Кривая производственных возможностей как иллюстрация проблемы выбора.
Кривая производственных возможностей как иллюстрация проблемы выбора.
Точки на кривой – комбинации выпуска товара при определенном уровне использования ресурсов и существующих технологиях. Точки под кривой – невозможные варианты при определенном уровне использования ресурсов.
Под влиянием определенных факторов кривая производственных возможностей может изменять местоположение.
Субъекты и объекты экономических отношений на микроуровне.
Основные субъекты микросистемы:
1. Домашние хозяйства – отдельный человек или группа людей, совместно ведущих хозяйство, получающих и распределяющих доходы. На рынке конечных товаров и услуг выступают как покупатели, на рынке факторов производства как продавцы рабочей силы.
2. Предприятия (фирмы) – субъекты, осуществляющие деятельность с целью получения прибыли, доходов. На рынке товаров и услуг выступают как продавцы, на рынке факторов производства как покупатели.
3. Государство выступает как совокупность органов власти, осуществляющих координирующую и регулирующую функции в экономике. Выступает также как покупатель и продавец на рынке конечных товаров и услуг и на рынке факторов производства.
Равновесие потребителей
Равновесие потребителя соответствует такой комбинации товара, которая максимизирует полезность при данных бюджетных ограничениях.
Графически точка равновесия размещена на пересечении наивысшей кривой безразличия и линии бюджетного ограничения.
Эквимаржинальный принцип:
Потребитель распределяет свой доход на все товары таким образом, чтобы уравнять предельную полезность, приходящуюся на одну ден.ед.
Кривые безразличия для различных видов благ.
Взаимозаменяемые
Полные субституты. Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров предельная норма замещения постоянна(MRS=const). В этом случае кривые безразличия вырождаются в прямые линии. Обычно такие товары рассматривают как 1 товар, т.е. индивиду безразлично, какие блага потреблять.
Взаимодополняемые. В качестве примера можно привести правый и левый ботинки. Если у индивида имеется пара обуви, то увеличение кол-ва правых или левых ботинок не увеличит полезности. Владелец пары обуви будет оставаться на прежней кривой безразличия до тех пор пока у него не окажется 2 пары. В этом случае он перейдет на более высокую кривую безразличия. Т.о. кривые безразличия абсолютно взаимодополняющих товаров имеют L-образную форму.
17.Кривая Энгеля.Закон Энгеля.
y x |
Кривая «доход – потребление» используется для построения кривой Эйнгеля, которая иллюстрирует зависимость между объёмом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтении.
На оси Ox – потребление товара; Oy – денежный доход.
Кривая Эйнгеля образуется путём соединения всех точек, соответствующих различному доходу, и, связанному с ним, равновесному количеству покупок благ.
Для большинства нормальных товаров, имеет растущий характер с затуханием, т.е. определённый прирост дохода, соответствует меньшему приросту потребления товара. Это объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Однако, для определённой группы товаров, кривая Эйнгеля может возрастать с ускорением.
Выше обозначенные положения составляют суть закона Эйнгеля.
Закон Эйнгеля:
1. при неизменных ценах на все блага, часть семейного бюджета, которая используется для приобретения продуктов потребления, имеет тенденцию к уменьшению, при условии возрастания доходов семьи;
2. потребление образовательных, медицинских, юридических и услуг, связанных с отдыхом, имеет тенденцию к увеличению, причём со скоростью, большей роста доходов
Изокванта и ее свойства.
Q x |
Кривая изокванта –это кривая, которая отображает альтернативные комбинации ресурсов, необходимых для производства определенного количества продукции.
Карта изоквант –это множество изоквант, котороеотображает максимальный выпуск продукции при любой комбинации факторов производства. Изокванты никогда не пересекаются. Чем дальше изокванта от начала координат, тем большему объему производства она соответствует.
Понятие и виды издержек.
Основным мотивом деятельности предприятия является максимизация прибыли. Издержки являются основным ограничителем прибыли и одновременно главным фактором, влияющим на объем предложения. Издержки бывают внешние и внутренние. К внешним издержкам относятся платежи внешним по отношению к данной фирме поставщикам, вычитая из совокупной выручки внешние издержки, получаем бухгалтерскую прибыль. К внутренним издержкам относятся затраты на принадлежащие предпринимателю ресурсы и нормальная прибыль. Нормальная прибыль – минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать предпринимательскую деятельность в данной сфере бизнеса.
Экономические издержки – сумма внутренних и внешних издержек, они включают как фактические затраты на приобретение ресурсов, так и недополученный доход от наилучшего потенциально возможного способа использования собственных ресурсов. Экономическая прибыль = совокупная выручка (доход) – экономические издержки.
Оптимум производителя.
Если в процессе производства используется только 2 переменных фактора – труд L и капитал K, то общие издержки можно рассчитать по этой формуле, где PL, PK - цены факторов производства.
Равновесие производителя достигается в точки касания изокосты с наивысшей изоквантой. В данной точке соответствует одинаковый наклон изокосты и изокванты. Наклон изокосты определяется соотношением цен факторов производства. Наклон изокванты определяется отношением предельных продуктов факторов производства (отношение предельного продукта капитала к предельному продукту труда).
MPK/MPL= PK/PL
47. Характерные черты рынка совершенной конкуренции:
1) присутствует значительное количество продавцов и покупателей, которые свободно вступают в отношения купли-продажи
2) это рынок стандартизированного продукта, т.е. такого, который не имеет близких заменителей. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы, стимулировании сбыта и т.д.;
3) цена товара устанавливается путем свободного взаимодействия рыночного спроса и предложения;
4) отсутствие барьера для входа на данный рынок или препятствий для выхода с него;
5) отдельная фирма не может влиять на уровень цены;
6) совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка;
7) мобильность производственных ресурсов.
Кривая производственных возможностей как иллюстрация проблемы выбора.
Точки на кривой – комбинации выпуска товара при определенном уровне использования ресурсов и существующих технологиях. Точки под кривой – невозможные варианты при определенном уровне использования ресурсов.
Под влиянием определенных факторов кривая производственных возможностей может изменять местоположение.