Классификация парфюмерных средств
Парфюмерные товары традиционно бывают жидкими — духи, туалетные воды, одеколоны, душистые воды, к ним могут быть отнесены также и парфюмерные лосьоны. Духи могут быть также в виде твердых помад и в порошкообразном виде (саше). Парфюмерные изделия выпускаются как в виде единичных изделий, так и в виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования. К парфюмерии относят также средства для ароматизации помещений (аэрозоли, ароматические свечи и масла и т.п.). Наиболее распространенными являются парфюмерные жидкости.
Состав парфюмерных жидкостей. Парфюмерные жидкости — это спиртовые, спирто-водные или водно-спиртовые растворы душистых веществ — парфюмерных композиций сложного состава. Духи и туалетные воды применяют как ароматизирующие средства, а одеколоны и душистые воды применяют чаще всего как гигиенические и освежающие средства.
Технология изготовления парфюмерных жидкостей является достаточно простой, наиболее сложным является процесс создания, аромата и составления парфюмерной композиции. Во всех случаях композиция духов составляет тайну фирмы-изготовителя.
Душистые вещества, вспомогательные вещества, входящие в рецептуру данной композиции, взвешивают в закрытых емкостях.
Часть веществ растворяется в спирте, часть веществ готовится в виде настоев в дистиллированной воде. Для приготовления парфюмерных жидкостей используют только этиловый спирт высшей степени очистки. Все компоненты композиции перемешивают и выстаивают в баках из нержавеющей стали или эмалированных, обычно объемом от 100 л до 50 тыс.л. Процесс выстаивания и «созревания» запаха длится от нескольких дней до 25-30 дней. При выстаивании и отстаивании парфюмерной композиции происходит физико-химический процесс взаимодействия компонентов со спиртом и между собой. Вещества грубо-дисперсные или коллоидные частицы оседают на дно, и жидкость осветляется. По завершении процесса жидкость фильтруют, разливают по флаконам, укупоривают, этикетируют и упаковывают в футляры.
Следует заметить, что сухие духи «саше», используемые обычно для ароматизации белья, одежды готовят в той же композиции, но вместо спирта и воды применяют волокна крахмала и тальк, в качестве порошка-носителя используют целлюлозу, лепестки розы или измельченный в порошок корень ириса или фиалки. Используемый ранее для этой цели асбест в настоящее время запрещен. Сухие духи выпускают в виде шелковых мешочков или в пакетиках. Концентрированные твердые духи представляют собой смесь жировых и воско-подобных веществ, в которые введена парфюмерная композиция. Концентрированные твердые духи в виде помады-карандаша имеют более высокую стойкость запаха, чем жидкие спиртовые духи, однако в настоящее время они практически не выпускаются.
Технология изготовления парфюмерных жидкостей является достаточно простой, наиболее сложным является процесс создания, аромата и составления парфюмерной композиции. Во всех случаях композиция духов составляет тайну фирмы-изготовителя.
Душистые вещества, вспомогательные вещества, входящие в рецептуру данной композиции, взвешивают в закрытых емкостях.
Часть веществ растворяется в спирте, часть веществ готовится в виде настоев в дистиллированной воде. Для приготовления парфюмерных жидкостей используют только этиловый спирт высшей степени очистки. Все компоненты композиции перемешивают и выстаивают в баках из нержавеющей стали или эмалированных, обычно объемом от 100 л до 50 тыс.л. Процесс выстаивания и «созревания» запаха длится от нескольких дней до 25-30 дней. При выстаивании и отстаивании парфюмерной композиции происходит физико-химический процесс взаимодействия компонентов со спиртом и между собой. Вещества грубодисперсные или коллоидные частицы оседают на дно, и жидкость осветляется. По завершении процесса жидкость фильтруют, разливают по флаконам, укупоривают, этикетируют и упаковывают в футляры.
Следует заметить, что сухие духи «саше», используемые обычно для ароматизации белья, одежды готовят в той же композиции, но вместо спирта и воды применяют волокна крахмала и тальк, в качестве порошка-носителя используют целлюлозу, лепестки розы или измельченный в порошок корень ириса или фиалки. Сухие духи выпускают в виде шелковых мешочков или в пакетиках. Концентрированные твердые духи представляют собой смесь жировых и воскоподобных веществ, в которые введена парфюмерная композиция. Концентрированные твердые духи в виде помады-карандаша имеют более высокую стойкость запаха, чем жидкие спиртовые духи, однако в настоящее время они практически не выпускаются.
Характеристика ассортимента парфюмерных жидкостей. Согласно ГОСТ 17237—93 парфюмерные жидкости подразделяются на духи «экстра», духи, туалетные воды, одеколоны «экстра», одеколоны и душистые воды. Деление духов и одеколонов на группы А, Б, В не производится.
Для всех жидких изделий рассматриваются органолептические и физико-химические показатели: внешний вид, цвет и запах, прозрачность, стойкость запаха, крепость и сумма массовых долей душистых веществ. Градация нормативов зависит от вида изделия.
Все парфюмерные жидкости должны быть прозрачными, допускается наличие единичных волокон. Для парфюмерных жидкостей, кроме духов «экстра», в состав которых входят импортные композиции, допускается легкая опалесценция (при просмотре изделия в проходящем свете).
Цвет и запах - свойственные продукции данного наименования (по эталону-образцу). Необходимо заметить, что парфюмерные жидкости содержат красители для придания оттенка или цвета, соответствующего наименованию и замыслу изделия. Красители не должны оставлять следы на одежде. Иногда парфюмерная жидкость не содержат красителя, а оттенок ей придает цвет флакона.
Прозрачность парфюмерных жидкостей должна сохраняться при понижении температуры. Так, Духи «экстра», туалетные воды и одеколон «экстра» не должны мутнеть при охлаждении до температуры +3 °С. Духи, одеколоны и душистые воды должны сохранять прозрачность при охлаждении до температуры +5 °С.
Стойкость запаха и сумма массовых долей душистых веществ -это наиболее важные качественные показатели парфюмерных жидкостей. Стойкость запаха определяется природой душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию, однако она практически пропорциональна суммарному содержанию этих веществ в изделии. Духи всегда имеют более высокую стойкость запаха, чем туалетные воды и одеколоны.
Стойкость запаха определяется просто. В стеклянную чашку наливают около 1 мл парфюмерной жидкости и смачивают в ней кусочек сухой, предварительно отстиранной в горячей воде без мыла, белой марли размером 5 х 10 см, вынимают ее, высушивают на воздухе и определяют запах органолептически через 1, 2, 5, 10, 20, 30, 40, 50, 60 ч. Изделия-подделки под дорогую парфюмерию, как правило, теряют запах уже через 1-5 ч.
Аромат духов проявляется не сразу. В первые несколько минут испаряется спирт, через 15—20 мин проявляется начальный запах самых летучих компонентов (головные ноты аромата), затем в течение 30-40 ч выявляется основной запах - ноты сердца, и затем ощущается запах наименее летучих компонентов — конечный запах, или ноты шлейфа. Эта градация запахов присуща духам французской парфюмерной традиции, в рамках которой работают российские парфюмерные фирмы; запахи интимные и ощущаются на расстоянии 1,5—2 м. Американской парфюмерной традиции присущи монолитные ароматы с мало изменяющимся во времени запахом, но распространяющимися на большее расстояние — до 5-10 м.
Сумма массовых долей душистых веществ (МД), в % и условная крепость (%), определяются лабораторными методами.
Сравнительные показатели содержания душистых веществ в отечественной (по ГОСТ) и аналогичной импортной продукции приведены в таблице 3.
Таблица 3