Понятие комлектации заказа,транспортной маркировки.

При комплектациипроизводится поиск и подбор продукции на складе по однострочному и многострочному требованию (заказу, заявке). Этой операции предшествует обработка заказа (требования), которая включает в себя операции по поиску продукции на складе, т.е. автоматизированный или ручной просмотр документов складского учета с целью проверки наличия продукции, затребованной потребителем, и установления места ее хранения. Требование является документом, служащим основанием для отпуска товаров на складе, при этом однострочное требование выписывается на каждое наименование товара в отдельности, а многострочное — для нескольких наименований товаров. По результатам обработки требования по наличию товара и подтверждению покупателем факта заказа выпускается отборочный лист, на основании которого кладовщик или комплектовщик при обходе склада набирает из мест хранения товары, требующиеся для комплектации заказа. В отборочном листе указывают наименование продукции, адрес места хранения, количество продукции и пр.

Применяются два основных ручных метода комплектации: последовательная отборка товаров по отдельным заказам, одновременная отборка товаров по нескольким заказам. В первом случае комплектовщик должен столько раз обойти склад, сколько заказов он комплектует; во втором — комплектовщик при обходе склада отбирает из ячеек хранения товары по нескольким заявкам. Во втором случае требуется дополнительная операция — сортирование отобранной продукции по отдельным заказам. Многострочное требование может одновременно комплектоваться несколькими комплектовщиками; возможно распределение требований с учетом приоритетов.

На автоматизированных складах, обслуживаемых стеллажными кранами-штабелерами, применяют два основных способа комплектации — внутри зоны хранения и вне ее. В первом случае комплектовщик, нахо­дящийся в кабине крана-штабелера, отбирает из ячеек хранения необходимый товар, укладывает его в тару и отвозит в зону комплектации, после чего начинается новый цикл работы по комплектации; во втором — рабочее место комплектовщика находится вне зоны хранения. Кран-штабелер с ручным или автоматическим управлением изымает из ячейки поддон с требуемым товаром и доставляет его в зону комплектации. Комплектовщик забирает с поддона требуемое количество товара, после чего поддон с оставшимся товаром доставляется краном-штабелером обратно в ячейку. Комплектация производится в специализированно оборудованной зоне комплектации. Укомплектованный по заказу пакет передается в экспе­дицию отправки. Изъятые из зоны хранения расформированные пакеты возвращаются обратно в нее.

Одним из ключевых показателей склада является коэффициент ошибок комплектации, который может определяться, например, как отношение количества претензий потребителей к общему количеству обслуженных заявок, как отношение числа строк требований, по которым допущены ошибки комплектации (поставка незаказанной продукции, отгрузка товаров в количестве, отличающемся от заказанного, и т.п.), к общему числу строк обслуженных требований. Такие и другие методы расчета этого показателя имеют важный недостаток — зависимость от обратной связи с потребителем (который почти всегда предъявляет пре­тензию, если имеет место недостача или другое ущемление его прав, но далеко не всегда реагирует на факты излишков). Кроме того, указанные методы не обеспечивают учета потерь, возникающих при замене по вине комплектовщика одного наименования товара другим, в результате которой искажаются учетные данные (возникновение излишков и недостач по двум позициям). Коэффициент ошибок комплектации зависит от квалификации комплектовщика, способа организации контроля отгружаемой со склада продукции и прочих факторов.

На очень крупных складах применяется безбумажная технология комплектации. При безбумажной технологии комплектации оформление документации на бумажном носителе не производится. Бумажный документ заменяется электронным, если комплектовщик пользуется портативным терминалом, на устройство отображения которого выводится информация, содержащаяся в бумажном отборочном листе. Обмен данными между терминалом и складской ЭВМ может быть организован, например, путем загрузки в память терминала серии заказов (записанных на электронный носитель). Реквизиты каждого из заказов выводятся на индикатор терминала последовательно. По запросу оператора принтер терминала может распечатать сопроводительные документы. После выполнения всей серии заказов информация о них загружается в ЭВМ. Другой способ — обмен информацией между терминалом и ЭВМ по радиоканалам — наиболее целесообразен в системах с высоким процентом срочных заказов. ЭВМ может прерывать процесс выполнения текущих заказов и организовывать выполнение приоритетного заказа без вмешательств диспетчера. При размещении и поиске продукции ЭВМ выводит на терминал информацию о количестве, виде продукции и адресе ячейки хранения. Если комплектовщик одновременно комплектует продукцию по нескольким заявкам (продукция по каждой заявке укладывается в отдельную тару), то при изъятии из ячейки товара конкретного наименования на устройстве отображения терминала одновременно начинает мерцать номер тары, в которую следует отложить отобранный товар. В ряде случаев комплектуемые товары должны этикетироваться (обычно самоклеющимися этикетками). По условиям безбумажной технологии комплектации этикетирование может выполняться непосредственно комплектовщиком сразу же после изъятия товара из ячейки хранения (такое совмещение позволяет значительно уменьшить коэффициент ошибок комплектации). Это совмещение обеспечивается подключением к портативному терминалу малогабаритного принтера. Применяются также портативные терминалы с речевым вводом (выводом) данных. Применение безбумажной технологии комплектации позволяет проводить моментальную инвентаризацию. Использование портативных терминалов позволяет наладить всесторонний учет работы каждого комплектовщика (по производительности труда, качеству работы, коэффициенту использования рабочего времени, обеспечению сохранности грузов и др.).

Наряду с другими социотехническими системами комиссионирование подчиняется влиянию внешних условий, в которых находится система.

Отправка заказов должна протекать в короткие окна времени, чтобы как можно меньше занимать площади склада. Требуется сокращать простои грузовиков под погрузкой. С точки зрения комиссионерской системы принцип «точно во время» требует управления заказами клиентов с весьма строгим соблюдением сроков и параллельно с выполнением в возможно короткое время заказов других клиентов.

Предприятия должны считаться в будущем с растущими затратами на персонал. В дальнейшем следует учитывать возможность механизации и автоматизации транспортно-складских процессов.

Лучшая система распределения хранимых на складе товаров ведет к сокращению партий отправки и одновременно к увеличению частоты заказов. Кроме того, предполагается, что будет расти количество требований клиентов с большим числом пиковых позиций. Потребители ожидают все большей широты ассортимента. Эта тенденция означает не столько принципиальные различия заказываемых товаров, сколько появление заказов на различные модификации изделий. В будущем можно ожидать, что возникнут растущие осложнения рынка продаж, в которых будут господствовать индивидуальные потребности и предложения. Растущий ассортимент означает, что в будущем будет больше различных изделий предлагаться через посредничество; это приводит к росту системы комиссионирования. При этом большее разнообразие изделий требует больших площадей складов комиссионирования. Одновременно ожидается рост дифференциации посреднической системы по отдельным областям комиссионирования. Это приводит к росту сложности реализации заказов. Со стороны потребителей ожидается, что их особые пожелания в части количества и сроков будут немедленно выполняться даже тогда, когда это будет мешать ритмичному ходу работ. Эта тенденция ставит перед системой посредничества требования гибкого реагирования на особые пожелания потребителей. При этом прежде всего надо обеспечивать загрузку мощностей и рациональное использование персонала. Уже сегодня сроки поставки могут в торговых предприятиях быть меньшими, чем один день. Это приводит к требованию все более быстрого выполнения заказов в посреднической системе. Прежде во многих случаях клиенты были согласны с частичными (дробными) поставками. Теперь тенденция однозначно свидетельствует, что растут требования только на комплектные поставки. Требование может удовлетворяться на посредническом складе при помощи высокой подготовленности товаров.

Маркировка— наносимое на товар или упаковку текст, условные обо­значения и рисунки, содержащее данные, необходимые для идентификации товара в процессе его производ­ства, хранения, транспортировки и реализации.

Маркировка является непре­менным атрибутом любого товара. Современная мар­кировка позволяет эффек­тивно осуществлять иден­тификацию и учет товаров на стадиях их производства, транспортировки, хранения, сбыта и последующего ис­пользования. Применение современных технологий маркировки стало непре­менным условием успеха предприятия на рынке.

Нанесение маркировки на товар называется маркированием.

Маркировка служитдля предо­ставления комплекса необходи­мой информации о товаре.

Информация, содержащаяся в маркировке, может быть уни­кальной или дублировать инфор­мацию в товаросопроводительных документах.

Наши рекомендации