Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе

Преимущества крупной организации в освоении новой продукции и технологии:

¨ Значительные ресурсы;

¨ Проведение многоцелевых исследований;

¨ Возможность объединить различные подходы и попытки решения основной задачи;

¨ Слабая зависимость своих подразделений от успеха или неудачи отдельного нововведения;

¨ Большие преимущества на решающей самой капиталоемкой стадии.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, входящие в состав промышленных корпораций. Основная форма - до 80 % всех научных исследований и ОКР (по размеру финансовых средств на проведение) проводится в этой форме.

Методы формирования бюджета на НИКОР

- межфирменные сравнения

- постоянное соотношение к объему оборота. Прибыльные корпорации США тратят на НИКР до 5 % от объема оборота.

- планирование от базы - поддержание затрат на уровне предшествующего периода с определенной корректировкой.

Формы крупных промышленных корпораций.

Концерн

Концерн - форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Основные особенности концернов:

· достаточно жесткаяформа интеграции;

· концерн обычно является объединением производственного характера;

· входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

· централизация финансово-экономического управления, проведения научно-технической политики, ценообразования, использования производственных мощностей, кадровой политики;

· головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

· деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

· в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:

· Вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).

· Горизонтальный концерн — концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Пример

В Германии концерн Siemens — электротехническая промышленность.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

· концерн подчинения — концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

· концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.фирм.

Наши рекомендации