Производство общественных благ. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.
Эффективный выпуск чистых обществ благ соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует пред обществиздержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – пред частная полезность). У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансир производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев».Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансир производимых частным сектором обществ благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».
Методология анализа обществ выбора. Обществ выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя
Теория обществ выбора ,применяя эк методы,изучает процесс принятия полит решений в соврем демократич общ-ве.Она явл-ся наиболее ярким проявл-м эк империализма,который означ-т примен методологии ЭТ для изуч-я неэконом процессов .На основе эк империализма возникла эк-ка общественного сектора,которой присущ микроэкономич подход к анализу политико-экон процессов.Основоположником теории обществ выбора явл-ся Дж Бьюкенен,который считает что она строится на 3 постулатах:1)общ-во рассматр-ся как совок-ть индивидов,изуч-е их поведения лежит в основе исследования соц и политич процессов.2)индивид преследует свои собственные интересы.3)политич процесс явл-ся разновидностью обмена.По мнению представителей,поведение людей подчиняется одним принципам:*максимизир-т полезн-ть,сравнивая возможные издержки и выгоды.*Явл-ся устойчивыми в своих базовых предпочт.*стремятся к экономич равновесию Прямая демократия-полит устр-во общ-ва,при котором все решения приним-ся путём голосования всех членов общ-ва.это создаёт наилучшие усл-я для обществ выбора,т.к. каждый чел-к участвует в определении того,какие блага производить,из каких источников должны поступать для этого деньги.Принципы прямой демокр-и исп-ся в работе клубов,в ходе референдумов,выбора депутатов,президентов.Но есть и недостаток:по каждому принимаемому реш-ю необходимо голосовать,что связано с затратами для населения,а уменьшить их позволяет представительная демократия. Если реализ-ся вариант,когда затраты распредел-ся равномерно,а выгоды-нет или когда выгоды распредел-ся равномерно,а издержки-нет,то возник-т проблема медианного избирателя.Она состоит в том,что все принимаемые реш-я соответств-т интересам избирателя-центриста,находящимся в середине интересов данного сообщ-ва.Тенденция отражать интересы среднестатического избирателя,присущая этой модели,имеет и + и -.она позволяет избегать крайностей в ходе принятия полит решений,но не гарантир-т их оптимальность для всех групп населения.