Фирма, как система контрактов.
Всё изложенное выше отвечает на вопрос: что такое фирма? Но оно не отвечает на другой фундаментальный вопрос: почему существуют фирмы, почему экономика не может обойтись без фирмы? Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие трансакционных издержек.
Трансакционные издержки (от лат.transactio - сделка) - это издержки на установление отношений между рыночными агентами. Они включают:
1) затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах и характеристиках товаров;
2) затраты на ведение переговоров и заключение контрактов;
3) затраты на контроль за соблюдением контрактов;
4) затраты на юридическую защиту контрактов.
Допустим, что экономика представляет собой сплошной однородный рынок и состоит только из индивидуальных агентов. При достаточно развитом разделении труда любое передвижение продукта по технологической цепочке означало бы переход от одного товаропроизводителя к другому, который сопровождался бы переговорами о цене, измерениями качества и количества передаваемого продукта и т.п. При этом из-за огромного числа микросделок трансакционные издержки были бы непомерно велики для экономики.
Эти издержки могут быть значительно сокращены при переходе к долгосрочным контрактам на специфические ресурсы с сохранением полной самостоятельности сторон. Однако вследствие ограниченных способностей человека предвидеть все возможные будущие события в большинстве долгосрочных контрактов невозможно оговорить все обязательства сторон при появлении новых обстоятельств в будущем. Это приводит к необходимости использования особой формы долгосрочных контрактов, состоящей в учреждении фирмы.
Принципиальная особенность фирмы как долгосрочного контракта состоит в следующем:
1) он объединяет в единую систему основные производственные факторы (труд, капитал, земля);
2) он является принципиально неполным, так как в нём оговариваются только наиболее важные «особые условия»;
3) для компенсации его неполноты на фирме вводится система авторитарной власти - менеджеры, которые наделяются правом принимать решения при наступлении не оговоренных в контракте событий;
4) все остальные работники фирмы в установленных пределах обязаны выполнять команды менеджеров.
Таким образом, фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Их смысл состоит в замене рыночного механизма системной административного управления, т.е. «невидимая рука» рынка в рамках фирмы заменяется «видимой рукой» административного управления. В пределах фирмы сокращаются издержки поиска, исчезает необходимость перезаключения контрактов и экономические отношения приобретают устойчивость. Но если фирмы так хороши, то возникает другой вопрос: почему экономика не может целиком строиться в виде единой гигантской фирмы? Ведь казалось бы, чем крупнее фирма, тем больше экономия на трансакционных издержках, которые достигают минимума, когда всю экономику сверху донизу пронизывает административное управление в рамках одной фирмы с полным устранением рынка. Однако такой вывод ошибочен, так при превышении определённого размера фирма теряет управляемость, подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов и надзора обходится всё дороже и затраты на административное управление стремительно растут.
В этом состоит ключ к решению вопроса об оптимальных размерах фирмы. Для его решения определяются суммарные издержки на трансакции и административное управление фирмой (рис. 2.4)
|
Рис. 2.4.
Здесь два крайних варианта организации экономики соответствуют «чистому рынку» и «чистому административному управлению», Сг - общие издержки на все трансакции, Су - общие затраты на административное управление, а CΣ= Сг + Су - суммарные затраты на трансакции и административное управление при наличии в экономике одновременно и того и другого. Как видно из рисунка, оба крайних варианта имеют непомерно большие для экономики издержки. В промежуточных состояниях экономики суммарные издержки CΣ уменьшаются. Точка минимума этих издержек определяет оптимальное сочетание рыночных трансакций и внутрифирменного административного управления, а следовательно, и оптимальные размеры фирмы. В этой точке предельные трансакционные издержки равны предельным издержкам на управление. Ранее было установлено, что оптимальные размеры фирмы определяются точкой минимума производственной себестоимости продукции, теперь выявлен факт зависимости оптимальных размеров фирмы также от величины управленческих издержек. С учётом обеих этих зависимостей можно констатировать, что оптимальные размеры фирмы достигаются тогда, когда полная себестоимость продукции, равная сумме производственной себестоимости и удельных управленческих издержек, достигает минимума.
Таким образом, всё изложенное показывает, что:
- во-первых, фирма объективно необходима в экономике, так как благодаря ей достигается минимальная себестоимость продукции;
- во-вторых, именно благодаря фирме появляется такое важное явление и вид деятельности как менеджмент;
- в-третьих, путём сосредоточения на фирме определённого объёма и видов производственной деятельности и определённого объёма управленческой деятельности фирма достигает оптимальных размеров и максимальной эффективности.
-
Среда деятельности фирмы.
Общее определение.
Фирма существует в условиях постоянного взаимодействия с различными системами и факторами, влияющими на направления, результаты и эффективность её деятельности и составляющими её маркетинговую среду.
Среда деятельности фирмы - это совокупность систем и факторов, прямо или косвенно воздействующих на фирму и/или подверженных её воздействию.
В целом среда деятельности фирмы делится на два принципиально различных по условиям контроля со стороны фирмы вида: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя среда фирмы.
Внутренняя среда фирмы - это часть общей среды, которая находится внутри фирмы, контролируется ею и образует потенциал её деятельности.
Эта среда включает пять видов элементов (рис. 2.5)
1. Персонал, который представляет собой ключевой фактор успешной деятельности фирмы и включает демографический и профессиональный состав, уровень квалификации, знания, умения и навыки работников, а также авторитет, известность и имидж ведущих менеджеров и специалистов.
2. Активы, т.е. любые виды средств и атрибутов фирмы, способные приносить ей доход. Они делятся на три вида:
- материальные активы, к которым относятся основные средства и материально-производственные запасы;
- нематериальные активы: патенты, лицензии, технология производства, ноу-хау, авторские права, программные продукты, торговая марка и деловая репутация фирмы (гудвилл);
- финансовые активы: ценные бумаги, дебиторская задолженность и денежные средства.
3. Структура, т.е. совокупность компонентов фирмы и связей между ними. При этом в зависимости от вида отражаемых связей различают:
- административно-хозяйственную структуру, которая отражает вертикальные связи административного подчинения, хозяйственного включения и финансовых взаимоотношений между подразделениями различных иерархических уровней фирмы;
- производственную структуру, отражающую совокупность горизонтальных предметно-технологических отношений между производственными подразделениями;
- структуру системы управления, которая отражает отношения линейных и штабных полномочий и коммуникаций менеджеров и звеньев различных уровней системы управления.
4. Системы, под которыми здесь понимаются официальные взаимосогласованные правила, процедуры и нормы, принятые на фирме при осуществлении определённых видов деятельности. Важнейшими такими системами являются:
- система планирования и бюджетирования;
- система бухгалтерского учёта;
- система оплаты и стимулирования труда;
- информационная система.
5. Культура (организационная, корпоративная) - это совокупность коллективно разделяемых работниками фирмы общих ценностей, убеждений, норм поведения и традиций. Она включает три важнейших элемента:
- набор общих ценностей, определяющих, что является важным, а что нет, и отражающих приоритеты фирмы. («мы ценим творческий подход в работе», «потребитель - король» и т. п.);
- нормы поведения, т.е. неформальные правила, влияющие на решения и действия всех работников формы и указывающие, что хорошо и допустимо, а что нет (этика поведения, кодекс чести, норма «клиент всегда прав», отношение к работе, ответственность на работе, качество работы, чистота рабочего места и т.п.);
- традиции, т.е. символы и ритуалы, создаваемые и почитаемые для сохранения и развития общих ценностей и норм (символика, герои и образцы для подражания, форма одежды, ритуалы приёма в коллектив новичка и проводов на пенсию, проведения юбилейных и наградных мероприятий, стиль общения и т.п.)
В целом элементы внутренней среды фирмы определяют производственную мощность фирмы, её способность производить высококачественную продукцию, уровень издержек и прибыли, сильные и слабые стороны, обеспечивая её производственно-коммерческий потенциал и конкурентоспособность. Они в большей мере, а некоторые из них даже полностью, подконтрольны фирме и могут быть изменены фирмой в желаемом для неё направлении при эффективном менеджменте и наличии необходимых для этого ресурсов.
Внешняя среда фирмы
Внешняя среда фирмы - это система и факторы, которые находятся вне фирмы, прямо или косвенно взаимодействуют с ней и слабо или вообще не подконтрольны ей. Она, в свою очередь, состоит из двух принципиально различных частей: микросреды и макросреды.
Микросреда фирмы.
Микросреда фирмы - это система и факторы, которые непосредственно воздействуют на фирму или подвержены её прямому воздействию. Она включает следующие основные элементы (рис. 2.5).
1. Потребители (покупатели) - это фирмы и физические лица или их группы, готовые приобретать товары и услуги данной фирмы. Они представляют собой важнейшую составляющую микросреды фирмы, так как их наличие и способность находить их определяет само существование фирмы и является условием её выживания и развития. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, оказывают огромное влияние на внутреннюю среду фирмы и результаты её деятельности.
2. Поставщики - это фирмы и физические лица, обеспечивающие данную фирму всеми видами ресурсов, необходимыми для осуществления её производственно-коммерческой деятельности. При этом в первую очередь речь идёт о поставщиках материальных ресурсов, используемых непосредственно для производства товаров и услуг. Однако важную роль играют также поставщики оборудования, энергии, финансовых и трудовых ресурсов, которые, с одной стороны, воздействуют на фирму, а с другой, - сами подвержены её воздействию в зависимости от того, является ли она при приобретении этих ресурсов моно -, олиго - или полипсонистом.
3. Конкуренты - это такие фирмы, которые соперничают с данной фирмой за получение предпочтения у покупателей при продаже своей продукции на рынке однотипных товаров. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какую продукцию и по какой цене может продать данная фирма. Действия конкурентов непосредственно влияют на рыночное поведение и выживаемость фирмы, пути и способы изменения ею своего потенциала.
4. Посредники - это фирмы или физические лица, помогающие данной фирме в продвижении, распространении и сбыте её товаров. Они обеспечивают, во-первых, физическое перемещение товаров от мест их производства к пунктам продажи или потребления, их накопление и предпродажную подготовку; во-вторых, кредитную поддержку сделок и страхование рисков порчи или пропажи товаров; в-третьих, собственно продажу; в-четвёртых, помощь в поиске покупателей, рекламе, стимулировании сбыта и послепродажном сервисе.
5. Контактные аудитории - это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на её результаты. Сюда относятся:
- аудиторские и консалтинговые фирмы;
- независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение;
- государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
- местные власти;
- общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества.
Все факторы микросреды непосредственно воздействуют на деятельность фирмы, однако сами в большей мере или полностью неподконтрольные фирме из-за активного воздействия на них других общественных факторов и непредсказуемых действий конкурентов. В то же время путём исследования и выявления их характеристик и тенденций изменения фирма может подстраиваться под них и в значительной мере воздействовать на них с помощью инструментов комплекса маркетинга.
Макросреда фирмы.
Макросреда фирмы - это системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на фирму через её микросреду и не подконтрольны ей. Она включает следующие важнейшие группы факторов (рис.2.5).
1. Политехнические (политико-правовые) факторы: внутренняя и внешняя экономическая политика государства; законодательство по хозяйственной деятельности фирм; политехническая стабильность и расстановка политических сил и общественных движений.
2. Экономические факторы: темпы экономического развития, инфляция, безработица, распределение доходов в обществе, покупная способность населения.
3. Социальные факторы, которые делятся на две группы :
- социально-демографические - численность, плотность размещения и половозвратная структура населения и тенденции изменения этих характеристик; миграция и изменение соотношения городского и сельского населения; изменения в численности и структуре семьи, в количестве браков и разводов;
- социокультурные - система принятых в обществе установок, жизненных ценностей и традиций; социальные классы и их характеристики; культура и субкультуры, формируемые на национальной, расовой, религиозной и региональной основе.
4. Технологические факторы: уровень и темпы научно-технического прогресса; уровень государственной поддержки и финансирования науки и научных исследований; степень внедрения новшеств в товары, средства производства и технологии; наукоёмкость продукции и технологических процессов различных отраслей.
5. Природные факторы: состояние и перспективы использования природных ресурсов; степень государственной регламентации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; экологические нормативы и уровень развития системы экологического мониторинга.
Факторы макросреды в большинстве случаев не имеют специфического по отношению к отдельно взятой фирме характера и не воздействуют впрямую на фирму. Они непосредственно воздействуют на факторы микросреды и только через них косвенно влияют на стратегическое положение фирмы. Кроме того, из-за масштабности этих факторов фирма практически не может воздействовать на них и вынуждена принимать их как данность, приспосабливая к ним свою деятельность.
Важной характеристикой микросреды является также наличие существенных взаимосвязей между её факторами, так что изменение одного из них приводит к изменению других. Так, изменение социальных условий приводит к новым политическим решениям, которые, в свою очередь вызывают изменение экономических условий деятельности фирмы. Это требует проводить их анализ не по отдельности, а системно, в комплексе.
Наибольшее влияние на деятельность фирм оказывают четыре вида факторов макросреды: политико-правовые (П), экономические (Э), социальные (С) и технологические (Т), которые объединяются в группу ПЭСТ -факторов и по отношению к которым проводят комплексный ПЭСТ- анализ.