Элементы организационной схемы.
Специализация рабочих заданий: департаментализация; командная цепочка; норма управляемости; централизация и децентрализация; формализация.
Командная цепочка – непрерывная цепь властных полномочий (право отдавать приказы).
Приципы эффективности командной цепочки:
1. Наличие ответствености работника за выполнение приказа
2. Единоначалие – каждый работник должен иметь только одного начальника.
В последнее время популярно увеличение полномочий самого работника – самоуправляющие команды и команды с перекрестными функциями.
Норма управляемости – оптимальное количество подчиненных, которыми эффективно может управлятьм енеджер. При прочих равных условиях эффективной организации является высокая норма управляемости.
Факторы, влияющие на норму управляемости:
1. Навыки и способности работника и менеджера
2. Структурированность задач
3. Сложность и неопределенность работы
4. Территориальная близость подчиненны к начальнику
5. Эффективность организациионных электронных систем
6. Сила организационной культуры и стиля управления.
Централизация (полномочия и ответственность сконцентрированы на высшем уровне менеджмента) и децентрализация (на нижних уровнях):
Факторы, влияющие на степень централизации:
Централизация | Децентрализация |
1. Внешняя стабильность | Сложность и неопределенность вн.среды |
2. Низший менеджмент не способен принимать решения | Высокий профессионализм и способность принимать решения низшим менеджментом |
3. Низший мен-т не стремится высказывать своё мнение | Наоборот |
4. Принимаемое решение значимо | Принимаемое решение не столь значимо |
5. Грозит кризис, угрроза банкротства. Эффективность реализации стратегии зависит от эффективного лидерства | Для корпоративной культуры характерна открытость, географически рессеянная и рассредоточеная организация |
6. Крупная организация | Эффективность реализации стратегии зависит от степень учстия менеджеров и гибкость их решений. |
[Мескон*]
функциональная организация и централизованный порядок принятия решений в прошлом доказал свою эффективность, по мере расширения номенклатуры продукции, проявления активности в новых областях бизнеса, выхода на международные рынки, количество и сложность решений превышает возможности топ-менеджмента. для дальнейшего роста и развития организации стали переходить к децентрализованной структуре, при которой за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям отделений было делегировано право принимать решения в области, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.
Согласно результатам проведенного всеобъемлющего научного исследования, четыре отрасли отличаются наиболее высокой степенью децентрализации — это транспорт, химическая электротехническая и резинотехническая промышленность. По сравнению с более централизованными отраслями (пищевой и бумажной промышленностью, металлургией и машиностроением), эти отрасли отличаются высокой степенью диверсификации продукции и активностью на международных рынках.
В децентрализованных структурах предполагается, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами. Друкер заключил, что «основное правило для любой организации состоит в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд».
Преимущества централизации и децентрализации
Преимущества централизации |
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями. 2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом. 3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. |
Преимущества децентрализации 1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений. 2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает. 3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе. 4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней. |
*Формализация – стандартизация работы внутри организации, которая закрепляется четко разработанными правилами и процедурами. [Т.Ю.]