Современный этап развития экономической теории.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
· Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
· Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
· Консерватизм покупателей во вкусах;
· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
· Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
· Значимость товара для бюджета семьи.
· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
· Консерватизм во вкусах.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).
Эластичность предложения
Эластичность предложения – это мера реагирования величины предложения на изменение цены товара. Она определяется как соотношение относительного изменения величины предложения товара к относительному изменению цены. Формула эластичности и способы ее измерения схожи с эластичностью спроса. Однако в отличие от спроса величина предложения товаров меняется в том же направлении, что и цена, поэтому знак коэффициента эластичности предложения за редким исключением положителен.
, где – угол наклона кривой предложения, – соотношение цены и количества товара, которое особенно влияет на эластичность при пересечении графика с осями координат.
Ценовая эластичность предложения [ES(P)] – показатель, отражающий процентное изменение объемов предложения товара в результате изменения цены.
Для абсолютного большинства товаров эластичность предложения по цене краткосрочном периоде ниже чем в долгосрочном, что связано с ограничением производственных возможностей – дефицит времени не позволяет увеличить объемы использования некоторых факторов производства.
S1 – кривая абсолютно неэластичного предложения. Это ситуация, когда фирмы не успевают изменить объемы производства и реализуют только имеющийся запас товаров.
S2 – кривая предложения в краткосрочном периоде. Она определяется частью кривой предельных издержек фирм, увеличение предложения которых связано с возможностью увеличения использования только части факторов производства. Другая часть – производственные мощности – в силу недостаточности времени остается постоянной, что ставит предел увеличению величины предложения.
S3 – кривая предложения в долгосрочном периоде. Она определяется минимальными средними издержками фирм и обусловлена возможностью увеличения использования всех факторов производства и появления новых фирм в отрасли.
Если êES(P)ê>1, то предложение является эластичным, значит, производители при росте цены на 1% предлагают товаров больше, чем на 1%.
Если значение эластичности 0<êES(P)ê<1, то предложение называется неэластичным.
Если êES(P)ê=1, то предложение называют единичным.
Если êES(P) ê=0, то предложение называется абсолютно неэластичным.
10 Равновесная цена.
· В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.
·
· Рис.3.3. Цена равновесия и отклонения от нее
· Точка равновесия обозначается Е.
· В точке равновесия РЕ = РS = РD ,
· где РЕ - равновесная цена; РS - цена предложения; РD - цена спроса.
· Это означает, что QЕ = QS = QD.
· Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
· Действуют законы рыночного ценообразования:
· ¨ цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
· ¨ если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.
· Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.
· Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена «потолка»ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.
· Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.
11. Спрос и потребительский выбор
Предпринимательскаядеятельность - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений направленное на получение систематической прибыли, осуществляемое на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Американский ученый Долан характеризует бизнес как деятельность на частных предприятиях которые производят товары и услуги стремятся к прибыли и конкурируют друг с другом.
Функции предпринимательства:
1. общеэкономическая. Предприниматели производит и предоставляют услуги.
2. Ресурсная. Предприниматель для себя экономит ресурсы.
3. Социальная. Развитие бизнеса дает мощную социальную функцию. Дает работу выпускникам и т.д.
4. Новаторскую. Чтобы спасти свой бизнес, надо придумывать что то новое.
Условия для развития бизнеса:
1. Внутренние: определенные личностные характеристики человека, занимающегося бизнесом. Рискованность и способность его просчитывать. Целеустремленность. Предприимчивость. Оптимизм. Коммуникабельный. Харизма. Нестандартное мышление. Стресоустойчивость. Стартовый капитал. Идея.
2. Внешние.
Общеэкономическая и политическая обстановка в стране. Защита интеллектуальной собственности. Спрос.
Спрос -платежеспособная потребность. Спрос это кол-во продукции которую желает и в состоянии купить потребитель на данном рынке по данной цене в данный промежуток времени.
Закон спроса - обратная связь между ценой товара и объем спроса.
Предприниматель отслеживает факторы влияющие на спрос:
1. Доход потребителя.
2. Кол-во потребителей.
3. Цены на сопряженные товары.
4. Ожидание потребителей.
5. Реклама и другие методы стимулирования спроса.
На протяжении 20 века в связи с монополизацией рынков изменилось отношение предпринимателей к спросу. Если раньше предприниматель реагировал на спрос, то сегодня спрос стал управляемым со стороны крупных корпораций.
Эластичность спроса это степень реакции потребителя на изменение цен на товар.
12. Предложение и виды рыночных структур
Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, т. е. по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.
Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию(монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.
Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.
Совершенная конкуренция при множестве продавцов и покупателей на практике встречается не очень часто, например в сфере розничной торговли товарами повседневного спроса. Монополистическая конкуренция отнесена с некоторой степенью условности к той же категории рынка. Хотя круг участников монополистической конкуренции не столь широк по сравнению с конкуренцией совершенной, но все же он довольно значителен. И со стороны предложения, и со стороны спроса в рыночном процессе взаимодействует много субъектов, например в производстве одежды.
Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при которой количество фирм-производителей сокращается до двух.
Если это не естественная монополия, то в наше время такая ситуация возникает обычно как временная «монополия различий». Одна фирма в стране или в мире может изготавливать недоступный (например, из-за патентного контроля) другим фирмам товар, пользующийся повышенным спросом. Примером может служить производство некогда модной ткани типа «болонья» фирмой «Дюпон».
Подобное сочетание многих производителей, продавцов с ограниченным числом потребителей распространено не очень широко. Например, дорогие рестораны, ведущие конкурентную борьбу за богатых, избранных клиентов.
Достаточно типичный случай олигополии, характеризуемый наличием нескольких продавцов и покупателей на рынке, широко распространен в сфере сбыта товаров производственного назначения.
Сочетание на рынке множества продавцов с одним покупателем представляет скорее теоретическую ситуацию. Термин «монопсония» определяет господство на рынке единственного покупателя, имеющего в силу этого возможность диктовать цены рынку. К примеру, знаменитая фирма «Де Бирс» диктует условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Такая ситуация может складываться на рынке труда. Гипотетический пример — работа многих фермеров на единственную государственную организацию, осуществляющую скупку, переработку и экспорт мясомолочной продукции.
На практике рынок нескольких продавцов и одного покупателя встречается не так уж редко, например при выполнении машиностроительными фирмами военных заказов, т. е. работа на казну.
Рынок одного продавца и одного покупателя — в основном теоретический вариант. Примером могут быть случаи разовых поставок уникального оборудования по индивидуальному заказу.
13 Государственное регулирование рынка.
Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:
· налоги;
· дотации;
· фиксированные цены.
Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.
Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:
· а) налог уплачивают продавцы;
· б) налог уплачивают покупатели.
Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).
В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.
Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами
Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.
Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями
Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.
Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.
Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.
Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения
Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации
Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.
Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.
Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.
Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.
Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:
· а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
· б) установление нижнего ("пола") предела цен.
Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.
Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".
Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.
Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q'q единиц блага, во втором - Q"s.
Рис. 5.5. Фиксированная цена
14. Внешние эффекты в рыночной экономике
Безработица, причины.
Выделяют три основные причины безработицы:
- потеря работы (увольнение);
- добровольный уход с работы;
- первое появление на рынке труда.
Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.
К фрикционным безработным относятся:
- уволенные с работы по приказу администрации;
- уволившиеся по собственному желанию;
- ожидающие восстановления на прежней работе;
- нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
- сезонные рабочие (не в сезон);
- люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.
Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).
Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: uфрикц = Uфрикц/L*100%.
Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.
Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.
Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах: uструкт = Uструкт/L*100%.
Поскольку и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, то эти типы безработицы относятся к категории «search unemployment».
Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.
Сбережения и инвестиции
Инвестиции относятся к числу важнейших категорий как на макро-, так и на микроуровне. Они в конечном счете определяют социально-экономическое состояние экономики.
В экономической литературе термин «инвестиции» (investment) имеет различные толкования. Большинство современных экономистов трактуют инвестиции как вложения свободных денежных средств в различные формы финансового и материального богатства или активы. Однако существует и несколько иной подход к определению понятия «инвестиции». Так, например, К.Р. Макконелл и СЛ. Брю считают, что в инвестиции входят в основном три компонента: 1) все конечные покупки машин, оборудования и станков предпринимателями; 2) все строительство; 3) изменение запасов. Указывая основные составляющие инвестиций, они отмечают также, что не менее важно определить, что инвестициями не является. К инвестициям не относится передача из рук в руки ценных бумаг. Купля акций и облигаций исключается из экономического определения инвестиций, потому что такие сделки означают просто передачу права собственности на уже существующие активы. То же самое относится к перепродаже уже существующих активов.
Таким образом, Макконелл и Брю приходят к следующему выводу: «Инвестициями являются строительство либо создание новых капитальных активов». Обосновывают они это положение тем, что именно подобные активы, а не обмен требованиями на существующие капитальные товары дает толчок к экономическому росту.
Таким образом, можно выделить два подхода к их трактовке, исходя из смыслового значения этого термина: 1) в широком смысле как расходование средств на приобретение новых активов и потребительских товаров длительного пользования; 2) в узком смысле как их расходование на создание и воспроизводство основных фондов с целью увеличения производства товаров и услуг в различных отраслях экономики.
Таким образом, инвестиции — это все виды ресурсов (ценностей), вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) получения положительного эффекта (социального, экономического и др.). В качестве подобных ценностей могут выступать денежные средства, движимое и недвижимое имущество, объекты авторского права, лицензии, патенты, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности, права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом.
Источником прироста капитала, побудительным мотивом и качественным признаком осуществления инвестиций является получение прибыли.
К наиболее значимым факторам, влияющим на инвестиционную активность и объем инвестиций в экономике, относятся:
— ожидаемая норма прибыли;
— доля сбережений в доходах;
— ставка ссудного процента;
— предполагаемый темп инфляции.
В целях учета, анализа и планирования инвестиций их необходимо классифицировать.
Инвестиции можно классифицировать по нескольким классификационным признакам: по объему вложенных средств; уровню управления; времени инвестирования; объектам вложения; источникам финансирования; формам собственности; цели инвестирования и приобретаемому контролю; характеру участия субъектов в инвестировании.
Все инвестиции можно разделить на две основные группы:
- Портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий.
- Реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов.
- Иностранные
- Государственные
- Частные
- Производственные
- Интеллектуальные
- Контролирующие
- Неконтролирующие
Основные виды инвестиций:
С точки зрения направленности действий, инвестиции подразделяются на:
- Начальные инвестиции
- Инвестиции на расширение
- Реинвестиции – направление свободных средств предприятия на приобретение новых основных средств
- Инвестиции на замену основных фондов
- Инвестиции на диверсификацию
По основным целям инвестирования:
- Прямые инвестиции
- Портфельные инвестиции
- Реальные инвестиции
- Нефинансовые инвестиции
- Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведение курсов и многое другое.)
По срокам вложения:
- краткосрочные (до одного года)
- среднесрочные (1-3 года)
- долгосрочные (свыше 3-5 лет)
По форме собственности на инвестиционные ресурсы:
- частные
- государственные
- иностранные
- смешанные
С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Инвестирование вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует).
Сбережения — это выбор потратить деньги в будущий момент времени взамен того, чтобы потратить их сейчас.
Все то, что делается со сбережениями, чтобы они росли с течением времени называется инвестированием.
Эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.
Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции
Рис. 32.8
МАКРОЭКОНОМИКА В ДОЛГОСРОЧНОМ И КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ В долгосрочном периоде процентная ставка и уровень цен подстраиваются под конкретный уровень производства, а в краткосрочном периоде процентная ставка и производство приспосабливаются под конкретный уровень цен.
Различия подходов к анализу экономики в долгосрочном и краткосрочном периодах представлены на рис. 32.8.
Таким образом, каждая из двух различных теорий процентной ставки имеет свою, отличную от другой, область применения. Размышляя о детерминантах процентной ставки в долгосрочном периоде, следует иметь в виду теорию .заемных фондов, которая выдвигает на первый план значения склонности к сбережениям и инвестиционных возможностей. Напротив, анализируя детерминанты процентной ставки в долгосрочном периоде, обязательно учитывайте теорию предпочтения ликвидности, в которой основное внимание уделяется денежно-кредитной политике.Прежде чем принять решение о корректировке экономической политики, государственные деятели обязаны рассмотреть все последствия своих решений. Ранее мы рассмотрели классические модели экономики, описывающие долгосрочные результаты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики: влияние первой на уровень цен и темпы инфляции, воздействие второй на уровень сбережений, инвестиций, торговый баланс и долгосрочный экономический рост.
Современный этап развития экономической теории.
В современной экономической теории выделяют неоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и другие направления. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил. Неокейнсианство базируется на необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Институционально-социологическое направления рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д. Неоклассический синтез. Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику. В середине 50-х гг. возник монетаризм - экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.
2. Методы изучения экономической теории.
Методы экономической теории:
1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется. Одно вытекает из другого. Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания. Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели. Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. Метод научной абстракции — хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, эко<