Вкусы или предпочтения потребителей.
Благоприятное для данного товара изменение вкусов или предпочтений потребителей, вызванное рекламой или изменением моды, приведет к росту спроса на данный товар и смещению кривой вправо. Кроме того, спрос может увеличиться и в результате технологических изменений в виде появления на рынке нового товара.
Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей относительно данного товара приведет к противоположным результатам, то есть кривая сместится влево.
Доходы потребителей.
Известно, что при увеличении доходов потребители увеличивают спрос на дорогие товары длительного пользования, дорогие услуги, продукты питания, одежду и т. д. При уменьшении доходов спрос на такие товары падает. Поэтому, если между изменением дохода и спросом на товар существует прямая зависимость, то такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Если же между изменением дохода и спросом на товар существует обратная зависимость, то есть снижение дохода приводит к росту спроса на товар, то такие товары называются товарами низшей категории.
Цены на сопряженные товары.
Различают два вида сопряженных товаров: взаимозаменяемые товары и взаимодополняющие товары.
Если товары являются взаимозаменяемыми, то между изменением цены на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и одновременно к увеличению спроса на родственный ему товар В.
Если товары являются взаимодополняющими, то спрос на них предъявляется одновременно, то есть они не могут использоваться один без другого, только вместе, поэтому между изменением цены на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость. Это значит, что увеличение цены на товар А приводит к уменьшению спроса на него и параллельно к уменьшению спроса на дополняющий его товар В.
Ожидание потребителей.
Ожидание потребителей относительно будущих цен, доходов и наличия товаров также могут изменить характер текущих расходов.
Если потребители ожидают увеличения реальных доходов, то они готовы увеличить расходы из своего сегодняшнего дохода. Точно также и ожидание роста цен и дефицита товаров приведет к увеличению спроса.
Если же потребители ожидают уменьшение реальных доходов, то текущие расходы могут уменьшиться (сбережения в это время увеличатся). К уменьшению спроса приведут и ожидания снижения цен и изобилие товаров, поскольку потребители могут принять решение купить товар после снижения цен.
Число покупателей на рынке.
Число покупателей на рынке, а, следовательно, и спрос может измениться в результате, как изменения цены товара, так и изменения других неценовых факторов спроса.
Число покупателей и спрос увеличатся, если произойдут благоприятные перемены в отношении потребителей к данному товару. Если увеличится доход или ожидается его увеличение, если ожидается рост цен и дефицит товаров, а также, если уменьшится цена на один из взаимодополняющих товаров или увеличится цена на один из взаимозаменяемых товаров (спрос на другой товар увеличится).
Число покупателей и спрос уменьшатся, если произойдут неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей относительно данного товара. Если уменьшится доход или ожидается его уменьшение, если ожидается уменьшение цен и изобилие товаров, а также, если увеличится цена на один из взаимодополняющих товаров или уменьшится цена на взаимозаменяющий товар (спрос на аналог уменьшится).
Теория предложения.
Определение: предложение показывает, какое количество товаров и услуг желают и способны произвести и предложить на рынке производители по каждой возможной цене.
Из этого определения вытекает понятие «цена предложения».
Цена предложения – это максимальное количество товаров, которое готовы предложить на рынке производители в соответствии с рыночной ценой и издержками на его производство.
Это значит, что чем ниже рыночная цена товара, тем меньше его предложение, поскольку у многих производителей данного товара уровень издержек может оказаться значительно выше, чем общая выручка от продажи. По мере того, как рыночная цена будет увеличиваться, будет увеличиваться и предложение, а конкуренция усиливаться.