Агропромышленный комплекс РФ.

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведения её до потребителя.

Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.

АПК состоит из отраслей:

1. Обеспечивающих работу АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, агрономия, селекция, мелиорация, производство комбикормов, сельское строительство, и т.д.).

2. Сельское хозяйство.

3. Отраслей, связанных с транспортировкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукцией.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т.д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т.д. поэтому АПК состоит из 3 звеньев производства.

Агропромышленный комплекс РФ. - student2.ru

Вывод:уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК. Значение - обеспечить население страны продовольствием.

Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Особенности сельского хозяйства:

  • зависимость от природных условий
  • производство продукции сезонно
  • земля одновременно является средством труда и производством труда.(1708 млн. га – площадь земель в России, 13% из них составляют сельхоз угодья, т.е. 222 млн. га)
  • сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.

Сельскохозяйственные угодья – земли, которые используются в сельском хозяйстве (пашня-60%, сенокосы-10%, пастбища-30%, сады, виноградники-1%).

Земельные ресурсы – это земли, используемые в хозяйственной деятельности человека.

В структуре АПК выделяют три производственные и одну обслу­живающую сферы.

Первая сфера включает отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и отраслей промышлен­ности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. К ним отно­сятся: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение по производству оборудования для животноводства, кормо­производству, пищевой и легкой промышленности, производство ме­лиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производст­венное строительство, комбикормовая и микробиологическая промы­шленность, обслуживающие отрасли АПК.

Вторая сфера — сельское хозяйство (земледелие и животноводст­во), лесное хозяйство и рыбное (речное и прудовое) хозяйство.

Третья сфера — отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож, овчин, фармацевтика и др.).

Четвертая сфера — обслуживающая (производственная и непроиз­водственная инфраструктура), обеспечивающая заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного ком­плекса. В эту сферу входят также научное обслуживание и подготовка кадров для АПК.

Структура агропромышленного комплекса России характеризуется несбалансированностью развития производственных и обслуживающих сфер. Вторая сфера — сельское хозяйство — является главным звеном. Оно производит свыше 50% всей продукции АПК, сосредоточивает около 70% всех производственных основных фондов комплекса, в нем занято более 65% работающих в производственных отраслях АПК. В отличие от России в развитых странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АП К. Например, вСШАна долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится более 70% производимой продукции АПК, тогда как сельское хозяйство дает всего лишь 13—15%.

Сбалансированное развитие всех сфер АПК — необходимое усло­вие решения проблем обеспечения страны продовольствием и сельско­хозяйственным сырьем. Слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводит к боль­шим потерям продукции сельского хозяйства как на стадии уборки уро­жая, так и на стадии транспортировки и хранения. Потери на этих ста­диях составляют около 30% собранного зерна, 40—45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 50—60%, а степень износа оборудования достигает 70—75%.

Актуальная задача современного развития АПК - сбалансированность всех его звеньев. Отставание в развитии перерабатывающих производств приводит к большим потерям сельскохозяйственной продукции, достигающим 30% от собранного зерна, 40% собранных картофеля и овощей.

Острая проблема развития, возникшая в условиях экономических реформ и длительного кризисного развития АПК - неразвитость рынка средств производства. Это способствовало прогрессирующему износу оборудования (в перерабатывающих отраслях он достигает 75%), снижению использования минеральных удобрений (за 1990-е годы на один гектар пашни их внесение сократилось более чем в 10 раз), сокращению парка автомобильной, тракторной техники и сельскохозяйственного оборудования (за указанный период - почти в три раза).

Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической системой должен быть признан важнейшим элементом национальной экономики, основными целями функционирования которого по нашему мнению будут:

- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления из сельскохозяйственного сырья;

- производство такого количества сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия, который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного масла и др.;

- обеспечение соответствующего уровня эффективности агропромышленной системы;

- удовлетворение экономических и социальных потребностей и интересов работников сельского хозяйства.

Сельское хозяйство - главное звено АПК. Оно дает более половины всей продукции АПК, концентрируя около 70% его производственных основных фондов. Сельское хозяйство состоит из двух групп отраслей - растениеводство (земледелие) и животноводство с такими подотраслями как зерновое хозяйство, кормопроизводство, производство технических культур, садоводство, овощеводство, скотоводство (разведение крупного рогатого скота), свиноводство, овцеводство, птицеводство, звероводство, прудовое рыбоводство и др.

Растениеводство производит более половины всей сельскохозяйственной продукции страны, являясь ведущей отраслью сельского хозяйства, так как от его развития в значительной степени зависит и уровень животноводства.

Зерновыми культурами занято более половины посевных площадей страны. За годы экономического кризиса площадь посевных под зерновыми культурами сокращалась. Это, а также снижение внесения минеральных удобрений и уменьшение парка сельскохозяйственной техники способствовали сокращению сборов зерновых культур (в конце 1990-х годов ежегодный сбор составлял 60 - 70 млн. т), падению их урожайности.

Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Более урожайной, но и требовательной к теплу и качеству почв является озимая (1) пшеница. Ее посевы сосредоточены на Северном Кавказе и в Центрально - Черноземном районе. Яровая пшеница преобладает в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Центре страны. Рожь (3) менее требовательна к условиям произрастания, поэтому возделывается в районах Нечерноземной зоны РФ.

Практически повсеместно в земледельческих районах страны выращивается ячмень (2 – 16,2 млн. т), а овес (4), как влаголюбивая и не требовательная к почвам культура, размещается в лесной зоне. Теплолюбивая культура кукуруза (5) на зерно выращивается на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье и южном Поволжье (так называемый "кукурузный пояс").

Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Просо возделывают в степных районах Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Поволжья и Урала. Гречиха, наоборот, требовательна к увлажнению и плохо переносит повышенную температуру воздуха, в связи с чем выращивается преимущественно в лесных районах. Посевы риса сосредоточены на орошаемых землях Северного Кавказа, Волго - Ахтубинской поймы (Астраханская область) и Приморья (Дальний Восток).

Наиболее распространенные технические культуры в стране - лен-долгунец, сахарная свекла, подсолнечник, соя, горчица, конопля. Лен-кудряш требователен к увлажнению и не требователен к почвам, поэтому возделывается в Нечерноземной зоне РФ. Сахарная свекла преимущественно произрастает в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе. Главная масличная культура - подсолнечник - выращивается на Северном Кавказе, в Поволжье, Центрально - Черноземном районе, в южных районах Урала и Западной Сибири. Преимущественно в этих же районах располагаются посевы других масличных культур - сои (возделывается еще на юге Дальнего Востока) и горчицы. Конопля возделывается в Нечерноземье и на Северном Кавказе.

Практически повсеместно в земледельческой зоне страны возделывается картофель. Овощеводство как товарная отрасль выделяется на Северном Кавказе, в Центрально - Черноземном районе, Поволжье, некоторых других районах, плодоводство - преимущественно в южных районах страны.

Среди отраслей животноводства ведущее значение имеет скотоводство. Молочное и молочно - мясное скотоводство располагается, во-первых, в пригородных районах, тяготея к потребителю, во-вторых, в районах выращивания сочных зеленых кормов, способствующих росту молочной продуктивности. Основные районы названной специализации скотоводства - Нечерноземье, Среднее Поволжье, Средний Урал, Сибирь. Мясное и мясо - молочное скотоводство представлено преимущественно в засушливых степных и полупустынных районах - Северный Кавказ, Южный Урал и Нижнее Поволжье, юг Сибири.

Овцеводствоиспользует естественные, как правило, непригодные для других видов скота, пастбища. Наиболее ценное тонкорунное овцеводство получило развитие в степных районах Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Сибири. Полутонкорунное овцеводство представлено в Центре и Среднем Поволжье, шубное - на севере и северо - западе Нечерноземья.

Свиноводство, широко распространенное по территории страны, является самой продуктивной отраслью животноводства. Наибольшее развитие оно получило, во-первых, в зонах зернового хозяйства и картофелеводства (Северный Кавказ, Поволжье, Центральные районы), во-вторых, в пригородных районах, где использует отходы пищевой промышленности и общественного питания.(Татарстан)

Практически повсеместно размещается птицеводство - одна из наиболее скороспелых отраслей животноводства. (Северный кавказ, Поволжье) Козоводство как товарная отрасль представлено на юго - востоке европейской части страны и в горно - степных районах Сибири. В горных районах Северного Кавказа и юга Сибири (Алтай, Саяны) получило развитие мараловодство, в зонах тундры и северной тайги основная отрасль животноводства - оленеводство. Коневодство – первое место в России в начале 20 века – 10 млн.

Территориальное разделение труда в сельском хозяйстве и в АПК России развито слабее, чем в промышленности. Можно выделить триосновные сельскохозяйственные зоны в стране, практически полностью обеспечивающие себя сельскохозяйственной продукцией и поставляющие ее в большом ассортименте на общероссийский рынок. К ним относятся Северо - Кавказский экономический район, где основной товарной сельскохозяйственной продукцией являются зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахарная свекла, овощи, эфиромасличные, плоды и ягоды, виноград, чай, мясо, шерсть, табак; Центрально - Черноземный район - зерно (пшеница, гречиха, просо, кукуруза, рожь, овес, ячмень), зернобобовые, подсолнечник, сахарная свекла, овощи, эфиромасличные культуры, табак, плоды и ягоды, молоко, мясо; Поволжский экономический район - зерно (пшеница, рожь, рис, просо, гречиха), подсолнечник, горчица, бахчевые, плоды и ягоды, овощи, мясо, молоко, шерсть.

Транспортный комплекс.

Около 10% ВВП приходится на транспортный комплекс и связь.

Тенденции развития транспорта.

1. Разделение труда между разными видами транспорта.

2. Показатели, характеризующие транспортную систему.

19. Протяжённость транспортных сетей;

20. Плотность;

21. Грузопоток – общее количество перевезённых грузов;

22. Пассажиропоток;

23. Грузооборот – масса перевезённых грузов, умноженное на расстояние, т*км;

24. Пассажирооборот – количество перевезённых пассажиров, умноженное на расстояние.

Автомобильный транспорт.

3 место по грузообороту;

1 место по пассажирообороту (80%).

Транспорт активно развивался в течение 20 века.

Достоинства автомобильного транспорта:

· Маневренность

· Возможность скорой доставки груза на сравнительно короткие расстояния

· Возможность доставки из точки в точку.

Недостатки:

· Низкая производительность подвижного состава

· Сравнительно высокая стоимость перевозок

· Один из главных загрязнителей атмосферы

Протяжённость автодорог в России 776 тыс.км

Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и в промышленных узлах. Наиболее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы в 12 направлениях.

Структура перевозок автотранспорта.

Больше приходится на промышленность. Затем с/х и строительство. Выделяются строительные грузы, чёрные металлы, каменный уголь, лес.

Плотность дорог измеряется в количестве км дорог с твёрдым покрытием на 1 тыс. км2 территории. В кировской области этот показатель составляет 75 тыс. км2

Самая высокая плотность дорог в Калининградской обл., Северная Осетия, Московская обл.

Количество а/м в России растёт. На 1000 человек приходится 230 а/м. В США примерно 750.

Камчатский край, Приморский край, Сахалинская обл., Хабаровская обл. - лидеры по автомобилизации. + Москва, Самарская область.

Трубопроводный транспорт.

Особый вид транспорта, доставляющий жидкие и газообразные грузы. Значение его растёт. Это единственный вид транспорта грузооборот, которого в период реформирования экономики возрос.

Его развитие тесно вязано с освоением нефтегазовых месторождений. Он обеспечивает доставку в другие страны почти всего природного газа, ¾ нефти.

В России трубопроводный транспорт лидирует по грузообороту.

Преимущество: дешевизна и низкая себестоимость транспортировки.

Недостаток: ограниченность применения.

Раньше существовал углепровод (Белово-Новосибирск).

География трубопроводов сложилась в 60-80 гг. идут в основном из Западной Сибири в Европейскую Россию, а далее потребителям в Восточной и Западной Европе.

Крупнейший узел трубопроводов г. Альметьевск (Татарстан).

Новые трубопроводы: Балтийская транспортная система из г. Кириши в Приморск. Строится Балтийская транспортная система2 от нефтепровода «Дружба» к Балтийскому морю (чтобы обойти транзитные страны). Газопровод Северный Поток по дну Балтийского моря в Германию. Нефтепровод Восточная Сибирь- Тихий океан с ответвлением в Китай.

Воздушный транспорт.

Самый динамичный вид транспорта.

Главное преимущество: скорость.

Главный недостаток: аварийность, дороговизна.

Крупнейшие аэропорты России:

Домодедово (в мире примерно 90 место), Шереметьево2, Пулково, Внуково, Толмачёва (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Сочи. Старейший в мире аэропорт находится в Калининграде.

Железнодорожный транспорт.

2 место по грузообороту.

3 место по пассажирообороту.

Протяжённость ж/д дорог: 86700 км

Россия занимает 1 место по загруженности ж/д дорог. Омск-Новосибирск.

Доля электрифицированных дорог 45%. (первое место по протяжённости).

Структура перевозимых грузов:

Каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы.

Достоинства:

· Независимость от природных условий.

· Относительно не высокая себестоимость перевозки грузов. В мире объём перевозки грузов ж/д транспортом уменьшается.

· Универсальный характер перевозимых грузов.

· Работает в основном на электроэнергии.

Недостатки:

· Ограниченное количество перевозчиков.

· Необходимость строительства дорог.

Крупнейшие ж/д дороги России:

1837 г Петербург-Царское село.

1851 г – Москва-Петербург.

1898-1916 гг. – Транссибирская магистраль. Часть первоначально проходила по территории Китая (КВЖД).

Южно-сибирская магистраль. Её маршрут Белорецк – Магнитогорск – Астана – Барнаул-Новокузнецк.

Среднесибирская магистраль. Троицк – Кустанай – Камень-на-Оби.

Таким образом Трансиб, Средсиб, Южсиб проходят по территории Казахстана.

Байкало-амурская магистраль. Тайшет – Братск – Усть-Кут – Северобайкальск – Тында – Комсамольск на Амуре.

Особый вид ж/д транспорта: метро. Его роль велика. Находится в 7 городах: Москва, СПб, Новосибирск, Ни-Но, Екатеринбург, Самара, Казань.

С конца 90х годов ж/д транспорт вновь активно развивается, строятся высокоскоростные ж/д дороги, конкурирующие с воздушным транспортом. (Поезда «Сапсан», «Аллегро»).

Водный транспорт.

· Морской.

· Речной и озёрный.

Водный транспорт занимает первое место в мире по грузообороту. (3 место в России).

Страны-лидеры по тоннажу морского флота: государства с удобными флагами.

Достоинства водного транспорта:

- низкая себестоимость перевозок;

- большая грузоподъёмность;

- отсутствие ограничении на пропускную способность

- отсутствие необходимости строить дороги.

Недостатки:

- зависимость от погоды;

- низкая скорость.

Крупнейшие порты России:

- Азово-Черноморский бассейн. Порт Новороссийск (1ый - нефтеналивной), Туапсе, Таганрог.

- Балтийский бассейн. СПб (3ий), Калининград, Балтийск, Выборг.

Новые порты на Балтике: порт Приморск (2ой - нефтеналивной). Является конечной точкой балтийской трубопроводной системы.

Порт Усть-Луга.

Порты Северно-Ледовитового океана – Мурманский порт (незамерзающий). Перспективы развития связано с строительством трубопровода – экспорт жижженного газа в США.

Архангельск, Дудинка (порт вывоза Норильска).

Тикси (Якутия), Салехард.

Особое значение имеет Северный морской путь. В настоящее время навигация осуществляется только в его западной части. Обслуживается атомным ледокольным флотом.

Тихоокеанский бассейн. Находка, Владивосток, Ванино (Хабаровский край), Петропавловск-Камчатский.

Каспийский бассейн. Астрахань, порт Оля, Махачкала.

В развитии внутреннего водного транспорта велика роль рек: Волга, Кама, Нева, Енисей, Лена, Печёра, Дон, Волхов. Реки Волго-Балтийского канала. Каналы имени Москвы. Беломоро-Балтийский канал. Волгодонский канал.

Наши рекомендации