Основные функции управления транспортным процессом
Транспортная система организации состоит из следующих компонентов:
1)транспортируемые грузы;
2)средства транспорта;
3)процесс транспортировки, под которым понимают перемещение грузов в пространстве и времени с помощью различных транспортных средств.
Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки. Внутрипроизводственная означает транспортировку грузов между подразделениями предприятия, включая склады, с помощью транспортеров, рольгангов, электрокаров, вилочных подъемников и штабелеров с дистанционным управлением, предназначенным для подъема и опускания грузов. Внешняя транспортировка предполагает перемещение грузов с помощью магистрального транспорта, обслуживающего сферы закупок материальных ресурсов и распределения готовой продукции.
Объектом управления во внешней транспортной логистической системе яв-
ляется грузовой поток − количество груза, перевозимого в определенном направлении за определенный промежуток времени. Элементы транспортной характеристики грузов:
–линейные размеры (м) − длина (l),ширина (b), высота (h), диаметр(d);
–масса (кг, тонны), для жидких грузов (л, декалитры);
–объем (м3); объем 1 места: V = l b×h.
По существующей транспортной классификации все грузы, принимаемые к перевозке, делятся на три категории:
1.Генеральные − штучные грузы, состоящие из отдельных упакованных и неупакованных мест (контейнерные, пакетные, мешковые, ящичные).
2.Массовые − грузы, представляющие собой определенную структурную массу (наливные, навалочные, насыпные, лесные).
3.Особорежимные − грузы с особымифизико-химическимисвойствами, подлежащие хранению и перевозке с соблюдением специальных правил (опас-
ные − взрывчатые вещества, скоропортящиеся− продукты питания, антисанитарные− мусор, живые− скот).
С технологической позиции грузы классифицируют по:
а) размерам: мало-,средне- и крупногабаритные (2,5 х 3,8 м); б) массе одного грузового места: штучные (до 250 кг), повышенной массы
(от 250 кг до 30 т) и тяжеловесные − более 30 тонн; в) размеру отправки: мелкопартионные (массой до 5 т), партионные(5-30т)
и крупной партии − более 30 тонн.
Для различных видов транспорта и груза существует соответствующее транспортное оборудование, которое используется для перевозки и временного хранения грузов:
–крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны;
–фуры, трейлеры, контрейлеры (прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах);
–малотоннажные контейнеры массой от 0,5 до 3 тонн;
–крупнотоннажные контейнеры массой от 3 до 30 тонн;
–плоские, стоечные и ящичные поддоны (паллеты), предназначенные для перевозки строительных материалов и тарно-штучныхгрузов, упакованных в мешки, бочки, ящики, кипы и пакеты.
Контейнеры и поддоны имеют стандартные размеры, приспособленные для механизированного перемещения при выполнениипогрузочно-разгрузочных,транспортных и складских работ.
Основные субъекты транспортной логистической системы представлены на рис. 2.3.3.
Перевозчик* | Экспедитор** | |||
Участники транспортировки | ||||
Грузоотправитель | Грузополучатель | |||
специализированное транспортное агентство, организующее доставки крупногабаритных промышленных
идругих грузов к потребителю.
**представитель фирмы-перевозчика,осуществляющий транспортировку мелкопартионных и тарноштучных грузов, а также контейнеров и поддонов.
***страховые, охранные, информационные компании, банки, грузовые терминалы, предприятия по затариванию и упаковке, а также транспортные агенты.
На первом этапе управления транспортировкой логистический менеджер организации осуществляет выбор вида магистрального транспорта для доставки определенного груза в нужное место, в установленный срок и по согласованной цене. Существуют следующие виды магистрального транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и трубопроводный. В процессе анализа и принятия решения по выбору оптимального вида транспорта логистический менеджер фирмы учитывает следующие параметры:
–вид груза и его показатели (вес, линейные размеры, стоимость);
–доступность вида транспорта, а также необходимого грузового и подъем- но-транспортногооборудования;
–расстояние до места назначения, состояние транспортной инфраструктуры и возможность замены транспорта;
–грузоподъемность и грузовместимость транспортных средств;
–срочность, стоимость и надежность доставки;
–ценность груза, условия его хранения и вид упаковки;
–независимость от метеорологических условий.
Специалисты выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 2.3.5 дается оценка различных видов магистрального транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Оценка различных видов транспорта | Таблица 2.3.5 | ||||||
Вид | Время | Стоимость | Надежность | Частота | Способность | Способность | |
транспорта | доставки | перевозки | соблюдения | отправле- | перевозить | доставить груз | |
графика | ний | разные грузы | в любую точку | ||||
Железно- | |||||||
дорожный | |||||||
Автомо- | |||||||
бильный | |||||||
Воздушный | |||||||
Водный | |||||||
Трубопро- | |||||||
водный | |||||||
Сумма | |||||||
баллов | |||||||
Чем ниже сумма баллов, тем лучше характеристика транспортного средства. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.
На втором этапе управления транспортным процессом логистический менеджер проводит исследование рынка транспортных услуг, оценку потенциальных перевозчиков по основным критериям, устанавливает их рейтинг и по результатам анализа выбирает наиболее эффективного (оптимального) перевозчика. Для решения этой задачи в логистике разработаны следующие альтернативные методы выбора перевозчика:
1.Метод матриц, позволящий выбрать перевозчика по критерию минимума затрат на перевозку с учетом уровня качества сервиса.
2.Метод стоимостной оценки используется для максимизации прибыли за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.
3.Метод выбора перевозчика с учетом технологических параметров, основан на связях между физическими параметрами груза (масса и объем) и системой перевозки (скорость и частота).
4.Метод элиминирования по параметрам дает возможность исключить из анализа некоторые параметры перевозчика и сосредоточить внимание на самых значимых критериях выбора.