Подача заявки на сертификацию типа АТ
Авиарегистр МАК начинает работу по сертификации АТ на основании заявки поданной лицом, которое разрабатывает тип данной АТ. Заявка принимается к рассмотрению только от организаций, которые признаны Авиарегистром МАК в качестве разработчика определенного вида АТ, что удостоверяется Сертификатом разработчика, выдаваемым Авиарегистром МАК. Выдаче Сертификата разработчика предшествует обследование организации специальной комиссией, формируемой Авиарегистром МАК. В состав комиссии входят представители Авиарегистра МАК, специально уполномоченного органа в области авиационной промышленности, а также, в зависимости от профиля обследуемой организации, сотрудники соответствующих НИИ, сертификационных центров и других организаций. Комиссия рассматривает документы, определяющие структуру организации, полномочия и ответственность руководящего состава, функции и взаимодействие структурных подразделений, систему подготовки кадров; комиссией оцениваются наличие и степень знания специалистами организации авиационных правил, соответствующих профилю организации, владение методами испытаний АТ, наличие испытательного оборудования и других средств, организация взаимодействия с НИИ авиационной промышленности и гражданской авиации, а также другие аспекты, влияющие на возможность обследуемой организации создавать определенный вид АТ, провести сертификацию АТ и обеспечить соответствие типа этой АТ требованиям применимых авиационных правил в процессе эксплуатации вплоть до списания последнего экземпляра. Обязательным условием сертификации организации в качестве разработчика АТ являются наличие в этой организации службы сертификации (структурного подразделения), подчиняющейся непосредственно руководителю организации, а также действие в этой организации независимой инспекции.
К заявке на получение Сертификата типа Разработчик прилагает:
- спецификацию типа АТ, которая должна содержать краткое техническое описание, основные характеристики, а также ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых будет сертифицироваться тип АТ; к заявке на получение Сертификата типа воздушного судна (ВС) прилагается общий вид ВС в трех проекциях;
- план-проспект сертификационного базиса типа АТ, который должен содержать перечень глав, разделов и пунктов применимых авиационных правил, а также специальные технические условия.
Заявка на получение Сертификата типа ВС транспортной категории действительна в течение 5 лет, на другую АТ - в течение 3 лет, если Авиарегистр МАК не утвердил больший срок на основании обоснований Разработчика.
На тип АТ распространяются действующие авиационные правила с поправками, вступившими в силу на дату подачи заявки. Поправки, вступившие в силу после подачи заявки, могут быть распространены на данный тип АТ Разработчиком добровольно, а также распространяются в обязательном порядке, если при их принятии предусмотрено, что они имеют обратную силу. Авиационные правила, содержащие требования к охране окружающей среды, распространяются на тип АТ с поправками, вступившими в силу на дату выдачи Сертификата типа.
Если на сертификацию заявлен тип АТ, для которого не изданы авиационные правила, содержащие требования к летной годности, то для этого типа АТ создаются критерии летной годности (КЛГ). Решение о необходимости создания КЛГ принимает Авиарегистр МАК. Проект КЛГ готовит Разработчик. При создании КЛГ максимально используются требования действующих авиационных правил, которые могут быть применены к данному типу АТ. КЛГ утверждаются Авиарегистром МАК.
В случае, когда действующие на дату подачи заявки авиационные правила не содержат соответствующих требований к летной годности заявляемого на сертификацию типа АТ вследствие наличия у данного типа АТ новых или необычных особенностей в его конструкции, характеристиках, области применения или условиях эксплуатации, то для данного типа АТ разрабатываются специальные технические условия (СТУ), которые содержат требования к летной годности, учитывающие указанные особенности. СТУ содержат как дополнительные по отношению к действующим авиационным правилам требования к летной годности типа АТ, так и перечень требований действующих авиационных правил, не относящихся к сертифицируемому типу АТ.
Таким образом, требования к летной годности, предъявляемые к сертифицируемому типу АТ, состоят либо из требований действующих авиационных правил (норм летной годности), дополненных при необходимости СТУ, либо из критериев летной годности; требования к охране окружающей среды, предъявляемые к сертифицируемому типу АТ, состоят из требований действующих авиационных правил или соответствующих требований ИКАО, регулирующих область охраны окружающей среды. Сумма указанных требований составляет сертификационный базис (СБ) данного типа АТ, который оформляется Разработчиком и представляется в Авиарегистр МАК для утверждения. СБ окончательно утверждается (рис. 8).
Авиарегистром МАК по результатам сертификации типа АТ и включает также указание требований, по которым обеспечено эквивалентное соответствие. В отдельных случаях Авиарегистр МАК может признать приемлемым отступления от требований к летной годности типа АТ, включенных в его СБ, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими авиационными правилами.
Этап макета
Этап макета типа АТ проводится после заблаговременного письменного уведомления Разработчиком Авиарегистра МАК, сертификационных центров и других организаций, которые будут участвовать в сертификации, о готовности к проведению этого этапа. Уведомление согласовывается с независимой инспекцией в организации Разработчика.
К уведомлению Разработчик прилагает:
1. Утвержденный Авиарегистром МАК сертификационный базис;
2. Проект таблицы соответствия (ТС) типа авиационной техники требованиям СБ, утвержденный Разработчиком и согласованный независимой инспекцией (табл. 7). ТС - документ установленной формы, в котором указываются без пропусков все требования СБ, относящиеся к данному типу АТ. ТС оформляются отдельно для требований к летной годности и для требований к охране окружающей среды. Для каждого требования указывается знак соответствия: “+” - соответствие требованиям СБ, “-” – несоответствие требованиям, “0” - требование не относится к данному типу АТ, "экв" - обеспечено эквивалентное соответствие. Кроме того, приводится краткая мотивировка соответствия и указываются виды сертификационных работ, которые необходимо выполнить, чтобы подтвердить соответствие. В ТС, оформляемой по результатам сертификации, вместо видов сертификационных работ указываются наименования или коды документов, которые оформляются по результатам этих работ;
3. Проект плана сертификационных работ по типу АТ, его компонентам, системам и комплектующим изделиям, который должен содержать указание сроков их поступления на испытания, виды проверок и испытаний, сроки завершения работ и сертификации;
4. Проекты планов испытаний, проверок и сертификации основных функциональных систем типа АТ;
5. Перечень комплектующих изделий (КИ), предназначенных для установки на тип АТ, с классификацией КИ по категориям А и Б (КИ категории А - изделия, нарушение работоспособности которых оказывает существенное влияние на летную годность типа АТ; КИ категории Б - изделия, не относящиеся к категории А).
Работы на этапе макета проводятся макетной комиссией (МК), состав которой утверждается Авиарегистром МАК. В состав МК включаются специалисты Авиарегистра МАК, независимой инспекции, сертификационных центров, НИИ и других организаций, которые будут участвовать в сертификации. Если тип АТ создается по государственному заказу, то в состав МК включаются также специалисты Минтранса РФ и специально уполномоченного органа в области авиационной промышленности.
Таблица 6.