Сертификация разработчиков авиационной техники
Решением Авиарегистра мак "О порядке сертификации предприятий и организаций, создающих гражданскую авиационную технику" от 22 мая 1992 г. вводится процедура обязательной сертификации разработчиков авиационной техники: воздушных судов, двигателей и воздушных винтов.
Сертификация организации - разработчика АТ производится при наличии лицензии на этот вид деятельности, выданный специально уполномоченным органом в области авиационной промышленности - Российским авиационно-космическим агентством (РАКА).
Порядок проведения сертификации:
1. Подача заявки в Авиарегистр на проведение работ по обследованию организации на право получения сертификата разработчика авиационной техники. К заявке прилагается "Характеристика организации".
2. Обследование организаций, которое проводится по специальной программе комиссией, образованной Авиарегистром МАК и РАКА.
3. Заключение комиссии РАКА и Авиарегистра МАК о возможностях выдачи сертификата Разработчика.
4. Принятие Авиарегистром МАК решения о выдаче сертификата Разработчика.
"Характеристика организации" должна содержать следующую информацию:
- Организация является юридическим лицом.
- История создания и развития организации.
- Образцы созданной авиационной техники.
- Взаимодействие с другими организациями.
- Перечень типов ат, по которым аттестуется организация.
- Структура организации, обеспечивающая разработку авиационной техники в соответствии с требованиями Норм летной годности, со структурной схемой подчиненности и ответственности руководителей.
- Наличие принятой в РАКА системы качества продукции.
- Наличие независимой инспекции.
- Наличие на предприятии действующей службы сертификации.
- Основные сведения о руководителях организации, позволяющие оценить опыт и квалификацию специалистов.
- Технические средства предприятия.
Цель специальной программы обследования организаций Разработчиков авиационной техники является:
- Определение квалификации персонала организации.
- Выявление наличия технических средств для выпуска проектной документации и экспериментальной базы для отработки проектно-конструкторских решений.
- Определение наличия принятой в авиационной промышленности системы обеспечения качества продукции.
- Определение наличия нормативной технической документации, отраслевых инструкций, отраслевых стандартов, а также стандартов предприятия.
- Возможность обеспечения соответствия создаваемых образцов АТ требованиям авиационных правил, стандартам.
- Возможность обеспечения сопровождения в эксплуатации своих изделий, поддержание летной годности.
Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности, приведена на рис.7.
В настоящее время Авиарегистр МАК проводит работу по дальнейшему совершенствованию системы сертификации Разработчиков АТ, которая будет гармонизирована с международными авиационными требованиями. В ней предполагается использовать рекомендации стандартов серии ISO 9000.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 7. Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая
разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности
Этапы сертификации типа АТ
При сертификации типа АТ устанавливается его соответствие применимым авиационным правилам, содержащим требования к летной годности и охране окружающей среды. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат типа.
Вновь создаваемый тип АТ проходит последовательно следующие основные этапы сертификации:
- подача заявки в Авиарегистр МАК на получение Сертификата типа;
- разработка сертификационного базиса (СБ) для данного типа АТ и утверждение СБ Авиарегистром МАК;
- проведение этапа макета данного типа АТ;
- сертификационные заводские испытания типа АТ;
- сертификационные контрольные испытания типа АТ;
- анализ результатов сертификации, принятие решения и выдача Авиарегистром МАК Сертификата типа.
В отдельных случаях Авиарегистр МАК может корректировать этапы и процедуры сертификации. в зависимости от особенностей АТ, заявленной на сертификацию. (например, для очень легких воздушных судов или для АТ, которая ко времени подачи заявки на сертификацию находится в серийном производстве или в эксплуатации). Такая корректировка проводится при условии, что сохраняется необходимая достоверность подтверждения соответствия типа АТ применимым требованиям авиационных правил.