Условия формирования отрасли туризма
Туризм, не будучи на сегодняшний день (по общероссийским классификаторам) выделяем в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства, является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики.
Рассмотрим понятие "агрегирование". Агрегирование объединение, укрупнение показателей по какому-либо признаку. С математической точки зрения агрегирование рассматривается как преобразование модели в модель с меньшим числом переменных и ограничений агрегированную модель, дающую приближенное (по сравнению с исходным) описание изучаемого процесса или объекта. Его сущность в соединении однородных элементов и превращении их в более крупные.
Некоторыми теоретиками термин "агрегирование" понимается также как переход от микроэкономического к макроэкономическому взгляду на изучаемые экономические явления.
В экономико-математических моделях агрегирование необходимо потому, что ни одна модель не в состоянии вместить всего многообразия реально существующих в экономике продуктов, ресурсов, связей. Даже крупноразмерные модели, насчитывающие десятки тысяч показателей, неизбежно являются продуктом агрегирования.
В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается, но при этом часть информации теряется (при сведении воедино заказов на материалы, например, уже неизвестно, каких именно марок и размеров они нужны каждому заказчику) и приходится вести расчеты приближенно, на основании статистических закономерностей. Поэтому всегда надо сопоставлять выгоду (от сокращения расчетов) с ущербом, который наносит потеря части информации.
Особенно затруднено агрегирование в динамических моделях, поскольку с течением времени меняется соотношение элементов, входящих в укрупненную группу (возникает структурная неоднородность).
Агрегирование имеет большое значение в методе МОБ, где оно означает объединение различных производств в отрасли, продуктов в обобщенные продукты и укрупнение таким путем показателей балансовых расчетов. Межотраслевой баланс обычно оперирует чистыми отраслями, т.е. условными, каждая из которых производит и передает другим отраслям один агрегированный продукт. Количество их ограничивается вычислительными возможностями и некоторыми обстоятельствами математического характера, однако в принципе, чем больше детализация МОБ, тем точнее расчеты, тем лучше он отражает действительность.
Агрегирование в МОБ возможно двух типов: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное означает объединение продукции по технологической цепочке. Например, в соответствии с этим принципом в одну группу могут быть объединены железная руда, чугун, сталь, прокат (тогда отрасль дает потребителям один продукт прокат), в другую пряжа, суровая ткань, готовая ткань, в третью целлюлоза, бумажное производство. При этом все показатели, прежде всего затраты, относятся на избранную единицу агрегированного продукта (в данных примерах, это: 1 т готового проката, 1 млн м готовой ткани, 1 т бумаги).
Выбрать правильное объединение сложно, поскольку та же сталь может отпускаться потребителям (для литейных производств) не в виде проката, а в виде слитков; целлюлоза может поступать не только на бумажные комбинаты, но и на заводы искусственного волокна, где из нее делают вискозную пряжу, и т.д.
При горизонтальном агрегировании в одну группу объединяются, например, продукты, сходные между собой либо по экономическому назначению (различные виды зерна, топлива), либо по техническим условиям производства. Это связано, однако, с дополнительными трудностями. Логично объединить в одну группу всю электроэнергию, но структура затрат на ее производство на тепловых и гидравлических станциях в корне различна. Любой сдвиг в соотношениях внутри такой объединенной отрасли резко скажется на ее показателях, необходимых для расчета. Наиболее рациональные способы агрегирования отраслей и продуктов определяются путем экономико-математических расчетов. Основным инструментом агрегирования почти во всех экономических расчетах является цена.
Между тем агрегированный характер туристской отрасли зачастую приводит к недооценке вклада туризма как в национальную, так и в региональную экономики. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую "размывается" в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим отраслям. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям. Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП России (менее 1 %), затрагивающие лишь самый первый слой доходы от продажи непосредственно турпутевок.
Недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом на пути его развития. Неблагоприятно складывающаяся система приоритетов в широком спектре практических инициатив от реальной экономической политики правительств и администраций до распределения частных инвестиций во многом базируется на размытости статистики туризма и неразвитости анализа его экономического воздействия.
Рассмотрим предмет экономики туризма. Изначально термин "экономика" рассматривался в двух значениях:
1)народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы;
2)научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей народного хозяйства страны или отдельных регионов, а также отдельных секторов и некоторых условий и элементов производства.
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.
Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в процессе производства, формирования обмена и потребления туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В сложившихся на сегодняшний день условиях экономика туризма рассматривает туризм как сложный социально-экономический организм с множеством собственников и субъектов деятельности, хотя дискуссия о том, является ли туризм отраслью хозяйства или межотраслевым комплексом, продолжается до сих пор.
Деятельность этого сложного социально-экономического организма в свою очередь оказывает существенное влияние на функционирование:
- отдельных экономических субъектов (микроэкономика);
- национальной экономики в целом (макроэкономика);
- определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (мезоэкономика);
- мировой экономики в целом (метаэкономика).
Современное развитие туризма и производство туристских продуктов невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые средства и технические условия производства, т. е. формируют материально-техническую базу туризма, а с другой доводят произведенные туристские продукты до потребителя.
На основе взаимодействия различных отраслей и возникает туристский комплекс функциональная многоотраслевая система, выражающая взаимосвязь, взаимодействие собственного турпро-дукта и сопряженных с ним отраслей экономики по производству туристских продуктов, товаров и услуг и их реализации.
Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют (или могут участвовать) в функционировании туристского комплекса, несмотря на то что вычленить туристскую составляющую и провести четкую его границу инструментами современной статистики чрезвычайно сложно. В документах Всемирной туристской организации отмечается, что когда учитывается косвенное воздействие туризма, только одна отрасль оборонная не испытывает никакого влияния. Однако и это утверждение оспаривается (например, Ю. В.Темным и Л. Р.Темной).
Стадии жизненного цикла отрасли. Развитие отрасли определяется как результат влияния определенных внешних сил на предприятия и квалифицируется четырьмя стадиями жизненного цикла. Внешние силы в общем случае не контролируются предприятиями, хотя допускается, что возможно оказывать некоторое влияние на них при определенных условиях (например, при репозиции продукта на стадии зрелости или внедрении нового продукта), основываясь на новых технологиях.
Различные стадии жизненного цикла отрасли характеризуются изменениями во времени в объемах продаж, движении наличности и прибыли производства в целом.
Приведем характеристики четырех стадий зрелости отрасли.
1.Рождение. Отрасль, находящаяся на этой стадии, возникла недавно как осознание существования некоторой неудовлетворенной потребности группы потребителей или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж быстро растет; прибыли, как правило, нет, но растут только инвестиции, поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный. Идет поглощение денежной наличности для развития отрасли.
2.Рост. На этой стадии продукция отрасли начинает пользоваться спросом у все большего числа покупателей, и конкуренты начинают бороться за получение все больших долей увеличивающегося "доходного пирога". На стадии роста покупатели, доли и технологии становятся известны гораздо лучше, и вхождение в отрасль новых "игроков" оказывается гораздо более трудным делом. Объем продаж быстро увеличивается; появляется прибыль, объемы которой быстро нарастают, хотя поток денежной наличности все еще может быть отрицательным.
3.Зрелость. На данной стадии происходит полное насыщение рынка. Большинство потенциальных покупателей приобретает продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью известных покупателей, технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка; прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение наличности остается позитивным.
4.Старость. На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукций либо потому, что новые и более качественные ее заменители начинают вытеснять старую продукцию, либо потому, что меняются потребительские предпочтения или вкусы покупателей. Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов и (во многих аналогичных производствах) сужение ассортимента товаров. Объем продаж резко падает, прибыли снижаются, движение наличности падает медленно; все параметры сходятся к нулю.
Абсолютных правил определения, когда отрасль переходит от одной стадии к другой, не существует. Отрасль, находящаяся на стадии зарождения (как например, производство электронной измерительной аппаратуры), характеризуется быстрым ростом и непостоянством размеров рынка. Отрасль на стадии роста (например, производство микрокомпьютеров) характеризуется быстрым ростом, стабилизацией размеров рынка и отработкой технологии. Вместе с тем начинают возникать барьеры, мешающие проникновению новичков на этот рынок. Отрасль на стадии зрелости (например, сталелитейная промышленность) отличается стабильными размерами рынка, постоянством доли на нем и установившейся технологией. Наконец, для отрасли на стадии старения (например, производство черно-белых телевизоров) характерны низкая рентабельность, падающий спрос и уменьшение конкурентной борьбы.
Основные характеристики стадий жизненного цикла отрасли приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Характеристики этапов жизненного цикла отрасли
Экономическая деятельность представляет собой процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Она включает в себя следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.
Цель производства создание благ, отвечающих нуждам и потребностям людей. И производство, и распределение, и потребление связаны с человеком и его потребностями. В результате взаимодействия факторов производства появляются продукты, предназначенные для производственного или личного потребления (инвестиционные и потребительские товары). Инвестиционные товары в виде средств производства возвращаются в производство для использования, а потребительские товары (продукты питания, одежда, жилье, услуги) предлагаются для удовлетворения конечных потребностей людей.
Производственная деятельность осуществляется по трем направлениям:
1) первичное производство (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство, производство энергии, добыча полезных ископаемых);
2)вторичное производство, или дальнейшая переработка (отрасли, производящие основные материалы, средства производства, потребительские товары, ремесла);
3)третичное производство, или услуги (транспортные предприятия, гостиницы и рестораны, кредитные институты, учреждения образования, науки, культуры).
Экономическая деятельность в рамках последнего направления связана с обслуживанием отраслей первого и второго направлений или отдельных лиц. Основные участники этой сферы финансовые институты, страховые, торговые, туристские, транспортные, развлекательные и другие предприятия.
Перечисленные направления производственной деятельности объединяют в две большие группы: производственный сектор, который охватывает отрасли первых двух направлений, и сферу услуг. Группы различают по темпам роста, структуре цен, размерам и географической ориентации.
Производственный сектор включает в себя добывающую и обрабатывающую промышленности, строительство, сельское хозяйство, а сектор услуг оптовую и розничную торговлю, транспортные предприятия и биржи, консультативные, кредитные и страховые компании, ярмарки и выставочные комплексы, образовательные и научные учреждения, туристские фирмы, гостиницы и рестораны, телекоммуникации.
Между этими двумя секторами отсутствует конкуренция, так как они представляют собой взаимодействующие и взаимозави-сящие друг от друга части единого целого. Соотношение секторов в экономике страны зависит от степени развития общества. Общемировой тенденцией является перемещение ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Состояние сферы услуг стало показателем уровня развития современной экономики. Количество работников, занятых в сфере услуг разных стран, превышает число трудящихся в других отраслях вместе взятых. Темпы роста сферы услуг во всех странах мира в два раза превышают темпы роста производственной сферы. В последние несколько десятилетий произошли глубокие изменения в структуре экономики практически всех стран. В индустриальных странах сектор услуг составляет 60 70 % в общем объеме национального производства (табл. 1.3).
Таблица 1.3.
Соотношение производственного и непроизводственного секторов экономики в различных странах мира (1997 г.), %
Регион | Сельськое хозяйство | Промышленность | Сфера услуг |
Индустриальные страны | |||
Страны Восточной Европы и СНГ | |||
Развивающиеся страны |
В результате производственной деятельности создается продукт, предназначенный для распределения и потребления. В обществе формируется сложная система его движения к потребителю. Распределение туристских услуг происходит так же, как и в других сферах экономики. Обычно оно осуществляется по прямому каналу "производитель потребитель", иногда через посредника. В любом случае ключевым звеном получения потребителем продукта для удовлетворения своих нужд является предприятие.
Предприятия могут различаться по размерам, местоположению, степени диверсификации и интегрированности, характеру собственности. Они могут находиться в индивидуальном частном владении; их деятельность может быть направлена на получение прибыли или на функционирование как бесприбыльные организации; может принимать любую организационно-правовую форму (частное предприятие, товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество).
Предприятие выступает юридически самостоятельным участником рынка и независимым хозяйствующим субъектом, т. е. само решает, что производить, как производить и как использовать полученный результат. Если предприятие является коммерческой организацией, то его существование обеспечивается за счет разницы между стоимостью реализованной продукции и затратами (издержками) на привлекаемые факторы производства. При превышении совокупной выручки над издержками у предприятия появляется прибыль.
Экономика туризма основывается на общей экономической теории и предполагает микро- и макроэкономический анализ. Это означает, что при исследовании поведения предприятия необходимо рассматривать микро- и макросреду, в которых оно действует, а также его внутреннее строение.
Макросреда предприятия формируется под влиянием взаимодействующих между собой природных, экономических, демографических, социальных и политических факторов. Например, изменение социально-политических и экономических условий в России подтолкнуло развитие туризма внутри страны и стимулировало желание части населения путешествовать за ее пределами. Появление сети Интернет изменило систему отношений между партнерами в индустрии туризма.
Макроэкономика исследует экономику как единое целое. Она дает ответы на вопросы: как достичь полной занятости и как обеспечить экономический рост, что приводит к изменению общего уровня цен? К макроэкономическим относятся проблемы достижения устойчивого экономического роста, полной занятости и минимального уровня инфляции.
Когда говорят "микросреда", то имеют в виду факторы, которые воздействуют непосредственно на поведение предприятия и влияют на его способность обслуживать клиента. Микросреду фирмы создают ее конкуренты, партнеры, посредники, потребители, а также государство, т. е. непосредственные участники рыночных отношений.
Микроэкономика изучает производство, потребление, инвестиции, сбережения и другие экономические явления с точки зрения поведения отдельных хозяйственных единиц (потребителя, домашнего хозяйства, предприятия, объединения и т.д.).
Наряду с макро- и микросредой в экономической науке выделяется внутрифирменная среда, природа которой раскрывается с помощью таких понятий, как "структура управления", "ресурсы", "кадровая политика", "уровень менеджмента" и др.
В настоящее время жесткое разделение макро- и микроанализа в экономической теории не является достаточно аргументированным. В действительности эти два уровня тесно взаимосвязаны. Огромное количество экономических решений принимается участниками рынка с учетом складывающейся экономической ситуации не только на микро-, но и на национальном и даже мировом уровнях