Основные функции управления транспортным процессом

Транспортная система организации состоит из следующих компонентов:

1)транспортируемые грузы;

2)средства транспорта;

3)процесс транспортировки, под которым понимают перемещение грузов в пространстве и времени с помощью различных транспортных средств.

Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки. Внутрипроизводственная означает транспортировку грузов между подразделениями предприятия, включая склады, с помощью транспортеров, рольгангов, электрокаров, вилочных подъемников и штабелеров с дистанционным управлением, предназначенным для подъема и опускания грузов. Внешняя транспортировка предполагает перемещение грузов с помощью магистрального транспорта, обслуживающего сферы закупок материальных ресурсов и распределения готовой продукции.

Объектом управления во внешней транспортной логистической системе яв-

ляется грузовой поток − количество груза, перевозимого в определенном направлении за определенный промежуток времени. Элементы транспортной характеристики грузов:

–линейные размеры (м) − длина (l),ширина (b), высота (h), диаметр(d);

–масса (кг, тонны), для жидких грузов (л, декалитры);

–объем (м3); объем 1 места: V = l b×h.

По существующей транспортной классификации все грузы, принимаемые к перевозке, делятся на три категории:

1.Генеральные − штучные грузы, состоящие из отдельных упакованных и неупакованных мест (контейнерные, пакетные, мешковые, ящичные).

2.Массовые − грузы, представляющие собой определенную структурную массу (наливные, навалочные, насыпные, лесные).

3.Особорежимные − грузы с особымифизико-химическимисвойствами, подлежащие хранению и перевозке с соблюдением специальных правил (опас-

ные − взрывчатые вещества, скоропортящиеся− продукты питания, антисанитарные− мусор, живые− скот).

С технологической позиции грузы классифицируют по:

а) размерам: мало-,средне- и крупногабаритные (2,5 х 3,8 м); б) массе одного грузового места: штучные (до 250 кг), повышенной массы

(от 250 кг до 30 т) и тяжеловесные − более 30 тонн; в) размеру отправки: мелкопартионные (массой до 5 т), партионные(5-30т)

и крупной партии − более 30 тонн.

Для различных видов транспорта и груза существует соответствующее транспортное оборудование, которое используется для перевозки и временного хранения грузов:

–крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны;

–фуры, трейлеры, контрейлеры (прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах);

–малотоннажные контейнеры массой от 0,5 до 3 тонн;

–крупнотоннажные контейнеры массой от 3 до 30 тонн;

–плоские, стоечные и ящичные поддоны (паллеты), предназначенные для перевозки строительных материалов и тарно-штучныхгрузов, упакованных в мешки, бочки, ящики, кипы и пакеты.

Контейнеры и поддоны имеют стандартные размеры, приспособленные для механизированного перемещения при выполнениипогрузочно-разгрузочных,транспортных и складских работ.

Основные субъекты транспортной логистической системы представлены на рис. 2.3.3.

  Перевозчик*   Экспедитор**  
         
    Участники транспортировки  
       
Грузоотправитель   Грузополучатель  
         

специализированное транспортное агентство, организующее доставки крупногабаритных промышленных

идругих грузов к потребителю.

**представитель фирмы-перевозчика,осуществляющий транспортировку мелкопартионных и тарноштучных грузов, а также контейнеров и поддонов.

***страховые, охранные, информационные компании, банки, грузовые терминалы, предприятия по затариванию и упаковке, а также транспортные агенты.

На первом этапе управления транспортировкой логистический менеджер организации осуществляет выбор вида магистрального транспорта для доставки определенного груза в нужное место, в установленный срок и по согласованной цене. Существуют следующие виды магистрального транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и трубопроводный. В процессе анализа и принятия решения по выбору оптимального вида транспорта логистический менеджер фирмы учитывает следующие параметры:

–вид груза и его показатели (вес, линейные размеры, стоимость);

–доступность вида транспорта, а также необходимого грузового и подъем- но-транспортногооборудования;

–расстояние до места назначения, состояние транспортной инфраструктуры и возможность замены транспорта;

–грузоподъемность и грузовместимость транспортных средств;

–срочность, стоимость и надежность доставки;

–ценность груза, условия его хранения и вид упаковки;

–независимость от метеорологических условий.

Специалисты выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 2.3.5 дается оценка различных видов магистрального транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

      Оценка различных видов транспорта Таблица 2.3.5
       
               
  Вид Время Стоимость Надежность Частота Способность Способность
  транспорта доставки перевозки соблюдения отправле- перевозить доставить груз
        графика ний разные грузы в любую точку
  Железно-
  дорожный
             
  Автомо-
  бильный
             
  Воздушный
  Водный
  Трубопро-
  водный
             
  Сумма
  баллов
             

Чем ниже сумма баллов, тем лучше характеристика транспортного средства. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

На втором этапе управления транспортным процессом логистический менеджер проводит исследование рынка транспортных услуг, оценку потенциальных перевозчиков по основным критериям, устанавливает их рейтинг и по результатам анализа выбирает наиболее эффективного (оптимального) перевозчика. Для решения этой задачи в логистике разработаны следующие альтернативные методы выбора перевозчика:

1.Метод матриц, позволящий выбрать перевозчика по критерию минимума затрат на перевозку с учетом уровня качества сервиса.

2.Метод стоимостной оценки используется для максимизации прибыли за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.

3.Метод выбора перевозчика с учетом технологических параметров, основан на связях между физическими параметрами груза (масса и объем) и системой перевозки (скорость и частота).

4.Метод элиминирования по параметрам дает возможность исключить из анализа некоторые параметры перевозчика и сосредоточить внимание на самых значимых критериях выбора.

Наши рекомендации