Агропромышленный комплекс РФ.
Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведения её до потребителя.
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
АПК состоит из отраслей:
1. Обеспечивающих работу АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, агрономия, селекция, мелиорация, производство комбикормов, сельское строительство, и т.д.).
2. Сельское хозяйство.
3. Отраслей, связанных с транспортировкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукцией.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т.д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т.д. поэтому АПК состоит из 3 звеньев производства.
Вывод:уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК. Значение - обеспечить население страны продовольствием.
Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.
Особенности сельского хозяйства:
- зависимость от природных условий
- производство продукции сезонно
- земля одновременно является средством труда и производством труда.(1708 млн. га – площадь земель в России, 13% из них составляют сельхоз угодья, т.е. 222 млн. га)
- сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.
Сельскохозяйственные угодья – земли, которые используются в сельском хозяйстве (пашня-60%, сенокосы-10%, пастбища-30%, сады, виноградники-1%).
Земельные ресурсы – это земли, используемые в хозяйственной деятельности человека.
В структуре АПК выделяют три производственные и одну обслуживающую сферы.
Первая сфера включает отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. К ним относятся: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение по производству оборудования для животноводства, кормопроизводству, пищевой и легкой промышленности, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие отрасли АПК.
Вторая сфера — сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное хозяйство и рыбное (речное и прудовое) хозяйство.
Третья сфера — отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож, овчин, фармацевтика и др.).
Четвертая сфера — обслуживающая (производственная и непроизводственная инфраструктура), обеспечивающая заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса. В эту сферу входят также научное обслуживание и подготовка кадров для АПК.
Структура агропромышленного комплекса России характеризуется несбалансированностью развития производственных и обслуживающих сфер. Вторая сфера — сельское хозяйство — является главным звеном. Оно производит свыше 50% всей продукции АПК, сосредоточивает около 70% всех производственных основных фондов комплекса, в нем занято более 65% работающих в производственных отраслях АПК. В отличие от России в развитых странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АП К. Например, вСШАна долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится более 70% производимой продукции АПК, тогда как сельское хозяйство дает всего лишь 13—15%.
Сбалансированное развитие всех сфер АПК — необходимое условие решения проблем обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводит к большим потерям продукции сельского хозяйства как на стадии уборки урожая, так и на стадии транспортировки и хранения. Потери на этих стадиях составляют около 30% собранного зерна, 40—45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 50—60%, а степень износа оборудования достигает 70—75%.
Актуальная задача современного развития АПК - сбалансированность всех его звеньев. Отставание в развитии перерабатывающих производств приводит к большим потерям сельскохозяйственной продукции, достигающим 30% от собранного зерна, 40% собранных картофеля и овощей.
Острая проблема развития, возникшая в условиях экономических реформ и длительного кризисного развития АПК - неразвитость рынка средств производства. Это способствовало прогрессирующему износу оборудования (в перерабатывающих отраслях он достигает 75%), снижению использования минеральных удобрений (за 1990-е годы на один гектар пашни их внесение сократилось более чем в 10 раз), сокращению парка автомобильной, тракторной техники и сельскохозяйственного оборудования (за указанный период - почти в три раза).
Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической системой должен быть признан важнейшим элементом национальной экономики, основными целями функционирования которого по нашему мнению будут:
- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления из сельскохозяйственного сырья;
- производство такого количества сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия, который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного масла и др.;
- обеспечение соответствующего уровня эффективности агропромышленной системы;
- удовлетворение экономических и социальных потребностей и интересов работников сельского хозяйства.
Сельское хозяйство - главное звено АПК. Оно дает более половины всей продукции АПК, концентрируя около 70% его производственных основных фондов. Сельское хозяйство состоит из двух групп отраслей - растениеводство (земледелие) и животноводство с такими подотраслями как зерновое хозяйство, кормопроизводство, производство технических культур, садоводство, овощеводство, скотоводство (разведение крупного рогатого скота), свиноводство, овцеводство, птицеводство, звероводство, прудовое рыбоводство и др.
Растениеводство производит более половины всей сельскохозяйственной продукции страны, являясь ведущей отраслью сельского хозяйства, так как от его развития в значительной степени зависит и уровень животноводства.
Зерновыми культурами занято более половины посевных площадей страны. За годы экономического кризиса площадь посевных под зерновыми культурами сокращалась. Это, а также снижение внесения минеральных удобрений и уменьшение парка сельскохозяйственной техники способствовали сокращению сборов зерновых культур (в конце 1990-х годов ежегодный сбор составлял 60 - 70 млн. т), падению их урожайности.
Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Более урожайной, но и требовательной к теплу и качеству почв является озимая (1) пшеница. Ее посевы сосредоточены на Северном Кавказе и в Центрально - Черноземном районе. Яровая пшеница преобладает в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Центре страны. Рожь (3) менее требовательна к условиям произрастания, поэтому возделывается в районах Нечерноземной зоны РФ.
Практически повсеместно в земледельческих районах страны выращивается ячмень (2 – 16,2 млн. т), а овес (4), как влаголюбивая и не требовательная к почвам культура, размещается в лесной зоне. Теплолюбивая культура кукуруза (5) на зерно выращивается на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье и южном Поволжье (так называемый "кукурузный пояс").
Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Просо возделывают в степных районах Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Поволжья и Урала. Гречиха, наоборот, требовательна к увлажнению и плохо переносит повышенную температуру воздуха, в связи с чем выращивается преимущественно в лесных районах. Посевы риса сосредоточены на орошаемых землях Северного Кавказа, Волго - Ахтубинской поймы (Астраханская область) и Приморья (Дальний Восток).
Наиболее распространенные технические культуры в стране - лен-долгунец, сахарная свекла, подсолнечник, соя, горчица, конопля. Лен-кудряш требователен к увлажнению и не требователен к почвам, поэтому возделывается в Нечерноземной зоне РФ. Сахарная свекла преимущественно произрастает в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе. Главная масличная культура - подсолнечник - выращивается на Северном Кавказе, в Поволжье, Центрально - Черноземном районе, в южных районах Урала и Западной Сибири. Преимущественно в этих же районах располагаются посевы других масличных культур - сои (возделывается еще на юге Дальнего Востока) и горчицы. Конопля возделывается в Нечерноземье и на Северном Кавказе.
Практически повсеместно в земледельческой зоне страны возделывается картофель. Овощеводство как товарная отрасль выделяется на Северном Кавказе, в Центрально - Черноземном районе, Поволжье, некоторых других районах, плодоводство - преимущественно в южных районах страны.
Среди отраслей животноводства ведущее значение имеет скотоводство. Молочное и молочно - мясное скотоводство располагается, во-первых, в пригородных районах, тяготея к потребителю, во-вторых, в районах выращивания сочных зеленых кормов, способствующих росту молочной продуктивности. Основные районы названной специализации скотоводства - Нечерноземье, Среднее Поволжье, Средний Урал, Сибирь. Мясное и мясо - молочное скотоводство представлено преимущественно в засушливых степных и полупустынных районах - Северный Кавказ, Южный Урал и Нижнее Поволжье, юг Сибири.
Овцеводствоиспользует естественные, как правило, непригодные для других видов скота, пастбища. Наиболее ценное тонкорунное овцеводство получило развитие в степных районах Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Сибири. Полутонкорунное овцеводство представлено в Центре и Среднем Поволжье, шубное - на севере и северо - западе Нечерноземья.
Свиноводство, широко распространенное по территории страны, является самой продуктивной отраслью животноводства. Наибольшее развитие оно получило, во-первых, в зонах зернового хозяйства и картофелеводства (Северный Кавказ, Поволжье, Центральные районы), во-вторых, в пригородных районах, где использует отходы пищевой промышленности и общественного питания.(Татарстан)
Практически повсеместно размещается птицеводство - одна из наиболее скороспелых отраслей животноводства. (Северный кавказ, Поволжье) Козоводство как товарная отрасль представлено на юго - востоке европейской части страны и в горно - степных районах Сибири. В горных районах Северного Кавказа и юга Сибири (Алтай, Саяны) получило развитие мараловодство, в зонах тундры и северной тайги основная отрасль животноводства - оленеводство. Коневодство – первое место в России в начале 20 века – 10 млн.
Территориальное разделение труда в сельском хозяйстве и в АПК России развито слабее, чем в промышленности. Можно выделить триосновные сельскохозяйственные зоны в стране, практически полностью обеспечивающие себя сельскохозяйственной продукцией и поставляющие ее в большом ассортименте на общероссийский рынок. К ним относятся Северо - Кавказский экономический район, где основной товарной сельскохозяйственной продукцией являются зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахарная свекла, овощи, эфиромасличные, плоды и ягоды, виноград, чай, мясо, шерсть, табак; Центрально - Черноземный район - зерно (пшеница, гречиха, просо, кукуруза, рожь, овес, ячмень), зернобобовые, подсолнечник, сахарная свекла, овощи, эфиромасличные культуры, табак, плоды и ягоды, молоко, мясо; Поволжский экономический район - зерно (пшеница, рожь, рис, просо, гречиха), подсолнечник, горчица, бахчевые, плоды и ягоды, овощи, мясо, молоко, шерсть.
Транспортный комплекс.
Около 10% ВВП приходится на транспортный комплекс и связь.
Тенденции развития транспорта.
1. Разделение труда между разными видами транспорта.
2. Показатели, характеризующие транспортную систему.
19. Протяжённость транспортных сетей;
20. Плотность;
21. Грузопоток – общее количество перевезённых грузов;
22. Пассажиропоток;
23. Грузооборот – масса перевезённых грузов, умноженное на расстояние, т*км;
24. Пассажирооборот – количество перевезённых пассажиров, умноженное на расстояние.
Автомобильный транспорт.
3 место по грузообороту;
1 место по пассажирообороту (80%).
Транспорт активно развивался в течение 20 века.
Достоинства автомобильного транспорта:
· Маневренность
· Возможность скорой доставки груза на сравнительно короткие расстояния
· Возможность доставки из точки в точку.
Недостатки:
· Низкая производительность подвижного состава
· Сравнительно высокая стоимость перевозок
· Один из главных загрязнителей атмосферы
Протяжённость автодорог в России 776 тыс.км
Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и в промышленных узлах. Наиболее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы в 12 направлениях.
Структура перевозок автотранспорта.
Больше приходится на промышленность. Затем с/х и строительство. Выделяются строительные грузы, чёрные металлы, каменный уголь, лес.
Плотность дорог измеряется в количестве км дорог с твёрдым покрытием на 1 тыс. км2 территории. В кировской области этот показатель составляет 75 тыс. км2
Самая высокая плотность дорог в Калининградской обл., Северная Осетия, Московская обл.
Количество а/м в России растёт. На 1000 человек приходится 230 а/м. В США примерно 750.
Камчатский край, Приморский край, Сахалинская обл., Хабаровская обл. - лидеры по автомобилизации. + Москва, Самарская область.
Трубопроводный транспорт.
Особый вид транспорта, доставляющий жидкие и газообразные грузы. Значение его растёт. Это единственный вид транспорта грузооборот, которого в период реформирования экономики возрос.
Его развитие тесно вязано с освоением нефтегазовых месторождений. Он обеспечивает доставку в другие страны почти всего природного газа, ¾ нефти.
В России трубопроводный транспорт лидирует по грузообороту.
Преимущество: дешевизна и низкая себестоимость транспортировки.
Недостаток: ограниченность применения.
Раньше существовал углепровод (Белово-Новосибирск).
География трубопроводов сложилась в 60-80 гг. идут в основном из Западной Сибири в Европейскую Россию, а далее потребителям в Восточной и Западной Европе.
Крупнейший узел трубопроводов г. Альметьевск (Татарстан).
Новые трубопроводы: Балтийская транспортная система из г. Кириши в Приморск. Строится Балтийская транспортная система2 от нефтепровода «Дружба» к Балтийскому морю (чтобы обойти транзитные страны). Газопровод Северный Поток по дну Балтийского моря в Германию. Нефтепровод Восточная Сибирь- Тихий океан с ответвлением в Китай.
Воздушный транспорт.
Самый динамичный вид транспорта.
Главное преимущество: скорость.
Главный недостаток: аварийность, дороговизна.
Крупнейшие аэропорты России:
Домодедово (в мире примерно 90 место), Шереметьево2, Пулково, Внуково, Толмачёва (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Сочи. Старейший в мире аэропорт находится в Калининграде.
Железнодорожный транспорт.
2 место по грузообороту.
3 место по пассажирообороту.
Протяжённость ж/д дорог: 86700 км
Россия занимает 1 место по загруженности ж/д дорог. Омск-Новосибирск.
Доля электрифицированных дорог 45%. (первое место по протяжённости).
Структура перевозимых грузов:
Каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы.
Достоинства:
· Независимость от природных условий.
· Относительно не высокая себестоимость перевозки грузов. В мире объём перевозки грузов ж/д транспортом уменьшается.
· Универсальный характер перевозимых грузов.
· Работает в основном на электроэнергии.
Недостатки:
· Ограниченное количество перевозчиков.
· Необходимость строительства дорог.
Крупнейшие ж/д дороги России:
1837 г Петербург-Царское село.
1851 г – Москва-Петербург.
1898-1916 гг. – Транссибирская магистраль. Часть первоначально проходила по территории Китая (КВЖД).
Южно-сибирская магистраль. Её маршрут Белорецк – Магнитогорск – Астана – Барнаул-Новокузнецк.
Среднесибирская магистраль. Троицк – Кустанай – Камень-на-Оби.
Таким образом Трансиб, Средсиб, Южсиб проходят по территории Казахстана.
Байкало-амурская магистраль. Тайшет – Братск – Усть-Кут – Северобайкальск – Тында – Комсамольск на Амуре.
Особый вид ж/д транспорта: метро. Его роль велика. Находится в 7 городах: Москва, СПб, Новосибирск, Ни-Но, Екатеринбург, Самара, Казань.
С конца 90х годов ж/д транспорт вновь активно развивается, строятся высокоскоростные ж/д дороги, конкурирующие с воздушным транспортом. (Поезда «Сапсан», «Аллегро»).
Водный транспорт.
· Морской.
· Речной и озёрный.
Водный транспорт занимает первое место в мире по грузообороту. (3 место в России).
Страны-лидеры по тоннажу морского флота: государства с удобными флагами.
Достоинства водного транспорта:
- низкая себестоимость перевозок;
- большая грузоподъёмность;
- отсутствие ограничении на пропускную способность
- отсутствие необходимости строить дороги.
Недостатки:
- зависимость от погоды;
- низкая скорость.
Крупнейшие порты России:
- Азово-Черноморский бассейн. Порт Новороссийск (1ый - нефтеналивной), Туапсе, Таганрог.
- Балтийский бассейн. СПб (3ий), Калининград, Балтийск, Выборг.
Новые порты на Балтике: порт Приморск (2ой - нефтеналивной). Является конечной точкой балтийской трубопроводной системы.
Порт Усть-Луга.
Порты Северно-Ледовитового океана – Мурманский порт (незамерзающий). Перспективы развития связано с строительством трубопровода – экспорт жижженного газа в США.
Архангельск, Дудинка (порт вывоза Норильска).
Тикси (Якутия), Салехард.
Особое значение имеет Северный морской путь. В настоящее время навигация осуществляется только в его западной части. Обслуживается атомным ледокольным флотом.
Тихоокеанский бассейн. Находка, Владивосток, Ванино (Хабаровский край), Петропавловск-Камчатский.
Каспийский бассейн. Астрахань, порт Оля, Махачкала.
В развитии внутреннего водного транспорта велика роль рек: Волга, Кама, Нева, Енисей, Лена, Печёра, Дон, Волхов. Реки Волго-Балтийского канала. Каналы имени Москвы. Беломоро-Балтийский канал. Волгодонский канал.