Статистика международного и внутреннего туризма
Проблемы статистического учета являются центральными в исследованиях туризма. Исследование международного туризма требует количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Начало систематическому учету туристских потоков было положено в первой половине XX в. В 1929 г. Австрию посетили около 2 млн человек, Швейцарию 1,5 млн, Италию . свыше 1 млн человек. На волне туристского движения в ряде европейских стран складывалась статистика путешествий, однако тогда она еще не имела самостоятельного значения. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересах национальной безопасности, контроля за миграционными процессами и соблюдения законодательства о налогообложении. Собственно туристские цели отходили на задний план: туристов учитывали наряду с другими путешествующими лицами, не вычленяя в качестве особой категории.
Новый этап в развитии статистики международного туризма наступил в конце 1940-х начале 1950-х гг. После войны европейские страны столкнулись со многими хозяйственными проблемами: разрухой, хаосом в управлении, развалом товарной и финансовой систем. Стабилизация ситуации требовала целого комплекса скоординированных действий. В этих условиях правительства обратились к международному туризму, возлагая на него большие надежды. С ним связывали активизацию платежного баланса, достижение финансового равновесия и, в конечном итоге, долгосрочный экономический подъем.
В 1960-е гг. внимание правительств индустриальных стран Запада и международных организаций было сфокусировано на положении развивающихся стран. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.) и объявила текущее десятилетие "Декадой развития". Для стран "третьего мира" консультанты разработали программы преодоления экономической отсталости, в которых туризму отводилось существенное место.
С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики. Постепенно простые учетные операции усложнялись и стали включать элементы анализа туристской миграции. В настоящее время статистика туризма, охватывая большой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности его влияния на платежный баланс; выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы; проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.
За каждым из перечисленных направлений статистических наблюдений стоит конкретный пользователь информацией. Правительства, национальные туристские администрации и предприятия это производители туртоваров и услуг. В процессе работы все они нуждаются в новейшей информации о туризме и определяют ее содержание, объем, формы и периодичность представления.
Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТО разработала перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания.
Под количеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год.
Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньше количества прибытий.
Статистика прибытий (отбытий) содержит количественное описание туристских потоков в мире. К концу 90-х гг. XX в. число международных туристских поездок превысило 650 млн. Несмотря на кратковременные колебания и спады в отдельные годы, в развитии туризма прослеживается устойчивая тенденция к повышению. Средние ежегодные темпы прироста туристских прибытий за период с 1950 по 1999 гг. составили 7 %. Статистические данные о прибытиях группируют по целям путешествия, видам используемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождения туристов.
Региональное распределение международных туристских потоков сложилось давно. С начала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа (386 млн прибытий в 1999 г.). Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы прочно удерживает Америка (127 млн прибытий в 1999 г.). Европа и Америка (прежде всего Северная) являются ключевыми туристскими регионами: на них приходится 4/5 всех прибытий в мире.
Количество прибытий (отбытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Прибытия (отбытия) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени. Однако абсолютные показатели туристских потоков не позволяют судить об уровне туристской активности, так как они зависят от общей численности населения, а поэтому для оценки интенсивности туристских обменов количество прибытий (отбытий) рассчитывается на 100 человек населения, т.е. выражается в виде относительной величины.
По данным ВТО на 100 человек приходится в среднем 10 поездок. По отдельным регионам и субрегионам значения показателя существенно отклоняются от среднемирового уровня. Если в Центральной Африке и Южной Азии в 1995 г. регистрировали 0,5 прибытий на 100 человек населения, то в Карибском бассейне и Океании не менее 40.
Самая высокая туристская активность отмечается в Европе. Во всех субрегионах Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европе количество прибытий, а также поездок за границу в расчете на 100 человек больше среднемирового уровня. Максимальные значения показателя активности в Южной и Западной Европе свыше 60 прибытий на 100 человек; для поездок за границу в Северной и Западной Европе более 70 отбытий на 100 человек.
Наряду с количеством прибытий (отбытий) в статистике туристских потоков используется другой показатель продолжительность пребывания. Она измеряется в часах для однодневных поездок и ночевках для посещений-пребываний. Под ночевкой понимают одни сутки, проведенные одним туристом в данной стране (месте назначения).
Продолжительность пребывания всех туристов в стране в течение определенного временного периода (т.е. общее количество ночевок) рассчитывается как произведение числа туристских прибытий на среднюю продолжительность пребывания одного туриста в стране.
Учет ночевок лишь на первый взгляд кажется простым и легким делом. Между тем можно привести немало примеров из жизни, ставящих в тупик даже самых опытных специалистов. Осуществляет ли ночевку автомобилист, совершающий путешествие и останавливающийся в мотеле на несколько часов, чтобы принять душ, отдохнуть и в тот же день снова отправиться в путь? А что можно сказать о человеке, который навещает родственников (за пределами своей обычной среды) и возвращается домой после полуночи? Для ответа на эти и другие аналогичные вопросы ВТО рекомендует руководствоваться следующим: даты прибытия в место назначения и выбытия из него должны различаться, а путешествующее лицо фактически ночевать во время отсутствия на постоянном месте жительства.
В зависимости от продолжительности пребывания (числа ночевок) выделяют несколько сегментов рынка путешествий. Краткосрочные поездки (1 3 ночевки) предпринимаются для отдыха и развлечений в выходные и праздничные дни, а также с деловыми целями. Во вторую группу (4 7 ночевок) входят поездки с разными мотивами, осуществляемые преимущественно во время дополнительного отпуска. Этот сегмент рынка развивается опережающими темпами. Среднесрочные поездки (8 28 ночевок) посетители совершают, находясь в продолжительном отпуске, главным образом для отдыха. И, наконец, поездки продолжительностью 29 91 и 92 365 ночевок относятся к долгосрочному туризму. Одна часть лиц (прежде всего экономически неактивных) предпринимают такие поездки для отдыха, развлечений и лечения, другая с деловыми и профессиональными целями (монтаж оборудования и пр.).
По данным ВТО общее количество туристских ночевок в мире в 1994 г. составило 8,2 млрд. Основная их доля около 70 % приходится на внутренний туризм. Статистические данные о ночевках группируются по календарным месяцам, типу и категории средств размещения, а также территориальному признаку. Продолжительность пребывания туристов неодинакова по странам. Эти различия обусловлены туристской специализацией принимающей страны (деловой туризм или путешествия ради развлечения и отдыха), уровнем цен на ее внутреннем рынке, характером туристских потоков (транзитные или конечные), отдаленностью от основных рынков выездного туризма и некоторыми другими факторами. В зависимости от их сочетания средняя продолжительность пребывания (например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона) меняется от трех ночевок в Сингапуре до 24-х в Австралии.
В отличие от статистики прибытий, дающей общее представление об объеме туристских потоков, статистика продолжительности пребываний содержит характеристику туристских путешествий: учитываются ночевки внутренних и иностранных туристов в коллективных средствах размещения.
Аккумулируемая информация о транзитных и конечных поездках используется при изучении спроса разных групп туристов на услуги по размещению.
Рассмотренные выше показатели туристских потоков применяются при статистическом учете не только иностранных туристов, но и местного населения, отбывающего за границу или путешествующего в пределах своей страны. Тем самым обеспечивается сопоставимость баз данных въездного, выездного и внутреннего туризма.
Статистика туризма наряду со статистикой туристских потоков включает второй, не менее важный раздел статистику туристских доходов и расходов. Он содержит стоимостные оценки туризма, необходимые при изучении его влияния на национальную экономику (в частности, платежный баланс страны), а также для характеристики секторов самой индустрии туризма.
Ключевым понятием второго раздела статистики туризма являются туристские расходы. Они прямо увязываются с конечным потреблением товаров и услуг и отражаются в системе национальных счетов. Туристские расходы это общая сумма потребительских расходов, которые несет посетитель или (от его имени) любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения.
В основу концепции туристских расходов положен ряд принципов. Согласно рекомендациям ВТО учету подлежат только те расходы посетителей, туристов и экскурсантов, которые являются экономически значимыми. Их может нести сам посетитель либо (от его имени) любое другое физическое или юридическое лицо. Например, в путешествии глава семьи, распоряжающийся бюджетом, оплачивает товары и услуги от имени всех ее членов. Расходы во время пребывания у родственников и знакомых нередко берет на себя принимающая сторона. Поездки финансируются также юридическими лицами: предприятиями, когда речь идет о служебных командировках или поощрительных турах по итогам работы; благотворительными учреждениями, организующими поездки для детей, пожилых людей и некоторых социально ущемленных групп населения. В ряде случаев туризм со спортивными, лечебными и образовательными целями субсидирует государство.
Расходы посетителя определяются стоимостью товаров и услуг, приобретаемых им для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны: от услуг по перевозке, размещению и питанию до небольших предметов длительного пользования, товаров текущего туристского потребления и сувениров. Все они потребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то, что их обладателем становится другое, не путешествующее лицо, понесенные расходы относятся к туристским.
Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и прочего, вне зависимости от формы их оплаты наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам или иным способом.
Одной из главных и наиболее сложных проблем статистики туризма остается упорядочение состава туристских расходов, который обусловлен временем, когда посетитель несет затраты (при подготовке, в ходе или по окончании поездки), а также типом туризма. Соответственно выделяются внутренние туристские расходы, связанные с путешествиями резидентов по своей стране, и международные. Важное значение для понимания экономической природы последних имеет направление движения посетителя из страны происхождения в страну назначения. Выездной туристский поток соотносится с категорией международных туристских расходов, а въездной с поступлениями от международного туризма.
В материалах ВТО международные туристские расходы определяются через расходы постоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочего они включают оплату услуг иностранных транспортных компаний по международным перевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых за рубежом. В балансе текущих расчетов в качестве парного используется показатель поступлений от международного туризма. Он рассчитывается как сумма всех расходов иностранных посетителей в стране назначения. Оба показателя строятся по единой методике и отражают только те затраты, которые связаны с трансграничным движением денежных средств.
В целях унификации положения и обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТО рекомендует следующую их группировку:
- комплексные туры, представляющие собой набор услуг и реализуемые по единой цене без разбивки на составные элементы;
- размещение;
- питание;
- транспортные услуги;
- рекреационные, культурные и спортивные товары и услуги, включая входную плату в учреждения культуры, отдыха и развлечений, затраты на покупку, ремонт и эксплуатацию спортивного инвентаря во время поездки, оплату обучения отдельным видам спорта, непродолжительных экскурсий, а также услуг гидов;
- магазинные покупки;
- прочие статьи страховые платежи, комиссионные сборы, стоимость проявки фотопленки и распечатки фотографий и т.д.
Величина и структура расходов туристов во время отпуска зависят от ряда обстоятельств. В частности, выделяют 5 основных факторов:
1) страна происхождения туриста ее социокультурный облик оказывает сильное влияние на покупательское поведение туристов. Кроме того, со страной происхождения туриста связан так называемый "эффект обмена валюты". Он часто определяет выбор той или иной дестинации (страны посещения), а если выбор уже сделан, объем планируемых туристом расходов. Это относится прежде всего к странам, входящим в зону"доллара или немецкой марки, а с недавнего времени и к Японии;
2) район и место отдыха проведенные в Италии исследования показали, что поездки по городам искусств обходятся туристам дороже, чем отдых на море, в горах или на озерах. Величина расходов также различается по туристским центрам (в Венеции они, как правило, выше, чем в Падуе и Вероне);
3) тип размещения объем расходов зависит от вида размещения (отель, кемпинг, туристская деревня и т.д.) и его категории;
4) продолжительность отдыха влияет на выбор вида транспорта для проезда на курорт, тип размещения, а также размер покупок товаров и услуг, совершаемых туристом на отдыхе, т. е. отражается на главных статьях туристских расходов;
5) время отдыха (сезон, несезон, межсезонье) величина туристских расходов меняется вслед за сезонными колебаниями цен на проезд и проживание на курорте.
Каждая поездка отличается определенным соотношением этих пяти характеристик, влияющим на выбор туристом тех или иных товаров и услуг и, следовательно, на размер и структуру затрат.
Основные расходы на международный туризм по данным ВТО несет население индустриально развитых стран, главным образом США, Германии, Великобритании и Японии. На долю этих четырех стран приходится около трети всех расходов. Кроме них, заметную роль в формировании международных туристских расходов, их величины и структуры играют другие члены "большой семерки" Франция, Италия и Канада.
Во второй половине 1990-х гг. в группу стран со значительными расходами на международный туризм входили скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Финляндия), некоторые западноевропейские страны (Австрия, Швейцария, страны Бенилюкс), новые индустриальные страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла), а из стран Азии Китай, Сингапур, Малайзия.
Доля стран Центральной и Восточной Европы в общем объеме международных туристских расходов пока невелика. Среди них выделяются Российская Федерация, входящая в число лидеров по этому показателю, и Польша, которая демонстрирует рекордный рост международных туристских расходов. За 5 лет, с 1991 г. (начало массовых поездок поляков за границу) по 1995 г., они увеличились в 40 раз.
Субрегион Австралии и Новой Зеландии занимает очень скромные позиции на мировом туристском рынке. В 1995 г. на него приходилось 0,6 % всех зарубежных туристских поездок (отбытий) и около 2 % расходов на международный туризм в мире. Однако по такому показателю, как туристские расходы населения в расчете на одну поездку за границу, этот регион является бесспорным лидером. Высокие затраты на путешествие объясняются удаленностью субрегиона от основных центров туризма. Они слагаются из затрат на международные транспортные перевозки, доля которых достигает 30 % стоимости поездки, и столь же больших затрат во время пребывания в месте назначения (как правило, продолжительного), чтобы оправдать транспортные расходы. Населению Австралии и Новой Зеландии поездка за границу в 1995 г. обходилась в среднем в 2604 долл. США (включая транспортные расходы), что в 3 раза превышало среднемировой уровень.
Величина расходов на поездку существенно различается по регионам и (особенно) субрегионам мира. Разброс значений показателя достигает 10-кратной величины. На одном из последних мест находится Центральная и Восточная Европа. Граждане бывших социалистических стран оказались наиболее бережливыми туристами. В 1990 г. они тратили на поездку за границу (включая транспортные расходы) в среднем 25,3 долл. США. Не имея достаточно средств, но одержимые желанием увидеть мир, они экономили на всем. Отправлялись в дорогу на личном автотранспорте, запасались провиантом и бензином (по возможности, на целую поездку), везли с собой походные палатки, которые разбивали в парковой зоне столичных городов. Постепенно условия путешествий становились более комфортными, что требовало дополнительных затрат. В 1995 г. средние расходы на поездку составляли 220 долл. США: почти в 9 раз больше, чем в 1990 г. Несмотря на значительный рост, сохраняется отставание по этому показателю Центральной и Восточной Европы от других субрегионов мира.
Статистика международного туризма использует разные формы сбора информации. Статистическое наблюдение может осуществляться через отчетность или посредством специально проводимых обследований.
При использовании статистических наблюдений через отчетность статистические сведения получают от предприятий, учреждений, организаций и других структур по установленным формам в определенные сроки. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета они заполняют отчетность и передают ее в органы статистики. Именно отчетность содержит основную массу сведений о туризме.
В статистике туристских потоков информация о количестве прибытий и продолжительности пребывания также может быть получена из отчетности иммиграционных служб или средств размещения. В настоящее время около 60 стран мира регистрируют туристов на границе и 40 в средствах размещения.
Учет на границе ведется посредством иммиграционного контроля при въезде в страну и выезде из нее. Он осуществляется на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, в морских портах и т.д. Основными источниками информации о путешествующих лицах служат специальные регистрационные формы въездные (выездные) карточки, а также заграничные паспорта и визы. Они содержат сведения о возрасте и поле туриста, стране его постоянного проживания (гражданстве) и стране назначения, цели, сроках поездки и пр. Сбор этих данных предпочтительнее осуществлять при выезде посетителей.
На обратном пути туристы могут сообщить более точную информацию, чем при въезде, когда они исходят из своих намерений. Сроки и маршрут путешествия часто корректируются в ходе поездки по разным обстоятельствам (изменение погодных условий, ухудшение состояния здоровья, дополнительная информация о новых интересных достопримечательностях и пр.).
Метод учета на границе применяется во многих странах. Некоторые из них наладили тесное двустороннее сотрудничество в области пограничной статистики. Например, Канада собирает сведения о своих гражданах, возвращающихся из поездок по США, и предоставляет эту информацию национальной туристской администрации Соединенных Штатов Америки. Пограничная статистика прибытий ведется не только в США и Канаде, но и в Великобритании, Ирландии, Испании, на Кипре, в Португалии, Австралии, Сингапуре, Турции, государствах Центральной и Восточной Европы (в Польше, Венгрии, Болгарии) и многих других странах мира.
Въездные (выездные) карточки не содержат информации о местах посещений туристами, продолжительности пребывания (количество ночевок), размещении, поэтому (кроме учета на границе) применяется также метод статистического наблюдения регистрация прибытий в средствах размещения. Он удачно дополняет пограничную статистику, а в отдельных странах заменяет ее.
Данные, собираемые в ходе статистических наблюдений в отелях и иных средствах размещения, позволяют судить о распределении прибытий по районам страны, выявлять предпочтения международных и внутренних туристов при выборе типа размещения, а также контролировать загрузку гостиничной базы. Этот метод сравнительно прост, но требует от работников рецепции, выполняющих первичные учетные операции, повышенной внимательности, аккуратности и дисциплинированности.
При поселении туристам выдаются специальные формуляры гостевые карточки. Они заполняются каждым посетителем в отдельности или (что нередко допускается на Западе) только главами семей с указанием числа сопровождающих их лиц. Кроме заполнения указанных в карточке граф в ряде отелей деловых туристов просят также назвать адрес местонахождения компании и вид оплаты гостиничных услуг (наличными, с помощью кредитной карточки или по перечислению). В регистрационной форме могут быть указаны основные правила пользования отелем и внутреннего распорядка в нем (в частности требования противопожарной безопасности). Подпись клиента подтверждает достоверность сообщаемых им сведений, свидетельствует о том, что он ознакомлен с правилами проживания, которые обязуется соблюдать, а также с действующими расценками на услуги размещения и делает заказ на обслуживание.
Формы гостевых карточек различают по странам. Для унификации положения и сопоставимости информации по предприятиям размещения на международном уровне ВТО составила типовой образец формуляра.
Исходные сведения из гостевой карточки переносят в Книгу регистрации прибытий и дублируют в Книге загрузки номерного фонда.
В первой книге делают записи о заездах и выбытиях гостей, движении посетителей.
Во второй показывают пропускную способность средств размещения, состав номерного фонда и его использование.
Накапливаемая в книгах информация позволяет определить количество прибытий, среднюю продолжительность использования средств размещения, а также загрузку номеров. В крупных отелях, оснащенных компьютерными системами, используют специальные программы для выполнения первичных учетных операций и последующей обработки материала. Для полноты и достоверности картины статистическое наблюдение должно: вестись круглый год, не ограничиваясь "высоким" туристским сезоном; охватывать всех гостей, останавливающихся в отеле или ином средстве размещения.
Книги регистрации прибытий и загрузки номеров служат основой для заполнения соответствующей формы статистической отчетности. Она представляет собой таблицу, в которой содержится характеристика самого средства размещения (тип, категория, количество мест, число занятых работников и т.д.), отражаются ежедневные прибытия и выбытия клиентов в разрезе стран постоянного их проживания, а в итоговой части загрузка номеров и количество заездов за месяц. На обратной стороне формы даны подробная инструкция по ее заполнению и гарантии органа статистики о конфиденциальности информации.
Действующие формы отчетности заполняются предприятиями размещения и ежемесячно в установленные сроки представляются в национальные туристские администрации или органы статистики. Здесь полученный статистический материал о туристских прибытиях и ночевках, средней продолжительности пребывания, количестве номеров и мест размещения, численности занятых, загрузке номерного фонда сводится по стране в целом и группируется по календарным месяцам," странам постоянного проживания туристов, типам и категориям средств размещения, их местонахождению.
Успех такой большой учетной работы зависит от наличия сведений от всех средств размещения, осуществляющих регистрацию гостей, но некоторые из этих предприятий не возвращают заполненные формы, опасаясь того, что сообщаемая ими информация привлечет внимание налоговой службы и обернется серьезными неприятностями.
При составлении сводных таблиц и выполнении обобщающих расчетов, когда чрезвычайно важен полный охват изучаемого явления, в отношении них используются данные за предшествующий период. Это не может исказить итоговую картину, поскольку такие средства размещения обычно имеют небольшой размер и оборот.
Регистрация прибытий в средствах размещения ведется в Германии, Швейцарии, Испании, Марокко, Тунисе, Нигере, Сенегале, Танзании и других странах.
Рассматриваемый метод статистического наблюдения получил широкое распространение, между тем он не лишен ряда недостатков.
Во-первых, из статистического исследования выпадают однодневные посетители, а собственно туристы регистрируются наряду с другими гостями и часто не выделяются в самостоятельную категорию. Например, на Западе гостями отелей нередко становятся местные жители. Уставшие от монотонности жизни, они стремятся изменить окружающую их повседневность и временно переселяются из квартир в ближайшие отели, где, как и туристы, подлежат регистрации.
Во-вторых, далеко не все средства размещения обязаны предоставлять соответствующую статистическую отчетность. Во многих странах регистрацию прибытий не ведут в пансионатах, меблированных комнатах, на частных квартирах и в других средствах размещения.
Наконец, при этом методе нельзя избежать двойного счета туристов, меняющих средства размещения во время путешествия.
Сведения о прибытиях, полученные в средствах размещения, могут сильно отличаться от данных пограничной статистики. Например, в Чехии по материалам статистической службы в 1998 г. на границе было зарегистрировано 102,8 млн прибытий, а в средствах размещения 5,5 млн.
Туристские доходы и расходы, как и физические туристские потоки, учитываются разными способами. Стоимостные показатели международного туризма могут быть получены из соответствующих форм отчетности предприятий индустрии туризма или банковской отчетности. Банковский метод состоит в сборе информации о валютных операциях, совершаемых международными туристами.
Центральный (национальный) банк осуществляет учет туристских расходов через коммерческие банки и пункты обмена валюты, которые предоставляют сведения о продаже и покупке иностранных банкнот по линии туризма. Банковский метод используется во Франции и других государствах. Его широкое применение обусловлено рядом преимуществ. Он не требует дополнительной информации от туристов и не усложняет пограничные формальности и работу статистических органов. Обработку данных выполняет центральный (национальный) банк при составлении платежного баланса.
Регулярно и оперативно систематизируемый материал позволяет вести анализ туристских расходов в динамике и отслеживать их изменения. При хорошо поставленном учете и жестком контроле за валютно-финансовым рынком банковский метод дает относительно надежные стоимостные оценки международного туризма, однако и в этом случае не удается полностью исключить погрешности.
Подлинный размер туристских расходов может искажаться по многим причинам:
- из-за наличия параллельных рынков валюты и финансовых злоупотреблений. В тех странах, где существует "черный рынок", часть валютных потоков минует банковские каналы, хотя и проведение валютных операций с участием банковских структур еще не гарантирует их регистрации. Мелкие обменные пункты нередко скрывают факты купли-продажи иностранных банкнот, стремясь облегчить налоговое бремя, и тем самым занижают показатель размера туристских расходов;
- вследствие отказа физических и юридических лиц использовать наличную валюту в качестве платежного средства. В работе туристских предприятий и организаций широко применяется клиринг, т.е. система взаимозачетов-компенсаций при обмене туристами. Эти операции, а также оплата туристских товаров и услуг посетителями по кредитным карточкам не учитываются при банковском методе;
- в случае регистрации международных валютных операций в особо крупных размерах. В некоторых странах установлен высокий пороговый уровень для транснациональных операций, подлежащих регистрации. Средние туристские расходы, как правило, не превышают этой величины и не отражаются в статистической отчетности;
- при наличии у иностранных туристов местной валюты без обмена в стране временного пребывания. Объем международных туристских расходов измеряется суммой национальной валюты, обмененной банками на иностранную. Та часть местной валюты, которую туристы обменяли на родине и привезли с собой или одолжили у родственников и знакомых за границей с последующей компенсацией во время ответных визитов, не подпадает под статистический учет банковским методом.
Наконец, банковский метод не дает правильного представления о туристских расходах в территориальном разрезе. Учет ведется по странам происхождения денежных единиц. Некоторые из них имеют очень широкую зону хождения и предъявляются к обмену туристами из разных государств. В такой ситуации распределить валютные операции по этим странам оказывается не только затруднительно, но и невозможно.
Точность учета туристских потоков и расходов возрастает при сочетании главных методов статистики туризма регистрации прибытий на границе и в средствах размещения, а также банковского метода со специально организуемыми наблюдениями. Отчетность, предоставляемая иммиграционной службой, предприятиями по приему туристов, банками и пунктами обмена валюты, служит основным источником статистической информации, но она не в состоянии охватить все стороны туризма как сложного общественно-экономического явления, поэтому часть данных о нем получают с помощью специальных статистических наблюдений.
Они обычно организуются в виде обследований. Поступающая в ходе них информация (которая систематизируется и обрабатывается) пополняет отчетность и позволяет детально изучить отдельные аспекты туристской деятельности.
Проведение обследований весьма сложное дело, требующее большой подготовительной работы, которая должна обеспечить полноту получаемых сведений, их достоверность, единообразие, своевременность и сравнимость. Сбор данных осуществляется по заранее разработанному плану, в котором находят отражение методологические, методические и организационные вопросы наблюдения. В нем ставится цель, выделяются объект и единицы наблюдения, содержится программа обследования.
При планировании любого статистического наблюдения прежде всего точно формулируется его цель. Именно она, конкретизируемая в перечне задач; определяет те сведения, которые должны быть получены в процессе статистического обследования. Наиболее распространенной целью туристских обследований является установление числа прибытий (выбытий для выездного потока) по отдельным странам, определение состава посетителей по полу, возрасту, семейному положению, гражданству, уровню образования и т. д. Особое внимание уделяется характеристикам самой поездки: месту назначения, покрытому расстоянию, виду транспорта, продолжительности пребывания, типу размещения и пр.
Одновременно с выбором цели выделяется объект наблюдения, т. е. та совокупность единиц, сведения о которых должны быть получены. При определении объекта наблюдения требуется точно провести границы изучаемой статистической совокупности, решить, кто должен быть обследован в процессе наблюдения. В одних случаях это лица, совершающие поездки с деловыми целями; в других лица, путешествующие на личных автомобилях; в третьих обследуются только те туристы, которые прибывают из Европы или какого-либо другого региона (страны).
Объектом наблюдения может выступать вся совокупность посетителей. Объект наблюдения состоит из элементов, или единиц. Они подлежат статистической характеристике, позволяющей изучить объект в целом. В отношении этих единиц, наделенных рядом отличительных черт, ведется регистрация интересующих сведений (признаков). Значение этого признака у каждой единицы различно, поэтому статистика стремится прежде всего определить общую для всей совокупности величину признака или итог по совокупности.
Единицей наблюдения в туризме служит отдельно взятый посетитель или глава путешествующей группы (семьи), предоставляющий информацию обо всех сопровождающих его лицах. Например, в США при изучении туристских расходов предпочтение отдается опросу глав путешествующих групп. При этом обязательно уточняются размер и состав группы. Иногда сведения о единице наблюдения получают не от него самого, а от организационной ячейки (предприятия, учреждения и т.д.). Так, данные о продолжительности пребывания туристов в стране можно собрать в средствах размещения.
Для того чтобы составить представление об объекте наблюдения, совсем не обязательно опрашивать все входящие в него единицы. Это удлинило бы сроки обследования, потребовало значительных финансовых затрат, отвлекло внимание большого числа актива, да и само обследование оказалось бы весьма громоздким. По этой причине подавляющая часть статистических наблюдений является не сплошной, а выборочной: по известным правилам отбирается определенное количество людей для участия в обследовании в качестве респондентов.
Размер выборки устанавливается исходя из цели и задач наблюдения: если они ограничиваются общей характеристикой туристского потока, достаточно опросить 1,5 2 тыс. посетителей. Для решения более сложных задач (например, при изучении особенностей поведения туристов разных возрастных групп или стран) потребуется более крупная выборка. От того, насколько правильно сделана выборка, в огромной степени зависит качество и достоверность статистической информации.
После определения объекта и единицы наблюдения разрабатывается программа статистического наблюдения, т. е. перечень тех вопросов, на которые должны быть получены ответы. При составлении программы необходимо решить, какие вопросы следует задавать респонденту, в какую форму их облекать и в какой последовательности ставить.
На первый взгляд, нет ничего легче и проще, чем сочинить вопросник: каждый человек в повседневной жизни постоянно задает вопросы окружающим. Однако в прикладной социологии и статистике вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, поэтому к его формулировке предъявляются особые т<