Внп и экономическое благосостояние общества.

Позволяет ли показатель валового продукта адекватно измерить уровень экономического благосостояния общества?

Аргументы «за»:1) показатель ВНП значительно полнее отражает результаты деятельности нации по сравнению с другими традиционными показателями, и потому не случайно мировая статистика использует отношение ВНП (ВВП) к численности населения в качестве критерия богатства нации;

2) приращение ВНП означает увеличение доходов, расширение жилищного строительства, реализацию других целей социальной политики (включая расширение занятости).

Аргументы «против»:

1) В ВНП включаются только услуги домохозяйств, реализованные на сторону, но не учитывается их деятельность по оказанию услуг для собственного потребления (приготовление пищи, поддержание жилищ в чистоте, воспитание детей и т.д.).

2) В ВНП длительное время не учитывались результаты функционирования «теневой» экономики, которые не проходили через официальные и регистрируемые рынки. «Теневую» экономику нередко именуют «черным» рынком, «параллельной» или «неформальной» экономикой. «Теневая экономика» (Вито Танзи) - это часть валового национального продукта, которая из-за ее отсутствия в отчетности и/или занижения ее величины не отражена в официальной статистике».

в определенном смысле ВНП как показатель благосостояния общества составляет лишь верхнюю часть айсберга. Поэтому его соотношение с численностью населения необходимо использовать крайне осторожно - особенно при сопоставлении стран с различными общественными системами (рыночная экономика - свободные цены, плановая экономика - «потолок» цен), разной долей натурального хозяйства, степенью развития «теневой» экономики, различной структурой распределения доходов. ВНП выступает скорее показателем мощности рыночной экономики, а не благосостояния, которое следует измерять скорректированными показателями. Один из них - показатель чистого экономического благосостояния , который вывели в 70-е гг. Нордхаус и Тобин.

ЧЭБ = ВНП + теневая экономика + самообслуживание + неучтенная стоимость услуг социально-культурной сферы - загрязнение окружающей среды.

6. Совокупный спрос и совокупное предложение

Понятие совокупного спроса и его компоненты. Кривая АD. Неценовые факторы АD. Понятие совокупного предложения. Неценовые факторы АS. Модель AD-AS. Эффект храповика.

внп и экономическое благосостояние общества. - student2.ru Совокупный спрос - представленные на рынке в денежной форме потребности домохозяйств, фирм и государства в потребительских и инвестиционных товарах и услугах.

 
  внп и экономическое благосостояние общества. - student2.ru

P

AD

внп и экономическое благосостояние общества. - student2.ru Q

P - уровень цен товаров, Q - реальный объем ВНП.

Аргументация обратной зависимости связана с:

1) эффектом процентной ставки: повышение цен - увеличение спроса на деньги - рост процента за кредит на денежном рынке:

а) домохозяйства сокращают закупки потребительских благ, чтобы меньше платить за кредит;

б) фирмы уменьшают закупки инвестиционных товаров, так как для многих из них прибыль в таком случае не будет превышать выплат банкам за привлеченные заемные средства.

в) государство сокращает закупки потребительских и инвестиционных товаров

Общий результат – падение совокупного спроса, а значит, и ВНП.

2) эффектом богатства: повышение цен - население ощущает себя беднее (относительно обесцениваются акции, облигации и другие активы) и сокращает свой текущий спрос. И, наоборот, в условиях дефляции население начинает ощущать себя богаче и свободнее тратит свои текущие доходы.

3) эффектом импортных закупок: повышение цен на отечественные товары - падение спроса на них, так как возрастают стимулы к покупке импортных товаров из тех стран, где цены растут медленнее или остаются неизменными.

Важнейшим фактором, влияющим на совокупный спрос, является уровень цен, причем взаимосвязь между ними, называемая законом спроса, является обратной. Однако существуют, кроме того, и неценовые детерминанты совокупного спроса ( под их влиянием кривая AD смещается либо вправо, либо влево).

ВНП = С + I + G + TB

На динамику каждого из компонентов совокупного спроса (валовых расходов) воздействует весьма специфическая комбинация факторов.

1) Изменения в потребительском спросе (С) могут быть обусловлены:

а) изменением благосостояния потребителей, то есть реальной стоимости их акций, облигаций, недвижимости, иностранной валюты, товаров длительного пользования, драгоценностей. Чем больше активов, тем выше спрос.

б) ожидания потребителей (инфляционные, дефляционные, дефицитные и т.п.). Если потребители ожидают, что их доходы в будущем будут расти быстрее цен, то нынешние доходы смело направляются на текущее потребление, и кривая AD смещается вправо. И, наоборот.

в) задолженность потребителей: ее увеличение заставляет домохозяйства больше сберегать, что соответствует левостороннему сдвигу кривой AD, и наоборот.

г) размер прямых и косвенных налогов, уплачиваемых домохозяйствами: его увеличение означает падение потребительских расходов и наоборот.

2) инвестиционный спрос наиболее изменчив: во время экономического спада обычно происходит быстрое его падение, которое может быть значительно больше величины этого спада.

Факторы крайней нестабильности инвестиций:

- продолжительные сроки службы основного капитала: отсутствие у предпринимателей в кризисный период необходимых средств, и замена изношенного оборудования откладывается до лучших времен;

- инициирующий инвестиционную деятельность научно-технический прогресс развивается импульсивно, инновации нерегулярны;

- на уровень инвестиционного спроса оказывают влияние огромное количество неценовых факторов, составляющих содержание понятия «инвестиционный климат». Это:

а) Ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получить от своих расходов на инвестиции (выручка минус издержки минус налоги). Понижение прибыльности влечет за собой падение инвестиционной активности.

б) Реальная ставка процента за кредит платит владелец капитала. Высокая процентная ставка уменьшает инвестиции.

в) Ожидаемая прибыль сама зависит от многих факторов, в частности, от налоговой политики. Высокие налоги не стимулируют инвестиции.

г) находящаяся в обращении денежная масса, уровень инфляции и проводимая государством денежно-кредитная политика.

д) Прогноз инвестиционных перспектив (в том числе изменений в научно-технической сфере, политической жизни страны, законодательстве). Например, ожидание инвесторами возврата страны к тоталитарному режиму приведет их к пониманию того, что инвестиции скорее всего не окупятся, так как опять возвратится закрытая экономика с ее ограниченными экспортными возможностями и узкими рамками сбыта продукции. Нестабильность законодательства (налогового, таможенного и др.) особенно отражается на уровне иностранных инвестиций.

3) Изменения в государственном спросе (G) обусловлены:

а) величиной доходной части государственного бюджета, увеличение которой расширяет возможности правительства закупать необходимые ему товары и услуги;

б) накопленным в предшествующий период государственным долгом, обслуживание которого не позволяет наращивать, например, государственные инвестиции в национальную экономику;

в) фазой экономического цикла, через которую проходит страна. Так, в условиях подъема экономики размер государственных закупок может быть сокращен во избежание перехода совокупного спроса на классический отрезок кривой AS. И, наоборот,

г) политической партией, находящейся у власти. Если левые партии склонны наращивать государственные закупки и тем самым расширять государственный сектор экономики, то партии правого толка, напротив, стремятся максимально сузить возможности правительства тратить значительные бюджетные средства и тем самым забирать у налогоплательщиков (у частного сектора) существенную часть их доходов.

4) Изменения в величине внешнего (заграничного) спроса на продукцию данной страны (ТВ) зависят от емкости рынков сбыта ее продукции, от степени развития интеграционных связей страны, от соотношения цен на экспортируемую и импортируемую ею продукцию и т.п.

Наши рекомендации