Определение кривой спроса на продукт несовершенного конкурента
Содержание
1. Цель и задачи проекта. 5
2. Структура и содержание проекта. 5
3. Методика выполнения работы.. 8
3.1. Определение кривой спроса на продукт несовершенного конкурента. 8
3.1.1. Метод рыночного эксперимента. 11
3.1.2. Метод опроса. 15
3.1.3. Статистические методы.. 17
3.1.4. Косвенные методы определения кривой спроса для учебных целей. 25
3.2. Определение общего и предельного доходов. 29
3.3. Определение объема производства, предельной и средней производительности труда рабочих в краткосрочном периоде. 30
3.4. Определение общего дохода и предельной производительности труда рабочих в денежном выражении. 34
3.5. Определение постоянных и переменных издержек производства в базисном периоде 35
3.6. Определение издержек при изменении объема производства в краткосрочном периоде. 38
3.7. Определение издержек производства при вмешательстве. 40
государства в рыночное равновесие. 40
3.8.Определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия. 44
4. Порядок выполнения и защиты курсового проекта. 48
5. Перечень исходных материалов и показателей для выполнения курсового проекта 48
6. Правила оформления курсового проекта. 51
6.1. Общие требования. 51
6.2. Нумерация. 52
6.3. Изложение текста курсового проекта. 53
6.4. Иллюстрации. 54
6.5. Таблицы.. 54
6.6. Формулы.. 56
6.7. Ссылки. 57
6.8. Оглавление. 57
6.9. Библиографический список. 57
6.10. Приложения. 58
7. Библиографический список. 59
Цель и задачи проекта
Целью курсового проекта является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия в краткосрочном периоде. Практическое уяснение сущности и взаимозависимости категорий: спрос и предложение, закон убывающей предельной производительности, чистая и несовершенная конкуренция, валовой и предельный доходы, постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки, предельный продукт в денежном выражении, предельная и общая прибыль, максимизация прибыли.
Задачей курсового проекта является определение точек закрытия, критического и оптимального объема производства, цены и максимальной прибыли предприятия путем расчета:
предельной и средней производительности труда;
общих, постоянных и переменных издержек производства;
средних общих, средних переменных, средних постоянных и предельных издержек:
кривой спроса, общего и предельного доходов;
общей и предельной прибыли предприятия.
2. Структура и содержание проекта
Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки с рисунками, таблицами и приложениями.
На титульном листе указываются название учебного заведения, факультета, специальности, наименование дисциплины, тема курсового проекта, фамилия, имя и отчество студента, номер группы, фамилия, инициалы, ученое звание и ученая степень (если есть) руководителя курсового проекта. Курсовой проект выполняется на примере конкретного предприятия, где студент работает, проходил или проходит производственную практику. Он состоит из следующих семичастей:
1)введение;
2)теоретическая часть;
3)практическая часть (определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия);
4)выводы и рекомендации,
5)заключение,
6)библиографический список,
7)приложение.
Во введении к курсовому проекту указываются:
1) -объект исследования курсового проекта (предприятие);
-продукт, который анализируется в проекте;
-подразделение, производящее выбранный продукт;
2) определяется актуализация максимизации прибыли для предприятия в современных экономических условиях;
3) определяется круг целей и задач, выполняемых в курсовом проекте, а также методология исследований.
В разделе «Теоретическая часть»даетсяобщая характеристика предприятия, а именно: наименование, место расположения, возможна краткая история создания, организационно-правовая форма деятельности, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, численность работающих, производственная мощность предприятия, сменность работы, годовой и месячный объемы производства в натуральном и денежном измерении,цена и себестоимость продукции, прибыль предприятия, производительность труда.
Если предприятие производит несколько видов продукции, то во введении указывается тот вид продукции, для которого будет определяться оптимальный объем производства. В соответствии с выбранным видом продукции дается подробная характеристика современной рыночной ситуации:
-является ли данный вид продукции уникальным, идентичным или дифференцированным продуктом;
-какое рыночное положение занимает производитель (монопольное или конкурирует с другими производителями), какова модель конкуренции;
-какое количество конкурирующих предприятий на рынке и доля рыночного производства каждого из них;
-какова степень насыщения рынка данным продуктом;
-чем конкретно отличается продукция данного предприятия от продукции конкурентов;
-каковы цели и стратегия предприятия.
В данном разделе должна быть сделана общая оценка работы предприятия и дано обоснование о необходимости оптимизации показателей его работы.
Организационно студент должен дать характеристику предприятия, подразделения и продукта, ранжируя её по плану:
1) Внутренняя среда предприятия
-миссия,
-цели,
-задачи,
-технология,
-кадры,
-организационная структура.
2) Внешняя среда предприятия
-рынки,
-конкуренты,
-поставщики,
-потребители,
-контактные аудитории,
-политическая и экономическая обстановка в стране, экономическая политика государства,
-обстановка в регионе, отношение местных властей к предприятию.
В разделе «Практическая часть» (Определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия)должны быть изложены: методы определения максимальной прибыли предприятия путем сопоставления общего дохода с общими издержками и предельного дохода с предельными издержками; предельной производительности переменного ресурса труда; постоянных и переменных издержек производства.
Для определения максимизирующего прибыль положения предприятия студент должен установить:
1) производственную мощность предприятия;
2) модель рынка;
3) кривую рыночного спроса на продукцию предприятия;
4) отраслевое положение предприятия;
5) валовой и предельный доходы;
6) предельную и среднюю производительность труда переменных рабочих;
7) валовой доход и предельную производительность труда в денежном выражении;
8) постоянные, переменные и общие издержки в базисном периоде;
9) средние общие, средние переменные, средние постоянные и предельные издержки производства;
10) объем производства, цену и прибыль в точке, где разница между общим доходом и общими издержками является максимальной и предельный доход равен предельным издержкам, а также точки закрытия предприятия и критического объема производства.
Таким образом, данный раздел имеет шесть глав:
-определение спроса на продукт (с построением двух кривых спроса: на продукт конкретного анализируемого предприятия и по отрасли);
-определение валового и предельного доходов,
-определение общей, средней и предельной производительности труда,
-определение предельного продукта труда в денежном выражении,
-определение издержек в краткосрочном периоде,
-определение оптимального объема производства и цены реализации продукта, максимизирующих прибыль.
Каждый этап работы сопровождается пояснениями, анализом полученных результатов, графиками.
В разделе «Выводы и рекомендации» делаются общие выводы о работе предприятия, дается сравнительный анализ полученных результатов по объему производства и цене, максимизирующих прибыль предприятия, с фактическими показателями работы предприятия в базисном периоде, и предлагаются меры, которые необходимо предприятию выполнить по реализации полученных результатов.
В заключении дается краткая характеристика проделанной работы, оценивается достижение цели и решение поставленных в курсовом проекте задач, а также обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций, конкретные недостатки, допущенные при выполнении проекта, которые искажают расчеты и делают выводы недостаточно обоснованными. Чтобы предприятие всегда проводило такие оптимизационные расчеты, а результаты их были достоверными, студенту необходимо дать перечень мер по ликвидации этих недостатков.
После заключения приводится библиографический список использованной литературы и иных источников в алфавитном порядке либо по порядку их использования в проекте.
В приложении студент должен предоставить «Перечень исходных материалов и показателей для выполнения курсового проекта» за какой-либо краткосрочный период (месяц, квартал, полугодие или год) по предприятию, в котором обязательным приложением является Калькуляция затрат по анализируемому продукту.
Методика выполнения работы
Метод опроса
С помощью опроса можно узнать, как потребители могли бы "отреагировать на изменение цены товара. Для его проведения необходимо определить, кто будет объектом опроса. Это зависит от характера анализируемого продукта. Если он является потребительским товаром и услугой, то опрос должен охватывать как существующих потребителей, так и потенциальных, которым товар или услуга по существующей цене недоступен, но при снижении цены он может стать его покупателем, способствуя тем самым увеличению объема продаж.
При этом необходимо знать, что не все потребители одинаково воспринимают цену при покупке товара. В зарубежных исследованиях отмечается, что определенная часть покупателей основной упор делает не на цену, а на другие показатели продукта: образ, обслуживание, отношение фирмы и т.д. И только экономные покупатели прежде всего проявляют чувствительность к ценам. В нашей стране, где большая часть населения живет на уровне доходов ниже или близких к прожиточному минимуму, экономной вынуждена быть подавляющая часть населения.
Потребителями товаров и услуг производственного назначения являются организации.Их особенность такова, что количество организаций значительно меньше, чем покупателей потребительских товаров и услуг, ноих спрос является производным от спроса на потребительские товары. Решения о покупке они чаще всего принимают коллективно, а для крупного оборудования - только на уровне первых руководителей.
Эти процедуры требуют от потребителей специальных расчетов, экспертных оценок, обмена мнений, а значит и много времени для решений. Понижение цены на такую продукций снизит издержки производства у организаций. Они могут получать больше прибыли. Но для существующих организаций такая мера может ничего не дать, так как организация уже не сможет заменить приобретенное ранее аналогичное оборудование по более дорогой цене. Следовательно, для таких случаев объектами анализа могут быть только вновь создаваемые организации, которым оборудование с более низкими ценами делает инвестиции более выгодными.
До проведения опросов необходимо установить их количество или размер выборки. В принципе, чем она больше, тем точнее и тем больше требует затрат. Существуют методы для оценки размера выборки в зависимости от точности и затрат, однако их описание выходит за рамки данной работы. В ходе опроса происходит систематический сбор информации от опрашиваемых лиц посредством контактов с ними лично, по телефону или по почте.
Личный опрос проводится один на один, он гибок, ориентирован на получение пространных ответов и снижает неопределенность. Но он дорог, могут быть отклонения в результате пристрастия интервьюера, который может подсказывать свои мнения или создавать определенную обстановку во время опроса.
Опрос по телефону занимает меньше времени и недорог. Однако не у всех потребителей есть телефоны, илиих номера не указаны в справочнике. Опрос по почте может обеспечить выход на разработанную совокупность потребителей, у него нет недостатков, связанных с личностью интервьюера. Он более дешев. У потребителя есть время для обсуждения и анализа своих условий, которые возникают в связи с возможными изменениями цены поставляемой продукции. Он более применим для товаров и услуг производственного назначения. Письменный запрос, адресованный непосредственно руководителю организации поручается для исполнения соответствующим специалистам этой организации и, как правило, выполняется в установленные сроки. Недостатками опросного метода являются трудности в получении представительной выборки и отсутствие уверенности в том, что действительные результаты могут совпадать с ответами на вопросы. Если речь идет о размерах приобретения продукции по более высокой цене, то результаты приобретения могут быть потребителем заниженными. В этом проявляется отрицательное отношение любого потребителя к более высокой цене. И, наоборот, если речь идет о более низкой цене, то объем потребления может быть завышен против реальных значений. Потребитель сознательно может приукрашивать состояние дел, чтобы подтолкнуть производителя продавать продукцию по более дешевой цене.
Статистические методы
Статистические методы широко применяются для выявления связей между различными показателями, факторами, признаками и для оценки тесноты связи между ними по результатам наблюдений, специально поставленных опытов, по отчетным и вообще по любым статистическим данным.
Наиболее отработанным статистическим методом изучения зависимостей является корреляционный или регрессионный анализ. Часто эти методы объединяют и называют корреляционным анализом. Сравнение определения регрессии с определением корреляции показывает, что это, в сущности, одно и то же. Однако, если задачей корреляционного анализа является получение и исследование числовых характеристик зависимости и прежде всего линейных коэффициентов корреляции, то задачей регрессионного анализа является получение и исследование функций, описывающих эту зависимость.
Регрессионный анализ - это статистический прием для оценки взаимосвязей между одним фактором, так называемой зависимой переменной, и одним или несколькими независимыми переменными в форме уравнения. Кроме того. при помощи анализа можно оценить степень взаимосвязи между зависимой переменной и каждойиз независимых переменных (или любой комбинации их). Степень, взаимосвязи между одной переменной и одной или более другими переменными оценивается показателями степени тесноты корреляционной связи.
При практическом проведении регрессивного анализа по наблюдениям объема продаж и факторов, оказывающих на него, влияние может быть получена не истинная величина их взаимосвязи, а лишь ее оценка. Эта оценка будет тем точнее и надежнее, чем больше у аналитика будет объем выборки - число полученных значений каждого из факторов и объема продаж. При этом, чем больше факторов учитывается, тем больше должен быть объем выборки. Минимально допустимый объем выборки, при котором оценка взаимосвязи может быть использована для практических выводов, определяется уравнением Пm1n = (6÷8) . N, где N - число учитываемых факторов.
Различают простой и множественный регрессионные анализы. Простой или парный регрессионный анализ предусматривает, что только одна независимая переменная включена в уравнение регрессии. Такой анализ состоит из трех этапов:
1) разработка регрессионной модели, отражающей общее содержание изучаемой взаимосвязи:
2) приложение модели к данному набору данных:
3) оценка результатов.
Регрессионная модель - это уравнение (или система уравнений), показывающее, какие факторы, по мнению аналитика, должны быть вовлечены во взаимосвязь, которая подвергается анализу. Оно также дает представление о форме связи или вида кривой (прямая, гипербола, парабола или любая другая аналитическая зависимость).
При определении формы уравнения регрессии представляется весьма полезным построение графика или диаграммы разброса значений переменных. График позволяет еще раз убедиться, что с увеличением цены объем продаж действительно имеет тенденцию к снижению. В большинстве случаев диаграмма может не давать ясного представления о форме взаимосвязи. В этом случае выбор необходимого вида уравнения регрессии зависит от значения проблемы, рассуждении и везения;
Большинство аналитиков в качестве основы регрессионного анализа используют простое линейное уравнение, которое можно представить следующим образом:
Q = a – б . Ц, (1)
где Q - объем продаж, ед;
Ц - изменяющаяся рыночная цена продукта, руб/ед;
а - постоянная величина;
б - коэффициент регрессии, показывающий, на сколько единиц изменится среднее значение объема продаж фирмы Q при изменении цены на один рубль.
Поскольку уравнение линейной связи между ценой и объемом продаж носит обратный характер, то коэффициент бимеет отрицательное значение.
Линейные уравнения используются в регрессионном анализе по двум причинам. Во-первых, расчеты, необходимые для приложения модели к данному набору данных, в случае линейного уравнения намного упрощаются, равно как и в случае применения уравнений, легко трансформируемых в линейные. Во-вторых, линейные уравнения концептуально представляют собой простейший тип зависимости между переменными. Однако в практике управления вторым положением необходимо руководствоваться с большой осторожностью.
Приложение модели к имеющимся данным. Обычно данные представляют собой "исторические" сведения, т.е. цифры, показывающие значение каждого из факторов в каждом из предшествующих периодов времени или географических районов.
Цели приложения:
1. Получение оценок коэффициентов уравнения регрессии (а и б в нашем примере).
2. Определение степени соответствия модели действительным изменениям результативного фактора.
Оценку коэффициентов уравнения можно проводить различными способами, но наиболее универсальным является метод наименьших квадратов (МНК). Оценки по МНК - это те величины, которые минимизируют сумму квадратов отклонений действительных наблюдаемых значений факторов от их значений, полученных из уравнения регрессии. Например, в случае анализа объема продаж как функции от различия в цене имеется серия оценок действительного объема продаж по месяцам и данные, полученные с помощью уравнения регрессии.
Оценка по МНК в данном случае имеет вид:
S(Qt - Qt’ )2 ® min, (2)
где Qt и Qt’ - объем продаж фактический в период времени t и объем продаж, рассчитанный по уравнению регрессии для этого периода.
Модель ИНК позволяет минимизировать дисперсию оценоки,следовательно, минимизировать степень неопределенности, связанную с оценками.
Дисперсия фактических значений объема продаж от вычисленных по уравнению (б2) определяется по формуле:
N
б2 = 1 / N S (Qi - Q i’ )2, (3)
i = 1
где N - количество значений;
Qi и Qi’ - фактическое значение объема продаж (зависимой переменной) и значение, вычисленное по уравнению регрессии.
Расчет коэффициентов регрессии, удовлетворяющих критерию МНК, производится при помощи компьютера по специальным программам.
Оценка результатов. На "выходе" простого регрессионного анализа могут быть получены следующие результаты:
1. Оценки коэффициентов уравнения регрессии.
2. Стандартные ошибки коэффициентов.
3. Коэффициент корреляции и коэффициент детерминации, показывающие степень, с которой факторы, включенные в уравнение регрессии, объясняют вариацию результативного признака.
4. Стандартные ошибки (стандартное отклонение) оценок независимых переменных, полученных при помощи уравнения регрессии.
Применительно к анализу объема продаж как функции от различия в цене, результаты могут толковаться следующим образом:
1. Свободный член а представляет собой наилучшую оценку объема продаж при условии, что не существует никаких различий между ценой фирмы и ценой конкурентов. Однако такое "толкование не всегда возможно, так как результат может представлять собой лишь оценку влияния факторов, не включенных в анализ.
2. Коэффициент б представляет собой коэффициент чувствительности цен и отражает ожидаемое изменение объема продаж при изменении цены.
3. Коэффициент детерминации (г2) - это мера степени вариации в объеме продаж, которая объясняется вариацией в различии цен.
Дисперсия результативного фактора (общая дисперсия) - максимум, который можно объяснить влиянием независимых факторов. Если бы можно было изучить влияние всех независимых факторов, то значение результативного фактора можно было бы вычислить абсолютно точно. Однако в большинстве случаев регрессионный анализ объясняет только часть общей дисперсии. Таким образом,
Общая Дисперсия, объяс- Необъясняемая
дисперсия = няемая регрессион- + дисперсия
ным анализом
Коэффициент детерминации (г2) - это отношение объясняемой дисперсии к общей. Чем ближе оно по своему значению к 1, тем в большей степени уравнение регрессии объясняет изучаемый фактор.
Высокий уровень г2 не доказывает, что уравнение регрессии верно, и наоборот, низкий уровень не говорит о том, что взаимосвязи между факторами не существует. Это может быть лишь результатом неправильно составленного уравнения регрессии.
Таким образом, коэффициент детерминации свидетельствует, некоторым образом, о степени взаимосвязи между двумя факторами. В нашем примере значение г2 показывает процент вариации объема продаж, объясняемый фактором различия цен. Если он незначителен, можно предположить, что другие факторы влияют на изменение доли рынка в большей степени.
В этом случае простая модель, основанная на одной независимой переменной, является недостаточной и должен быть проведен более расширенный анализ.
Модели множественного регрессионного анализа. Как уже указывалось, на объем продаж, кроме цены, влияют неценовые факторы. Поэтому в большинстве случаев необходимо пользоваться моделью множественного регрессионного анализа (МРА).
Концепция и методы, используемые в МРА практически те же, что и в простом регрессионном анализе, но с некоторыми модификациями и дополнениями, связанными с изучением нескольких факторов одновременно.
Составление модели МРА связано с дополнительными трудностями. Прежде всего, не представляется возможным исследовать взаимосвязи между, например, пятью факторами при помощи диаграммы разброса. Конечно же, диаграмму можно использовать для отражения взаимосвязи между результативным фактором и каждым из независимых факторов по очереди. Но это будет не совсем верно, поскольку независимые переменные зачастую влияют друг на друга так же как и на результативный фактор. Следовательно, модель множественной регрессии должна отражать общие воздействия двух или более независимых переменных.
Допустим, в нашем примере существует предположение, что кроме разницы цен на величину объема продаж влияют также затраты на рекламу, доход потребителя, цена продукта у конкурентов.
В результате уравнение МРА примет вид:
Q = K . Цфа .Цкб .ЗРфс .ДПd , (4)
где Q - объем продаж;
К – константа;
Цф - цена продукции фирмы;
Цк - средняя цена конкурентов;
ЗРф, - затраты фирмы на рекламу;
ДП - доход потребителя;
а,б,с,d - коэффициенты, которые необходимо рассчитать.
Уравнение показательной функции, используемое для решения данной проблемы, является хорошим примером нелинейного уравнения, которое для упрощения вычисления может быть трансформировано в линейную форму:
Log(Q) = Log(К) + а . Log(Цф) + б . Log(Цк) + с . Log(ЗРф,)+ d . Log(ДП). (5)
Оценка результатов МРА. На выходе МРА могут быть получены следующие результаты:
1. Значения коэффициентов регрессии для каждой независимой переменной.
2. Стандартная ошибка каждого из этих коэффициентов.
3. Множественный коэффициент детерминации (R2), который отражает степень совместного влияния всех факторов на вариацию результативного фактора.
4. Ряд коэффициентов частной детерминации (г2), которые отражают степень взаимосвязи между результативным фактором и данным независимым фактором.
Толкование результатов происходит тем же образом, что и в простом (парном) регрессионном анализе.
Принципиальная трудность заключается в толковании относительной важности некоторых независимых факторов.
Коэффициенты регрессии. Коэффициент при каждой переменной отражает процентные изменения в объеме продаж, которые можно ожидать при изменении независимой переменной на 1%, при условии, что в остальных независимых переменных изменения не происходят. Стандартные ошибки коэффициентов регрессии можно использовать для определения их доверительных интервалов.
Множественные коэффициенты детерминации. R2 изменяется от О до 1. Чем больше значение R2, тем большая часть общей вариации объема продаж объясняется факторами, включенными в данную модель. В нашем примере, если R2 равно, например, 0,92, то это свидетельствует о том, что факторы, включенные в уравнение, действительно являются основными факторами, влияющими на объем продаж. Однако может случиться так, что факторы, включенные в модель, будут лишь отражать влияние других, более глубинных факторов. Например, количество потребителей может на самом деле быть более важным фактором, чем сама величина доходов.
Сравнение независимых факторов. Зачастую одной из целей МРА является определение относительной важности различных независимых факторов.
Однако нельзя говорить, например, что величина дохода в два раза важнее, чем затраты на рекламу, если rдп2 – 2rзп2. Прямые сравнения подобного рода недопустимы по двум причинам:
значение коэффициента регрессии зависит от единиц, в которых выражен фактор. Если затраты на рекламу выражены в тысячах рублей, тогда мыможем произвольно увеличить коэффициент путем замены единиц измерения на десятки тысяч, сотни тысяч и т. д.;
независимые факторы связаны не только с результативным, но и в некоторой степени между собой. Следовательно, даже если единицы измерения сопоставимы, коэффициент при данном факторе не является "чистой" мерой воздействия на объем продаж. Существуют методы определения "чистого" влияния каждого независимого фактора на объем продаж, принимающий во внимание и прямые, и косвенные воздействия. Одним из таких методов является расчет коэффициентов частной корреляции, которые показывают, в какой степени каждый из факторов влияет на величину объема продаж с учетом их взаимодействия с другими факторными признаками. Однако необходимо иметь в виду, что Sri ¹ R.
3.1.4. Косвенные методы определения кривой спроса для учебных целей
Из-за трудностей осуществления экономического эксперимента и отсутствия необходимой информации может оказаться, что возможности использования описанных выше методов выявления кривой спроса для целей курсового проекта могут быть ограничены. Такая оценка реальных условий должна быть осуществлена студентом совместно с работниками предприятия. И если таких возможностей не оказалось, то по согласованию с руководителем работы он может определить кривую спроса на продукцию с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса (ЦЭС),который может быть заимствован из опубликованных источников в отечественной и зарубежной литературе. Например, в работе [1, т.2, с 19] приводятся данные по ЦЭС, показанные в табл. 3 (в долях единицы).
Таблица 3
Ценовая эластичность спроса [1, т.2, с. 19]
Товары и услуги | Эластичность | Товары и услуги | Эластичность |
Хлеб | 0.15 | Медицинское обслуживание | 0.31 |
Говядина | 0.64 | Табачные изделия | 0.46 |
Баранина | 2.65 | Автомобильные покрышки | 0.86 |
Яйца | 0.32 | Газеты и журналы | 0.42 |
Ресторанные блюда Электроприборы (в домашнем хозяйстве) | 2.27 0.13 | Одежда и обувь Билеты в кино | 0.20 0.87 |
В этом же источнике указывается, что на большинство сельскохозяйственных продуктов коэффициент ценовой эластичности составляет 0.2 ÷ 0.25.
Значения ЦЭС, заимствованные из других работ, показаны в табл. 4 и 5.
Таблица 4
Ценовая эластичность спроса [4, т.1, с. 146]
Товары (услуги) | Краткосрочный период | Долгосрочный период |
Канцелярские принадлежности Драгоценности и часы | 0.47 0.41 | 0,56 0,67 |
Шины и камеры | 0.86 | 1.19 |
Бензин | 0,4 | 1.5 |
Жилье | 0.3 | 1.88 |
Потребление электроэнергии в домашнем хозяйстве | 0.13 | 1,89 |
Табачная продукция | 0.46 | 1,89 |
Потребление природного газа в быту | 1.4 | 2.1 |
Автомобили и запчасти | 1,87 | 2.24 |
Фарфор, стеклянная и прочая посуда | 1.54 | 2.25 |
Туалетные принадлежности | 0.20 | 3.04 |
Междугородные ж/д перевозки | 1.4 | 3.19 |
Кино | 0,87 | 3,67 |
Ремонт телерадиоаппаратуры | 0.47 | 3.84 |
Говядина | 0.64 | - |
Таблица 5
Ценовая эластичность спроса [6, с. 81]
Товары (услуги) | Ценовая эластичность спроса |
1. Томаты 2. Зеленый горошек 3. Услуги такси 4. Мебель 5. Медицинская страховка 6. Автобусные перевозки | 4.6 2,8 1.2 1.0 0.31 0.20 |
Зная цену продукта, объем продаж и как определяется ЦЭС, можно рассчитать показатели кривой спроса. Коэффициент ЦЭС, определяется по формуле:
Q2 – Q1 Ц2 + Ц1 Q2 – Q1 Ц2 + Ц1
Ес = ---------- . ------------ или = --------- . --------- (6)
Q2 + Q1 Ц1 – Ц2 Ц1 – Ц2 Q2 + Q1
где Q1 и Q2- объем продаж на рынке данного товара при ценах Ц1 и Ц2, соответствующих данному объему спроса.
Допустим, если предприятие при цене продукции Ц1 = 100 руб. реализует Q1= 30 ед. продукции и известен коэффициент ценовой эластичности, равный 0.2, то значение Ц2 для объема в 35 единиц составит:
35 – 30 Ц2 + 100
Ес = ---------- . ------------ = 0,2, откуда Ц2 = 44.2 руб.
35 + 30 100 – Ц2
Но при этом необходимо предостеречь, что использование коэффициентов ЦЭС из данных зарубежной практики допустимо только в учебных целях.
Если студент не смог воспользоваться ни одним из вышеуказанных способов определения кривой спроса, можно, по согласованию с руководителем курсового проекта, принять гипотетическую кривую спроса на продукцию несовершенного конкурента или считать ее совершенно эластичной в зависимости от модели рынка.
Кривую спроса необходимо установить в расчете как на объем выработки товарного продукта в течение всего краткосрочного периода, так и на ежедневный объем продажи. Результаты полученных значений по одному из описанных методов необходимо свести в таблицу и показать графически, описать принятую методику определения кривой спроса.
При определении гипотетической кривой спроса при наличии данных по рентабельности (плановым накоплениям) можно воспользоваться следующим способом:
Цена = полная с/стоимость + рентабельность (%) + НДС (%) (7)
При этом цены (минимальная, фактическая и максимальная), отличные друг от друга уровнем рентабельности, обязательно увязываются с объемами продаж и учитывают степень ценовой дискриминации, используемой предприятием. За фактический объем продаж можно принять объем товарного продукта, указанного в калькуляции. Однако, если предприятие работает с данным продуктом на разных рынках, то целесообразнее установить пропорции продаж на каждом из этих рынков и анализировать в курсовой работе уже конкретный объем, отвечающий действительности.
При определении максимально возможного объема продаж студент может использовать фактический объем с добавлением процента резерва производственной мощности, учитывая при этом емкость и степень насыщенности продуктом рынка.
При определении минимально возможного объема можно воспользоваться принципом целесообразности производства, отражающим то минимальное количество продукта, которое учитывает как технологические возможности изготовления и возможности отгрузки производителем, так и спрос на рынке.
Нумерация
Страницы проекта нумеруют арабскими цифрами. Номер проставляется в правом верхнем углу. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего курсового проекта и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. Например: «1.3» (третий подраздел первого раздела).
Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах курсового проекта, включаются в общую нумерацию страниц. Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.
Номер иллюстрации (за исключением таблиц) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: «Рис.1.2.» (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации помещается ниже поясняющей надписи. Если в проекте приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.
Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы. Например: «Таблица 1.2.» (вторая таблица первого раздела). Если в проекте одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над верхней частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в проекте несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1.2».
Формулы в проекте (если их больше одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Например: (3.1) (первая формула третьего раздела).
Примечание: ГОСТом разрешена также сквознаянумерация, т.е. в рамках не раздела, а всей учебной работы.
Иллюстрации