Составитель к.э.н., профессор
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
по учебной дисциплине
«Методы принятия управленческих решений»
для бакалавров специальности
«Менеджмент организации» - 080507
2-ого курса дневной формы обучения
Москва - 2013
Составитель к.э.н., профессор
Т.И. Юрченко
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации к курсовому проектированию предназначены для оказания помощи студентам при выполнении курсовых проектов. Они обеспечивают единство требований со стороны преподавателей кафедры относительно структуры, содержания, объема, оформления и подготовки курсового проекта к защите.
Методические рекомендации содержат основные методические положения и последовательность выполнения отдельных элементов курсового проекта, в т.ч. расчетов; рекомендации по структуре и содержанию курсового проекта, по контролю за его выполнением, по организации, оформлению и подведению итогов курсового проектирования.
Основная задача данных методических рекомендаций - оказать необходимую методическую помощь, правильно направить усилия студента на качественное выполнение курсового проекта.
Методические рекомендации составлены с учетом типовых требований к курсовым проектам и задач дальнейшего повышения качества их выполнения.
Данные методические указания обеспечивают соблюдение требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности “Менеджмент организации” - 080507.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(общие требования к курсовому проекту)
1.1. В соответствии с действующим учебным планом специальности "Менеджмент организации" -080507 курсовой проект по учебной дисциплине «Методы принятия управленческих решений» обязателен для всех специализаций и его выполнение предусматривается при изучении цикла специальных дисциплин.
1.2. Курсовой проект является индивидуальной самостоятельно выполненной в течение учебного семестра работой студента под руководством преподавателя, включающей разработку комплекса мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач с четко определенными целями и завершающейся публичной защитой полученных результатов. Главными целями этой формы учебной работы являются закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами за время обучения, а также выработка умения самостоятельно применять эти знания в их комплексе для творческого решения конкретной научно-экономической задачи.
Курсовое проектирование учит работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, с государственными и нормативными актами, со справочной и методической литературой, а также проектными материалами, поскольку обязывает студентов отбирать, систематизировать фактический материал, статистические данные, обобщать и анализировать их, делать определенные выводы и предложения.
1.3. Курсовой проект, как правило, содержит элементы научно-исследовательской деятельности, носит прикладной характер и направлен на решение конкретных задач (проблем).
Курсовой проект может быть также поисковым и отвечать требованиям научно-исследовательской работы.
Студент обязан изучить новейшие достижения в теории и практике использования методов принятия управленческих решений и по мере возможности использовать их в своей работе, а также основывать свои предложения на действующих в РФ законодательных и нормативных актах.
С помощью указаний руководителя студент должен организовать свою работу так, чтобы с рациональными затратами времени находить оптимальные самостоятельные решения.
Объем расчетно-пояснительной записки примерно 20-35 страниц машинописного текста, не считая оглавления и приложения.
Расчетно-пояснительная записка должна быть выполнена аккуратно и грамотно. Графические материалы (рисунки: графики, схемы, диаграммы и т.д.; таблицы) должны наглядно демонстрировать детали разрабатываемой темы.
1.4. Задания для курсового проекта индивидуализируются с учетом общих управленческих и экономических задач и научных интересов студента.
Курсовой проект может строиться как на литературных источниках, так и на фактическом материале организации, промышленного предприятия или учреждения с широким использованием последних достижений науки и техники, современной научно-технической литературы и передового опыта.
1.5. Темы курсовых проектов разрабатываются и утверждаются кафедрой управления организацией в машиностроении Тема курсового проекта выбирается студентом исходя из личного интереса к какому-либо из направлений управленческой деятельности, опыта своей работы, выполняемой научно-исследовательской работы и т.п. Курсовой проект на одну и ту же тему может выполнять только один студент из учебной (академической) группы. Выбранная тема проекта согласуется с руководителем (консультантом) и закрепляется за студентом. Возможны темы, предложенные организациями, предприятиями - объектами производственной практики, либо самими студентами, с необходимым обоснованием целесообразности их разработки. Если студент хочет выполнить курсовой проект по теме, не вошедшей в предлагаемый перечень, то после согласования с руководителем эта тема вносится в состав выполняемых тем и закрепляется за студентом.
В процессе проектирования для студентов проводятся групповые и индивидуальные консультации.
1.6. Курсовой проект защищается на кафедре или в специальной комиссии, назначаемой заведующим кафедрой, с участием руководителя курсового проекта и в присутствии студентов учебной группы. Защита состоит из краткого доклада студента по содержанию курсового проекта и ответов на вопросы. Результат защиты оценивается дифференцированной оценкой.
1.7. Единство общих требований предполагает одновременно широкую инициативу в разработке каждой темы в соответствии с особенностями объекта исследования и индивидуальными способностями и склонностями студента. Оригинальность решения задач проектирования - один из основных критериев оценки качества курсового проекта.
Если студент самостоятельно не выбрал тему проекта или не согласовал ее со своим руководителем, то руководитель закрепляет за этим студентом тему по своему усмотрению.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Эта часть курсового проекта (КП) должна содержать обоснование выбора темы. Аргументация базируется на научном или практическом интересе, стремлении к профессиональному росту, перспективе освоения нового направления работ в профессиональном плане, наличии разработок по этой теме в сети Интернет, а также желании и способности проектанта расширить область уже имеющихся разработок и т.п. Здесь необходимо:
· раскрыть актуальность и важность проработки этой темы;
· сформулировать глобальную проблему и цель, определяемые выбранной темой;
· обозначить подходы к ее решению, известные из теории или практики как отечественной, так и зарубежной;
· кратко характеризовать основные части проекта – аналитическую, научно-методическую, проектную и расчетную, отметив сложности выполнения отдельных частей проекта из-за специфики темы, объекта проектирования или решаемой задачи, оригинальности используемого инструментария и т.п.).
Особо следует отметить выполненные проектантом оригинальные разработки или решения, а также известные из теории или практики, но адаптированные им к конкретным условиям.
Если курсовой проект разрабатывается для реальной организации, в частности, по заявке или в рамках функций, выполняемых студентом по месту своей работы, то на практическую направленность такого проекта также следует указать во введении.
Если студентом используются устаревшие материалы (специальная литература, методические указания и т. п.), необходимо обосновать целесообразность этого (например, для установления преемственности подхода к решению вопросов, поставленных в курсовом проекте; для дальнейшего развития уже известного инструментария и др.).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В этой части курсового проекта необходимо:
1. Определить тот круг вопросов, которые нужно решить в рамках выбранной темы КП, например, найти методы, пригодные для решения конкретной управленческой задачи, сформулированной в названии выбранной студентом темы.
· оценить соответствие запланированного расхода ресурсов реальным затратам;
· поиск путей наиболее эффективного функционирования и развития организации;
· совершенствовать систему управления организацией;
· снизить издержки производства;
· совершенствовать процедурность разработки инновационного проекта (инвестиционного проекта);
· разработать эффективную ценовую стратегию организации и др.
Набор таких вопросов может быть сформирован на базе изучения специальной литературы по теме курсового проекта. Эти вопросы могут быть однонаправленными (действовать в одном и том же направлении) либо разнонаправленными, но охватывать все возможное поле будущих проектных решений по заявленной студентом теме. Например, может быть представлен полный набор вопросов конкретно по методике разработки эффективной ценовой стратегии организации, а можно сформулировать вопросы, относящиеся к организации этой работы, ее информационному, техническому, программному, математическому и др. обеспечению.
Следует иметь в виду, что в этой части КП не нужно раскрывать, как решается тот или иной вопрос; какие при этом используются приемы, методы и т.п. Здесь нужно только формулировать вопросы, подлежащие решению, и устанавливать логические связи между ними (иерархию - соподчинение).
2. Сформированный таким образом круг вопросов необходимо обработать редакционно, сформулировав на их базе задачи, подлежащие решению (в обязательном порядке), а также (по выбору студента) проблемы и цели, которые нужно достичь.
При формулировании проблем, целей и задач рекомендуется придерживаться следующих понятий и определений:
Проблема– это теоретический или практический вопрос, который в момент его рассмотрения не имеет известного готового решения либо вообще, либо только для данной организации или для конкретной ситуации. Чтобы его получить, необходимы дополнительные исследования, дополнительные усилия по поиску решения.
Для понятия «проблема» характерен ряд общих признаков:
· неповторяемость ситуации, породившей эту проблему;
· необходимость решения проблемы;
· необходимость учета при решении проблемы большого числа различного рода факторов;
· наличие трудностей при анализе альтернатив решения, в следствие достаточно высокой неопределенности результата реализации принятого решения;
· значительное влияние человеческого фактора – (лица или группы лиц, принимающих решение – ЛПР), что предопределяется неизвестностью (отсутствием разработанного) пути решения проблемы. Отсюда - фактор субъективности при поиске и выборе решений.
Данное содержание понятия и признаки «проблемы» позволяют дать в качестве ее примеров следующие формулировки:
1. Как объективно оценить уровень квалификации специалиста данной организации.
2. Поиск критериев оценки эффективности деятельности маркетинговой службы организации.
3. Найти наиболее приемлемые для организации пути повышения качества выпускаемой продукции и т.п. Примеры формулировок проблем даны в таблице 2.
Таким образом, формулировка проблемы может начинаться со слов: найти…, как…, поиск…
Таблица 2 - Поле проблем
№ п.п. | Проблемы, решаемые в конкретной организации |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 16. 17. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. | Каким образом увеличить число привлекаемых клиентов Поиск эффективных путей повышения эффективности и качества работы с клиентами Как активизировать рекламную деятельность в данной организации Как упростить систему приема заказов Поиск путей сокращения времени на выполнение заказа Поиск возможностей расширения спектра предоставляемых организацией услуг Как повысить привлекательность гарантийных обязательств организации Поиск наиболее рациональных для организации путей размещения рекламы в СМИ Поиск наиболее эффективных для организации путей размещения рекламы в Интернете Поиск эффективных для организации путей оформления наружной рекламы Как организовать эффективный вариант «Direct marketing» Как уменьшить очереди в приемных пунктах организации Поиск путей рациональной организации системы заказов на дому Как можно увеличить число приемных пунктов Поиск рациональных путей повышения производительности труда работников организации Как сократить время движения информации в системе управления организацией Поиск возможностей публикации скрытой рекламы в организации Поиск наиболее эффективных вариантов публикации рекламных объявлений Как попасть в рейтинги, публикуемые в прессе Поиск наиболее приемлемых для организации путей создания оптимального рекламного сайта Как наилучшим образом разместить баннерную рекламу организации Как наилучшим образом разместить рекламу организации в поисковых системах Как организовать почтовую рассылку информации об организации Как сократить время оформления заказов Как организовать наиболее эффективное для организации распространение листовок и буклетов Как оптимизировать время ожиданияприема заказа Поиск наиболее приемлемых вариантов аренды мест для новых пунктов приема Как приобрести место для новых пунктов приема Как наилучшим образом организовать прием заказов через Интернет Как организовать устраивающий организацию прием заказов по телефону Поиск наиболее приемлемых путей повышения квалификации рабочих Поиск путей снижения дублирования персоналом управленческих операций Как оптимизировать число работ, закрепленных за одним человеком |
Продолжение таблицы 2 | |
№ п.п. | Проблемы, решаемые в конкретной организации |
34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. | Поиск наиболее приемлемой для организации современной информационной технологии Поиск наиболее рационального способа получения хостинга на чужом сервере Как приобрести и поддерживать свой сервер Как эффективно организовать рассылку информации об организации по традиционной почте Как эффективно организовать рассылку по E-Mail информации об организации Поиск наиболее рационального для организации распространения листовок на улицах Как разместить буклеты организации в крупных магазинах Поиск возможностей предоставления клиенту дополнительного сервиса в пунктах приема Поиск приемлемого для организации способа получения базы адресов физических лиц Поиск подходящего для организации способа получения базы адресов E-Mail Поиск наиболее действенной системы скидок на продукцию (работы, услуги) организации Как организовать гибкую систему скидок при объемных заказах Как повысить эффективность использования системы дисконтных карт Как сократить транспортные расходы Как уменьшить затраты на транспортные средства Как сократить издержки на перемещение груза Поиск путей снижения стоимости перевозки единицы груза Как сократить транспортные маршруты |
Изучение поля проблем позволяет выбрать наиболее значимые из них для организации и на их основе сформулировать цели, представленные соответствующим полем (таблица 3). Значимость проблемы может определяться комплексом признаков, выбираемых проектантом самостоятельно. Таким признаком может являться, в частности, то место, которое данная проблема занимает в системе управления организацией.
Цель– то, к чему нужно стремиться, что нужно осуществить, чего нужно достичь, например:
1. Повысить прибыльность организации за счет роста производительности труда.
2. Снизить издержки производства.
3. Совершенствовать организацию труда производственных рабочих и т.п. (см. таблицу 3).
Следовательно, формулировка цели может начинаться со слов: повысить…, улучшить…, снизить…, уменьшить…, совершенствовать …,сократить… и т.п.
Таблица 3 - Поле целей
№ п.п. | Цели для конкретной организации |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Повысить число привлекаемых клиентов Повысить эффективность и качество работы с клиентами Упростить систему приема заказов Сократить время на выполнение заказа Расширить спектр предоставляемых организацией услуг Повысить привлекательность гарантийных обязательств организации Уменьшить очереди в приемных пунктах организации Совершенствовать работу по организации системы заказов на дому Увеличить число приемных пунктов Повысить производительность труда работников организации Уменьшить время движения информации в системе управления организацией Сократить время оформления заказов Оптимизировать время ожиданияприема заказа Активизировать работу по аренде мест для новых пунктов приема Активизировать работу по приобретению мест для новых пунктов приема Совершенствовать работу по организации приема заказов через Интернет Совершенствовать работу по организации приема заказов по телефону Повысить квалификацию рабочих Снизить дублирование операций персоналом Уменьшить число работ, закрепленных за одним человеком Совершенствовать работу по информатизации организации Совершенствовать работу по предоставлению клиенту дополнительного сервиса в пунктах приема Уменьшить затраты на транспортные средства Сократить издержки на перемещение груза Сократить транспортные расходы Снизить стоимость перевозки единицы груза Сократить транспортные маршруты |
Анализ поляцелей показал особую важность для обеспечения эффективного функционирования организации тех из них, достижение которых ограниченно жесткими временными границами. На их основе и были сформулированы первоочередно решаемые задачи, представленные полем задач (таблица 4).
Задача- конкретный путь достижения цели, способ ее достижения, например:
1. Расчетно обосновать потребную численность персонала организации по категориям, квалификации, подразделениям.
2. Минимизировать время нерегламентированных перерывов.
3. Сформировать оптимальную производственную программу при минимальной себестоимости выпускаемой продукции и т.п. (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Поле задач
№ п.п. | Задачи для конкретной организации |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Сформировать программу по повышению эффективности и качества работы с клиентами Минимизировать время движения информации в системе управления организацией Разработать программу повышения квалификации рабочих Сформировать программу снижения затрат на транспортные средства Сформировать программу повышения производительности труда работников Разработать комплекс мероприятий по сокращению транспортных расходов Оптимизировать стоимость перевозки единицы груза Учет временных затрат на выполнение заказа Подбор приемлемой для организации современной информационной технологии Разработать проект сокращения транспортных маршрутов Разработать систему мероприятий по ликвидации дублирования персоналом управленческих операций Оптимизировать издержки, связанные с перемещением груза Оптимизировать число работ, закрепленных по должностной инструкции за одним исполнителем |
Сформулированные проблемы, цели, задачи характеризуются различной степенью детализации. Чем более декомпозирована проблема, цель, задача, тем меньше неопределенность, а следовательно, и выше вероятность ее реализации.
Для удобства восприятия и осознания взаимосвязей и взаимозависимостей сформулированные наборы проблем, целей и задач увязываются в дерево. Дерево структурно представляет собой элементы и взаимосвязи между ними. Элементами являются рассматриваемые проблемы (цели, задачи). Взаимосвязи между ними характеризуют логику решения соответственно проблемы, задачи или достижения цели. Дерево представляет собой открытый сетевой граф, вершина которого является наиболее укрупненным элементом. Последующие элементы графа детализируют элементы более высокого иерархического уровня. Элементы более низкого иерархического уровня не должны находиться в противоречии с элементами более высокого уровня.
В курсовом проекте деревья должны содержать не менее трех иерархических уровней. Необходимость дальнейшей детализации графа определяется проектантом.
Можно использовать различные методы построения дерева, в частности, методы группировки, выталкивания, непосредственного построения, планшетного моделирования и др.
При использовании метода группировки проблемы, цели или задачи, включенные в соответствующие поля (таблицы 2,3,4), можно сгруппировать (классифицировать) в пределах этого поля по двум-трем и более признакам и, таким образом, получить сходные по этим признакам наборы проблем, целей, задач. Поскольку размерности этих наборов меньше размерности исходного поля, то установить взаимосвязи между отдельными элементами (проблемами, целями, задачами) такого набора более просто. Построенные на основе такой локальной классификации ветви деревьев уже не представляет труда объединить («сшить») в единое дерево.
При построении дерева методом выталкивания, все элементы сформированного поля(таблицы 2,3,4) нужно пронумеровать, пользуясь натуральным рядом чисел. Затем необходимо установить связь каждого элемента с каждым элементом этого же поля(таблицы 5,6,7), то есть получить пары соподчиненности элементов соответствующих полей (проблем, целей, задач).
Таким образом, будет получен полный набор возможных пар соподчиненности элементов, а также установлены начальное и соподчиненное ему событие. Из этого набора пар выбираем такую пару, начальное событие которой не является соподчиненным ни в одной из пар этого набора. Выбранная таким образом пара будет вершиной строящегося дерева. Установленное правило соподчиненности как бы «выталкивает» наиболее интегрированное событие на соответствующий уровень дерева. Затем, используя правило увязки элементов сетевой модели, каковой является и строящееся дерево проблем (целей, задач), увязываем пары соподчиненных элементов в дерево.
Таблица 5 - Установление связей соподчинения элементов поля проблем
Пары соподчиненностей | Пары соподчиненностей | |
Начальное событие | Конечное событие | |
1 → 2 1 → 3 1 → 4 1 → 43 2 → 5 2 → 6 2 → 7 2 →47 3 → 8 3 →9 3 →10 3 →11 4 →12 4 →13 4 →14 5 → 15 5→ 16 8 → 17 8 → 18 8 → 19 9 → 20 9 → 21 9 →22 11 → 23 11 → 25 12 → 24 12 → 26 13 → 29 13 → 30 14 → 27 14 → 28 15 → 31 15 → 32 15 → 33 16 → 34 20 → 35 20 → 36 23 → 37 23 → 38 25 → 39 25 → 40 26 → 41 37 → 42 38 → 43 43 → 45 43 → 46 47 → 48 47 → 49 49 → 50 49 → 51 |
Таблица 6 - Установление связей соподчинения элементов поля целей
Пары соподчиненностей | Пары соподчиненностей | |
Начальное событие | Конечное событие | |
1 → 2 1 → 3 1 → 4 2 → 5 2 → 6 2 → 25 3 → 7 3 → 8 3 → 9 4 →10 4 →11 7 → 12 7 → 13 8 → 16 8 → 17 9 → 14 9 → 15 10 → 18 10 → 19 10 → 20 11 → 21 13 → 22 24 → 26 24 → 27 25 → 23 25 → 24 |
Таблица 7 - Установление связей соподчинения элементов поля задач
Пары соподчиненностей | Пары соподчиненностей | |
Начальное событие | Конечное событие | |
1 → 6 1 → 8 2 → 9 5 → 3 5 → 11 5 → 13 6 → 4 6 → 12 8 → 2 8 → 5 12 →7 12 →10 |
Правило увязки элементов сводится к следующему: последний номер пары должен соответствовать первому номеру следующей за ним. Таким образом, все сформированные пары элементов будут увязаны в единое дерево проблем (целей, задач) (рисунки 1,2,3).
В процессе построения дерева возможно нарушение строгости иерархии элементов: появление петель, разрывы связей и т.п. В этом случае необходимо выделить проблемные фрагменты дерева и провести повторную оценку с точки зрения логики установления соподчиненности элементов. Таким образом, невязки в построении дерева будут ликвидированы. Если при построении дерева возникнет ситуация, при которой на верхнем иерархическом уровне окажется несколько начальных событий, то все эти события должны быть объединены одним общим интегрированным событием.
Рисунок 1 - Графическая интерпретация увязки пар соподчиненностей проблем
Кроме указанных методов построения деревьев можно использовать также смешанный метод, включив и органично соединив элементы двух рассмотренных ранее.
Таким образом, в аналитической части курсового проекта на основе анализа состояния проработанности выбранной темы должны быть построены два дерева: задач и по выбору студента проблем или целей.
Рисунок 2 - Графическая интерпретация увязки пар соподчиненностей целей
Рисунок 3 - Графическая интерпретация увязки пар соподчиненностей задач
Заканчивается аналитическая часть курсового проекта выбором одной из задач, представленной в дереве задач, желательно, чтобы это была конкретная задача, находящаяся на нижнем иерархическом уровне дерева.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Эта часть курсового проекта включает следующие работы:
1. Изучение специальной литературы с целью выбора наиболее подходящих с точки зрения самого студента методов и приемов решения выбранной в аналитической части конкретной задачи. Таких альтернативных методов, приемов) должно быть не менее трех.
2. Оценку степени привлекательности каждого из выбранных методов и приемов для решения этой задачи.
При рассмотрении альтернативных методов решения задачи источником информации может являться не только специальная литература, но также и собственный практический опыт студента – проектанта. Для выбора подходящих из них необходимо характеризовать все выбранные в предыдущем пункте и включенные в набор методы с точки зрения рациональности их использования при решении конкретной задачи: положительные и отрицательные моменты их применения при, их соответствие заданным критериям предпочтительности (простота реализации, возможность использования вычислительных машин, получение наиболее рационального варианта решения) и т.п.
Основой для отбора метода являются сформулированные студентом критерии, например, прозрачность метода, полная информационная обеспеченность (наличие всех необходимых исходных данных для разработки управленческого решения данным методом) и т.п. При этом, чем по большему числу критериальных признаков будет осуществляться отбор методов, тем более высокая степень обоснованности предпочтительности того или иного метода будет обеспечена. То же относится и к методикам, приемам.
При рассмотрении альтернативных методов с точки зрения возможности их применения при разработке конкретного управленческого решения может возникнуть три ситуации:
1. Из сформированного набора методов хотя бы один будет полностью соответствовать предъявляемым требованиям (заданным критериям). Тогда целесообразность его использования очевидна.
2. Нет ни одного метода, который бы в полной мере отвечал заданным критериям. В этом случае студенту необходимо либо выбрать наиболее соответствующий метод и адаптировать его к решаемой задаче, дополнив его собственными элементами, либо отказаться от его использования. Дополняющие элементы могут быть взяты из других методов (методик) и встроены в выбранный.
3. Ни один из отобранных для решения задачи методов не удовлетворяет заданным требованиям (критериям) и нет возможности его адаптировать к процессу разработки управленческого решения. В этом случае студент должен в проектной части КП разработать свой оригинальный метод решения.
В случае, когда имеет место вторая и третья ситуации, в научно-методической части дается только общий контур необходимых доработок (корректировок). Детальная проработка этого вопроса осуществляется в проектной части.
Сравнительный анализ методов, используемых для решения выбранной задачи, может осуществляться различными способами: по максимальному числу критериев отбора и характеристик метода, по максимальному числу оценочных баллов, по экспертным оценкам и др. Рассмотрим более подробно с методической точки зрения суть некоторых из этих способов.
1 способ. По максимальному числу совпадений признаков.
Сравнение заданных критериев с характеристиками каждого из методов и выбор тех методов, которые имеют наибольшее число совпадений (таблица 8). Этот способ рекомендуется использовать, если все критерии равно приоритетны.
Таблица 8 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи
№ п.п. | Заданные критерии оценки | Соответствие анализируемого метода заданным критериям | |||
Метод 1 | Метод 2 | … | Метод n | ||
Возможность получения оптимального решения | да | да | … | нет | |
Наличие необходимых для решения задачи данных | нет | да | … | да | |
… | … | … | … | … | … |
Итого число совпадений | … |
В нашем примере наибольшее число совпадений у метода n (смотри таблицу 8), следовательно, этот метод в наибольшей степени соответствует заданным критериям, которые должны быть учтены при решении выбранной задачи.
2 способ. По балльной оценке.
Присвоение каждому критерию соответствующей балльной оценки, характеризующей тот или иной признак анализируемого метода (таблица 9) с последующим суммированием этих оценок (таблица 10). Выбираются те методы, которые набрали наибольшее число баллов. В этом случае появляется возможность отдать предпочтение тем или иным критериям, которые могут являться определяющими с точки зрения лица, принимающего решение, поскольку присваиваемая балльная оценка обусловливается значимостью признака, выбранного в качестве критериального. Используемые балльные оценки имеют численные значения, которые устанавливаются самим проектантом. Интервал их разброса должен соответствовать разбросу предпочтительностей выбранных критериев отбора, так как в противном случае оценка методов может исказиться. Поэтому этот интервал должен быть аргументирован проектантом.
Рассматриваемые оценки могут выражаться как целыми, так и дробными числами. Процедура оценки аналогична предыдущей, но отбор методов осуществляется не по числу совпадений, а по итоговой балльной оценке каждого из них. Этот метод позволяет подойти дифференцированно к оценке выделенных критериев с точки зрения их привлекательности при решении конкретной задачи.
Таблица 9 - Балльные оценки по критериям отбора
Наименование критерия | Возможность получения оптимального решения | Наличие необходимых для решения задачи данных | … | … |
Балльная оценка | 1,2 | … | … |
Таблица 10 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи на базе балльных оценок
№ п.п. | Заданные критерии оценки | Соответствие анализируемого метода заданным критериям | |||
Метод 1 | Метод 2 | … | Метод n | ||
Возможность получения оптимального решения | … | - | |||
Наличие необходимых для решения задачи данных | - | 1,2 | … | 1,2 | |
… | … | … | … | … | … |
Итого число баллов | 9,5 | 16,1 | … | 10,8 |
В нашем примере по итоговой оценке выбирается метод 2.
3 способ. По скорректированной балльной оценке.
Используемый корректирующий коэффициент характеризует степень предпочтительности того или иного критерия оценки рассматриваемого метода. При этом соответствие анализируемого метода заданным критериям должно оцениваться численными значениями, например, при соответствии – 1, при несоответствии – 0 (в отличие от таблицы 8, в которой можно использовать качественные характеристики степени соответствия – «да», «нет»). Корректирующий коэффициент (графа 3 таблицы 11) в зависимости от степени приоритетности того или иного критерия (например, по оценке проектанта) может выражаться как целым (например: 1; 2; 2; 3; 1 и т.д.), так и дробным числом (например: 1,0; 1,2; 2,0; 1,3 и т.д.). Равноприоритетные критерии должны иметь одинаковый корректирующий коэффициент. Число баллов по каждому критерию в привязке к конкретному методу определяется как произведение оценки соответствия анализируемого метода заданному критерию (1 или 0) на корректирующий коэффициент. Например, если оценка соответствия равна 1, а корректирующий коэффициент равен 3, то в графу «оценка соответствия» ставится произведение 1*3=3 (таблица 11).
Таблица 11 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом скорректированной балльной оценки
№ п.п. | Заданные критерии оценки | Кор-рект. коэф-т | Оценка соответствия анализируемого метода заданному критерию | |||
Метод 1 | Метод 2 | … | Метод n | |||
… | n | |||||
Возможность получения оптимального решения | 1*2=2 | 0*2=0 | … | 1*2=2 | ||
Наличие необходимых для решения задачи данных | 1*1=1 | 0*1=0 | … | 0*1=0 | ||
… | … | … | … | … | … | … |
Итоговая оценка | … | … |
Выбираем метод, имеющий наибольшее число баллов – метод1.
4 способ. На базе экспертных оценок.
В этом случае, используя ранее приведенные таблицы 8, 10 и 11, можно построить таблицу экспертных оценок, в которую будут заноситься оценки экспертов по каждому методу в разрезе каждого из критериев или по методу в целом (таблица 12). В качестве экспертов можно использовать авторов специальной литературы со ссылкой на источник с указанием страницы. Экспертную оценку может дать и сам проектант (с ее обоснованием) или руководитель курсового проекта.
Таблица 12 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом экспертных оценок
№ п.п. | Экперт | Источник | Эксперная оценка метода |
Метод 1 | Метод 2 | … | Метод n |