Фиаско рынка и функции государства.

Основные проявления рыночного фиаско и виды экономической политики. Внешние эффекты. Нейтрализация внешних эффектов. Налог Пигу. Общественные и квазиобщественные блага, их свойства. Проблема Фрирайдера.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства. Разновидности:

1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не получают отражения в ценах, а перемещаются к индивидам или группам, не являющимся непосредственными участниками рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные связаны с загрязнением окружающей среды: промышленные стоки устремляются в водоемы, и издержки несут потребители воды, купальщики, рыбаки.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся - в виде возросшего дохода - но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд и т.п. Экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Государство решает проблему нейтрализации внешних эффектов, используя как методы косвенного воздействия, так и административные меры. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами (объем производства сокращается). Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами (объем производства увеличивается). Происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Это - налог Пигу. Если он не введен государством, то ухудшается окружающая среда и т.д.

Корректирующие субсидии могут быть предоставлены как производителям благ с положительными внешними эффектами, так и их потребителям. В первом случае получение субсидий сокращает издержки фирм, побуждая тем самым их к наращиванию объема выпуска продукции. А во втором – расширяется способность покупателей приобретать данные блага. Примером нейтрализации положительных экстерналий может служить субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности. Для устранения отрицательных экстерналий применяются и методы прямого административного воздействия (например, установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу).

Вмешательство государства требует также законодательного установления норм (стандартов) по вредным выбросам, превышение которых фирмами влечет за собой крупный штраф или уголовное преследование. Недостатки: в определенных пределах они разрешают бесплатно сбрасывать вредные вещества; при установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах; стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Государство может ввести для фирм плату за выбросы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов.

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Для их определения нужно разделить товары индивидуального и общественного (коллективного) потребления.

Свойства товаров индивидуального назначения (производятся на основе рыночной системы):

1) делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям.

2) подвержены принципу исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.

Свойства общественных товаров и услуг, которые рыночная система не намерена производить:

1) неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

2) на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами.

Пример общественного товара - маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате производства общественных благ возникает проблема «фрирайдера», безбилетного пассажира («зайца»): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Т.к. принцип исключения здесь неприменим, то частные предприятия не имеют стимулов к производству общественных благ.

Существуют неделимые товары, к которым принцип исключения может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и др. Такие квазиобщественные (смешанные) блага частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. Развитие системы высшего образование, здравоохранения, необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выход – параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными.

К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам. Пример – виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей – по старости или по безработице. Затраты государственных страховщиков, функционирующих в этих сферах, на рекламу, содержание штата страховых агентов и др., значительно ниже по сравнению с издержками множества частных страховых компаний. Поэтому в интересах более эффективного использования финансовых ресурсов целесообразно обеспечить функционирование данных видов страхового бизнеса в пределах государственного сектора экономики.

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующие:

а) сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;

б) выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ.

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. (высокие доходы победителей и низкие (нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных)). Рыночное регулирование порождает дифференциацию доходов, которые зависят от количества и качества труда, а также от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей конъюнктуры. Для поддержки тех членов общества, которые в силу разных причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума, законодательное определение минимальной заработной платы, механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры, - берет на себя задачу перераспределения доходов с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики.

6. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. Поэтому задачей государства становится стимулирование НТП и проведение структурной политики (изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста

7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. Это требует проведения государством соответствующей региональной политики при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.

8. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.

Минимальная граница правительственного вмешательства - регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды - выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая не исключает некоторой активности государства. Верхняя максимальная граница государственного вмешательства - устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. Если выход за нее состоялся, то неизбежны деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.

Виды экономической политики:

1) laisser faive – политика невмешательства государства в экономику. Радикальные классики. (18-19вв)

2) централизованное управление в экономике (радикальные проявления – СССР, фашистская Германия).

3) политика срединного пути (шведская модель).

4) политика конкурентного порядка, где акцент делается на демонополизацию экономики (ближе к США).

5) точечная или пунктирная экономическая политика. Нарушается принцип комплексности, она создает диспропорции в экономике.

Оттенки классификации экономической политики:

Наши рекомендации