Ценовая эластичность спроса.

Согласно закону спроса потребители при снижении цен увеличивают спрос, а при увеличении цен спрос уменьшается. Однако реакция потребителей на изменения цен может варьироваться как в пределах разных продуктов, так и в пределах одной и той же продукции.

Чуткость или чувствительность потребителей на изменение цен измеряют при помощи концепции ценовой эластичности спроса, которая заключается в следующих определениях:

1. Если изменение цены приводит к большему изменению спроса, то такой спрос является эластичным. К товарам эластичного спроса относят товары и услуги, которые реализуются по высокой рыночной цене и имеют большое количество близких заменителей, то есть это дорогие товары длительного пользования, дорогие услуги, одежда, продукты питания и т.д. Таким образом, согласно первому принципу, лежащему в основе закона спроса, при изменении цены на товары эластичного спроса изменяется количество покупателей этих товаров, а за счет этого и происходит изменение спроса в большей степени, чем цены.

2. Если изменение цены приводит к меньшему изменению спроса, то такой спрос является неэластичным. К товарам неэластичного спроса относят товары и услуги, которые реализуются по относительно невысоким ценам и не имеют близких заменителей. Примером таких товаров и услуг может служить рыночная потребительская корзина. Таким образом, согласно первому принципу, лежащему в основе закона спроса при изменении цен на товары неэластичного спроса изменяется количество покупок этих товаров и услуг.

Вывод.

В соответствии с вышеизложенным очевидно, что единственное различие между товарами эластичного и неэластичного спроса состоит в величине изменения спроса. Это значит, что независимо от того, является ли спрос эластичным или неэластичным, при уменьшении цен спрос и на те и на другие товары и услуги увеличивается, а при увеличении цен уменьшается.

Вышеизложенные определения показывают, как изменяется реакция потребителей при изменении цен в отношении разных групп товаров. Но реакция потребителей на изменение цен может быть различной и в пределах одной группы (или одного вида) товаров.

1. Если данный товар относится к неэластичному виду спроса, то внутри этой группы изменение цены на один из товаров может привести к значительному изменению спроса на него по сравнению с изменением цены. В этом случае спрос будет представляться более эластичным.

2. Если данный товар относится к группе товаров эластичного спроса, то при изменении цены на него степень эластичности спроса может оказаться еще более высокой.

Ценовую эластичность спроса измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по формуле:

Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Ценовая эластичность спроса. - student2.ru

=
Ed =
% изменения количества спрашиваемой продукции % Q

Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Ценовая эластичность спроса. - student2.ru % изменения % P

Если же показатели процентных изменений спроса и цены не известны, то данную формулу можно представить в следующем виде:

изменение кол-ва спрашиваемой продукции изменение цены

Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Ed = первоначальное количество .100%:первонач.цена .100%

Интерпретация формулы:

1. Если данное процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению спроса. Например, если уменьшается цена на 2 %, вызывает рост спроса на 4%, то коэффициент эластичности Еd = 2. Очевидно, что во всех подобных случаях, когда Ed >1 спрос эластичен.

2. Если данное процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса, то такой спрос является неэластичным. Например, если уменьшение цены на 3% вызывает рост спроса на 1 %, то Ed = 1/3, то есть во всех подобных случаях, когда Ed <1, спрос неэластичен.

3. Между эластичным и неэластичным спросом возможна пограничная ситуация. Это значит, что цена и спрос изменяются на одну и ту же величину. В этом случае Ed=1.Этот специфический случай называется единичной эластичностью.

4. Если спрос эластичен это не означает, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цен и только в крайнем случае, когда изменение цены вызывает рост спроса от нуля и до предела возможностей потребителей, спрос считается совершенно (абсолютно) эластичным. К товарам такого спроса относятся товары и услуги, которые реализуются по чрезвычайно высокой рыночной цене, но при условии, что такие покупки являются планируемыми.

5. Если спрос неэластичен, это не означает, что потребители абсолютно не чувствительны к изменению цен и только в крайнем случае, когда любое изменение цены не приводит ни к какому изменению спроса, спрос считается абсолютно (совершенно) неэластичным. Примером такого спроса является спрос на жизненно важные лекарства.

Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Замечания.

P Д1

Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Д2

Ценовая эластичность спроса. - student2.ru Q

1. Графически совершенно неэластичный спрос – это линия, параллельная вертикальной оси (как Д1) а совершенно эластичный спрос – это линия, параллельная горизонтальной оси (как Д2).

2. Ценовую эластичность спроса измеряют в процентах, а не в абсолютных величинах, потому что произвольный выбор единицы измерения может дать существенно различную степень эластичности спроса на один и тот же товар.

3. Коэффициент ценовой эластичности спроса Ed всегда имеет отрицательное значение, поскольку концепция эластичности спроса основана на законе спроса, который выражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Однако отрицательное значение коэффициента Ed принято игнорировать, поскольку иначе пришлось бы утверждать, что, например, Ed= - 4 больше, чем Ed = - 2.

Наши рекомендации