Стеклопластик относится к категории композиционных материалов, применяемых в авиации и космонавтике, и позволяет получить изделия с очень высоким качеством поверхности любой сложной формы.
· Стеклопластик — материалы с малым удельным весом и заданными свойствами, имеющие широкий спектр применения. Стеклопластики обладают очень низкой теплопроводностью (примерно, как у дерева), прочностью как у стали, биологической стойкостью, влагостойкостью и атмосферостойкостью полимеров, не обладая недостатками, присущими термопластам.
· Стеклопластики уступают стали по абсолютным значениям предела прочности, но в 3,5 раза легче её и превосходят сталь по удельной прочности. При изготовлении равнопрочных конструкций из стали и стеклопластика, стеклопластиковая конструкция будет в несколько раз легче. Коэффициент линейного расширения стеклокомпозита близок к стеклу (составляет 11-13‧10⁶ 1/°С), что делает его наиболее подходящим материалом длясветопроницаемых конструкций. Плотность стеклопластика, полученного путем прессования или намотки, составляет 1,8-2,0 г/см³.
· До недавнего времени стеклопластики использовались преимущественно в самолётостроении, кораблестроении и космической технике. Широкое применение стеклопластиков сдерживалось, в основном, из-за отсутствия промышленной технологии, которая позволила бы наладить массовый выпуск профилей сложной конфигурации с требуемой точностью размеров. Эта задача успешно решена с созданием пултрузионной технологии. Существуют достаточно много методов, позволяющих массово производить стеклопластиковые изделия различной конфигурации, необязательно профили — например, RTM, вакуумная формовка. [источник не указан 1254 дня]
· Стеклопластики являются одним из самых доступных и недорогих композиционных материалов. Основные затраты при производстве изделий из стеклопластика приходятся на технологическое оборудование и рабочую силу, затраты на которую велики за счет трудоемкости и больших временных затрат на производство. Соответственно, на данный момент изделия из стеклопластика проигрывают по цене изделиям из металла из-за трудоёмкого и длительного процесса выклейки стеклопластиковых деталей, что вызывает большие затруднения при массовом производстве. Наиболее выгодно использование стеклопластика при мелкосерийном производстве. Крупносерийное производство становится более выгодным при использовании вакуумного формования. Также выгодным может быть и контактное формование, в случае если цена рабочей силы невелика.
· Из стеклопластиков производят следующие изделия: оконные и другие профили, бассейны, купели, водные аттракционы, водные велосипеды, лодки, каноэ, рыболовные удилища, таксофонные кабины, кузовные панели и обвесы для грузовых и легковых автомобилей, электронепроводящие лестницы и штанги для работ в опасной близости от конструкций под напряжением.
· Очень удобно, что стеклопластик можно производить любой формы, цвета и толщины.
· Стеклопластик — один из наиболее широко применяемых видов композиционных материалов. Из стеклопластиков в частности изготавливают трубы, выдерживающие большое гидравлическое давление и не подвергающиеся коррозии, корпуса ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), лодки, корпуса маломерных судов и многое другое. В США начало широкого применения конструкционных стеклопластиков было инициировано осуществлением программы «Поларис» во второй половине 1950-х годов — программы создания первой твердотопливной ракеты ВМФ США для подводного старта.
· Трубы и трубчатые конструкции получают намоткой пропитанного связующим (смола + отвердитель + модифицирующие добавки) стекловолокна, на вращающуюся оправку (чаще всего стальную) с последующимотверждением и распрессовкой (снятием намотанной трубы со стальной оправки). Если диаметр трубы большой, то технически и экономически целесообразно использовать стеклопластиковую оправку.
· Стойкость к действию химикатов и эксплуатационные показатели стеклопластика продемонстрированы за прошедшие 60 лет успешным использованием разнообразных изделий из композитов в сотнях различных химических сред. Практический опыт был дополнен систематической оценкой соединений, подвергнутых воздействию большого количества химических сред в лабораторных условиях.
· Стеклопластиковые корпуса моделей судов, самолётов, машин и т. п. можно вручную изготавливать из эпоксидного клея и стеклоткани в условиях кружка или детской мастерской, что довольно часто практикуется в домах детского творчества.
Ошибочно полагать, что стеклопластик и фторопласт листовой это один и тот же материал, хотя первый тоже преимущественно выпускается в виде листов. Стеклопластик применяют во многих промышленных отраслях в качестве прокладочного и футеровочного материала. А вот изделия из стеклопластика применяются для фасадных работ, изготовления корпусных деталей и разнообразных штучных элементов кузовов автомобилей, в этой области они пользуются огромной популярностью во многих развитых странах мира. Изделия из стеклопластиков, как и изделия из фторопласта же могут применяться в повседневной жизни.
Стеклопластик листовой – это не только красивый материал, который используется во многих отраслях промышленности, он еще и невероятно прочный и легкий. Стеклопластик, как и фторопласт свойства имеет достаточно уникальные, которые можно варировать в широкий пределах. Стеклопластики можно соединять при помощи клея из фторопласта, а также некоторыми другими сильными химическими клеющими составами.
Стеклопластики являются одним из важнейших представителей группы полимерных материалов, объединяемых названием армированные пластики. Высокие физико-механические показатели, а также стойкость к воздействию различных агрессивных сред определили широкое использование этих материалов во многих областях промышленности.
Стеклопластики изготавливаются на базе эпоксидных и полиэфирных смол. На базе смол изготавливаются различные компаунды для изготовления изделий с заданными характеристиками для применения в различных средах, учитывающих условия производства.
При изготовлении стеклопластиковых изделий с широким спектром требований (прочности, химстойкости, абразивоустойчивости) возможно применение технологии изготовления изделий типа "сэндвич", когда изделия состоят из нескольких слоев, каждый из которых несет заданные параметры (прочности, химстойкости, абразивоустойчивости).
Стеклопластиковые трубы с обычной и повышенной химстойкостью предназначены для эксплуатации в агрессивных и особо агрессивных средах при повышенных температурах:
· соляная кислота с концентрацией 10% - 85° С; концентрацией 25% - до 80° С; концентрацией 37% - до 65° С.
· серная кислота с концентрацией 25% - до 100° С; концентрацией 75% - до 40° С.
· азотная кислота с концентрацией 20% - до 50° С.
· сернистый газ до 90° С.
· сероводород (газ) до 80° С.
·
Свойства:
Помимо вышеуказанных преимуществ стеклопластики и углепластики имеют удельную прочность выше, чем у стали, тем самым позволяют обеспечить при проектировании меньшую массу конструкции по сравнению со стальными, что значительно облегчает монтаж, эксплуатацию и ремонт. Относительно высокая теплостойкость позволяет хранить, транспортировать различные жидкости и газы при температурах до 150°С.Имея повышенную жесткость, стойкость к солнечной радиации, стеклопластики могут применяться для наружной эксплуатации. Также изделия из угле- и стеклопластиков хорошо зарекомендовали себя при работе в условиях вибрационных и ударных нагрузок. Гладкая внутренняя поверхность, малое гидравлическое сопротивление препятствуют "зарастанию" внутреннего сечения. Затраты на монтаж и обслуживание достаточно низкие. Высокая ремонтопригодность. Коррозионная стойкость, надежность и долговечность достигают 30 лет (предельно расчетная величина).