм и оказывает существенное воздействие на деятельность индивидов, домохозяйств, фирм и экономическую систему в целом.
Таким образом, современная рыночная экономика, в отличие от эпохи свободной конкуренции, является регулируемой. Однако, и сегодня ее основным институтом по-прежнему является рынок.
При всем многообразии определений рынка можно выделить два подхода к трактовке данной категории: определение рынка в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова рынок понимается как механизм обмена, который позволяет посредством цен согласовывать действия экономически обособленных субъектов хозяйствования; в широком смысле слова рынок – это саморегулирующаяся система движения благ и услуг в форме товаров и денег в масштабах всего общественного воспроизводства и на всех уровнях экономической системы.
К числу условий возникновения рынка относятся: регулярность обмена; общественное разделение труда; экономическая обособленность товаропроизводителей.
Регулярность обмена является следствием углубления общественного разделения труда и усиления экономической обособленности производителей.
Общественное разделение труда предполагает обособление различных видов общественного труда, в условиях которого производители специализируются на изготовлении определенных видов продукции. Очевидно, что в этом случае для удовлетворения всего спектра потребностей они вынуждены обмениваться результатами своего труда.
Экономическая обособленность означает независимость и самостоятельность производителей в принятии хозяйственных решений относительно того, что и как производить, кому, в каком количестве, когда, где и по какой цене продавать. Адекватной основой такого экономического порядка является существование частной собственности на экономические ресурсы и произведенные блага.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Самой важной его функцией является саморегулирование или координациядействий участников рыночных сделок на основе формирования рыночной цены через механизм взаимодействия спроса и предложения.
Благодаря действию «невидимой руки» (так образно называл А.Смит действие рыночных сил) экономические агенты, преследующие в своей хозяйственной деятельности исключительно личную выгоду, достаточно успешно обеспечивают достижение общественных целей.
Стимулирующая функция рынка проявляется в побуждении субъектов хозяйствования к деловой активности, к эффективному использованию экономических ресурсов, уменьшению издержек, обновлению продукции и повышению ее качества.
Информационная функция рынка заключается в обеспечении субъектов экономики информацией о состоянии экономической коньюнктуры. В рыночной экономике основным информационным сигналом как для продавцов, так и для покупателей является цена.
Санирующая функция рынка состоит в том, что рыночный механизм освобождает общественное производство от неконкурентоспособных фирм, устаревших производств и отраслей и поощряет развитие эффективно функционирующих субъектов хозяйствования.
Выполняя дифференцирующую функцию, рынок расслаивает производителей, обогащая наиболее успешных и разоряя неэффективно функционирующих.
Рынок обеспечивает также реализацию коммуникативной функции, предоставляя продавцам и покупателям возможность найти друг друга, согласовать свои действия и экономические интересы, выбрать наиболее приемлемые варианты сделок.
Выполняя распределительную функцию, рынок, во-первых, распределяет ограниченные экономические ресурсы между различными отраслями, отдельными видами хозяйственной деятельности и предприятиями (организациями), во-вторых, распределяет доходы между индивидами (домашними хозяйствами). Размеры этих доходов зависят от количества и качества принадлежащих домохозяйствам ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей), а также от их рыночной цены.
К числу основных черт (институциональных основ) рынка относятся:
экономическая свобода, или свобода хозяйственной деятельности и потребительского выбора (в рамках существующего законодательства); стремление рыночных агентов к личной выгоде; добровольное и эквивалентное взаимодействие субъектов хозяйствования; самофинансирование и экономическая ответственность субъектов хозяйствования; свободное ценообразование; конкуренция; частная собственность на экономические ресурсы и произведенные блага; ограниченная роль государства.
Конкуренция: понятие, виды
Существует несколько подходов к определению конкуренции. Под конкуренцией (от лат. сoncurrentia- сталкиваться, сбегаться) понимается соперничество между различными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и купли-продажи товаров. В микроэкономике данный термин используется также для обозначения типа рыночных структур.
В контексте первого подхода выделяют такие виды конкуренции, как
внутриотраслевая и межотраслевая; ценовая и неценовая; конкуренция между различными субъектами рыночной экономики (между продавцами, покупателями и др.), добросовестная и недобросовестная.
Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между субъектами рыночного хозяйства, занимающимися производством и продажей идентичной либо взаимозаменяемой продукции, направленное на завоевание покупателей.
В зависимости от методов их привлечения выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция направлена на привлечение покупателей посредством установления более низких цен. Неценовая конкуренция основана на повышении качества продукции и пред- и послепродажных услуг; к методам неценовой конкуренции относятся также реклама, использование товарных знаков, брендов и другие.
Конкуренция покупателей - это конкуренция за возможность приобретения товара; возникает в условиях дефицита благ и может приводить к повышению рыночной цены. Конкуренция продавцов обусловлена избытком товаров и может приводить к снижению рыночной цены.
Межотраслевая конкуренция – это соперничество между субъектами рыночного хозяйства, занятыми в различных отраслях экономики, за наиболее выгодные сферы приложения капитала. В результате межотраслевой конкуренции происходит распределение нового и перераспределение раннее задействованного капитала между различными отраслями и сферами хозяйственной деятельности экономики, его перелив в наиболее прибыльные из них.
В зависимости от соблюдения рыночными агентами правовых и этических норм конкуренция делится на добросовестную и недобросовестную. Добросовестная конкуренция осуществляется в рамках принятых на рынке правовых и этических норм; недобросовестная конкуренция связана с нарушением данных норм (демпинг; распространение ложных сведений о конкурентах и другие).
В контексте второго подхода выделяют два типа рыночной структуры: совершенную и несовершенную конкуренцию. Основным критерием данной классификации является наличие у продавцов рыночной власти, или способности воздействовать на рыночную цену товара посредством регулирования объема его предложения.
Совершенная конкуренция имеет место в том случае, когда никто из экономических агентов не способен оказывать влияния на рыночную цену. Несовершенная конкуренция возникает в тех случаях, когда отдельные продавцы и (или) покупатели обладают такой способностью.
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, основными признаками которой являются следующие: наличие множества продавцов и покупателей; однородность продукции; отсутствие каких-либо барьеров вступления в отрасль и выхода из нее; возможность равного и неограниченного доступа ко всем видам информации как со стороны продавцов, так и покупателей; отсутствие у субъектов хозяйствования рыночной власти.
Совершенная конкуренция — это идеальная модель функционирования рынка, в условиях которой экономика могла бы достичь максимальных показателей как аллокативной, так и производственной эффективности. Однако в реальной жизни данная рыночная структура не существует.
Несовершенная конкуренция может существовать в виде чистой монополии (чистой монопсонии), монополистической конкуренции, олигополии (олигопсонии).
Чистая монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, чистая монопсония — одного покупателя.
Чистая монополия – это рыночная структура, для которой характерны следующие черты: концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца; наличие множества покупателей, действующих независимо друг от друга; уникальность производимого фирмой продукта, который не имеет субститутов; высокие входные барьеры, блокирующие проникновение новых фирм в отрасль; затрудненный доступ к информации со стороны других субъектов хозяйствования; обладание фирмой-монополистом практически неограниченной рыночной власти.
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, для которой характерны следующие признаки: большое количество фирм-продавцов; большое число покупателей; возможность относительно свободного входа в отрасль и выхода из нее; практически неограниченный доступ к информации; дифференциация продукта; обладание продавцами определенной рыночной власти, размер которой зависит от их успехов в дифференциации продукции.
Олигополия – это рыночная структура, для которой характерны следующие признаки: небольшое количество фирм, поделивших между собой отраслевой рынок; большое число покупателей; затрудненный доступ новых фирм на отраслевой рынок из-за высоких входных барьеров; существование некоторых затруднений в доступе к информации; продукт может быть как однородным, так и дифференцированным; обладание продавцами рыночной власти; стратегическое поведение фирм-конкурентов (следствие немногочисленности фирм, в силу которой они вынуждены считаться с реакцией друг друга на свои решения).
Поскольку характер конкуренции между фирмами-олигополистами зависит от избранной ими стратегии поведения, единой модели олигополии не существует.