Организация процесса исследования и разработки
Волгоград 2003
Организационно-экономическая часть проекта включает проработку следующих вопросов:
- организация и планирование процесса исследования и разработки;
- маркетинговые исследования;
- оценка уровня конкурентоспособности товара;
- расчет затрат на проведение исследования и разработки;
- расчет себестоимости и цены спроектированного изделия;
- оценка экономической эффективности проекта;
- оценка доходности проекта.
Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования включают описание товара и его преимуществ; описание емкости и доли рынка; характеристику покупателей; анализ конкурентной среды; прогнозирование спроса на выпускаемую продукции и построение графика жизненного цикла товара.
Описание товара
При описании товара необходимо ответить на вопросы:
Чем мы будем торговать? (Товар по замыслу, в реальном исполнении; с подкреплением).
Какой полезный эффект можно извлечь из нашего товара ?
Чем отличается каш товар от товаров конкурентов ?
Если нет в нашей продукции ничего особо выдающегося, то что может привлечь покупателя ?
Описание рынка
Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, необходимо изучить рынок – другими словами, потребителей своего товара:
Кто является нашим покупателем в настоящее время ?
Какие товары пользуются спросом ?
Почему покупают наш товар ?
Почему покупают у нас, а не у наших конкурентов ?
Каким образом расширить круг покупателей ?
Какова емкость нашего рынка ?
Чем привлечь покупателей ?
Как добиться расширения границ рынка ?
Конкуренция
После того, как вы определились с рынками и сочли их достаточно емкими с точки зрения прибыльности и перспективности, необходимо выявление конкурентов.
Кто является нашими конкурентами ?
В каком состоянии их дела – стабильны, на подъеме или идут на спад ?
В чем мы рассчитываем их превзойти ?
Каковы методы конкурентной борьбы ? (дифференциация качества предлагаемых товаров, дополнительные удобства и др.)
Попытайтесь сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности конкурента (конечно, при условии, что они вам известны).
Для сравнения нужно заполнить таблицу 7.
Таблица 7
Характеристика товара
Запросы потребителей | Что может предложить конкурент | Что можете предложить Вы |
1. Качество | ||
2. Исключительность товара | ||
3. Низкие цены | ||
4. Ассортимент | ||
5. Послепродажное обслуживание | ||
Продолжение табл. 7 | ||
6. Надежность | ||
7. Условия доставки | ||
8. Близость (доступность) | ||
9. Гарантии | ||
10. Консультирование | ||
11. Готовность оказать помощь |
Постройте прогнозный график жизненного цикла товара.
Оценка доходности проекта
Оценка доходности проекта включает определение следующих показателей:
1) чистый дисконтированный доход проекта (ЧДД);
2) чистая текущая стоимость по годам реализации проекта (ЧТС);
3) индекс доходности (ИД);
4) среднегодовая рентабельность проекта (Rср);
5) внутренняя норма доходности (ВНД);
6) срок окупаемости проекта (Ток).
Единовременные затраты по годам с учетом дисконтирования определяются:
где Кt – единовременные затраты по проекту в году t;
d – ставка дисконта проекта;
t – текущий год.
t = 1,2, … Т, где Т – число лет разработки и использование проекта.
Ежегодные ожидаемые доходы от проекта с учетом дисконтирования определяются:
где Дt – доходы по проекту в году t.
Ставка дисконта равна:
d=K + i + r,
где К – процентная ставка,
i – инфляция на рынке,
r – уровень риска проекта.
К, i, r – принимаются в долях единицы.
Чистый дисконтированный доход проекта рассчитывается по формуле:
Чистая текущая стоимость по годам реализации проекта определяется:
ЧТСt = ЧТСt-1 + ЧДДt
Проект является эффективным (при данной ставке дисконта), если чистый дисконтированный доход проекта положителен.
Индекс доходности проекта определяется:
Индекс доходности тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Если он положителен, то индекс доходности больше единицы.
Среднегодовая рентабельность проекта равна:
Rср = ИД / n,
где n – срок использования результатов проекта.
Внутренняя норма доходности представляет собой ставку дисконта, при которой величина приведенных доходов равна величине приведенных затрат. Ее можно определить графически, зная ставки дисконта и соответствующие им положительные и отрицательные значения чистой дисконтированной стоимости.
При d = ВНД чистый дисконтированный доход проекта равен нулю. При d > ВНД ЧДД < 0, а при d < ВНД ЧДД > 0.
Срок окупаемости проекта – это продолжительность периода с начального момента до момента окупаемости.
Ток = t- + ЧТС- / (ЧТС+ - ЧТС-) ,
где
t- – период времени, соответствующий последнему отрицательному значению чистой текущей стоимости;
ЧТС+ – первое положительное значение ЧТС;
ЧТС- – последнее отрицательное значение ЧТС.
ПРИМЕР
Расчета доходности проекта
Исходные данные:
1. Единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением проекта составили по годам:
в году t1 – 17 млн. д.е.
в году t2 – 3 млн. д.е.
2. Срок использования проекта – 4 года
3. Ежегодные ожидаемые доходы составили по 10,2 млн. д.е., начиная с года t2
4. Процентная ставка – 12%, инфляция на данном рынке – 10%, уровень риска проекта – 8%.
Расчеты:
Ставка дисконта равна
d = 0,12+0,1+0,08 = 0,3
Расчеты чистого дисконтированного дохода и чистой текущей стоимости приведены в табл.
млн. д.е.
Годы | Доходы | Затраты | Коэф. дисконтирования | Дисконтированный доход | Дисконтированные затраты | ЧДД | ЧТС |
Д | К | Кд | - | ||||
- | 17,0 | 1,0 | - | -17 | -17 | ||
10,2 | 3,0 | 0,77 | 7,85 | 2,31 | 5,54 | -11,46 | |
10,2 | - | 0,59 | 6,02 | - | 6,02 | -5,44 | |
10,2 | - | 0,46 | 4,69 | - | 4,69 | -0,75 | |
10,2 | - | 0,35 | 3,57 | - | 3,57 | 2,82 | |
40,8 | 20,0 | - | 22,13 | 19,31 | 2,82 |
ЧДД > 0, значит проект является эффективным при ставке дисконта 0,3.
Индекс доходности равен:
ИД = 22,13 / 19,31 = 1,146.
Среднегодовая рентабельность равна:
Rср =
Расчеты при ставке дисконта d = 40% показали, что ПДД при этом равен – 0,37 млн. д.е., т.е. проект при такой ставке неэффективен.
Определим по графику внутреннюю норму доходности.
30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Срок окупаемости равен
Ток = 3+0,75 / (2,82+0,75) = 3,2 года
Финансовый профиль проекта
Волгоград 2003
Организационно-экономическая часть проекта включает проработку следующих вопросов:
- организация и планирование процесса исследования и разработки;
- маркетинговые исследования;
- оценка уровня конкурентоспособности товара;
- расчет затрат на проведение исследования и разработки;
- расчет себестоимости и цены спроектированного изделия;
- оценка экономической эффективности проекта;
- оценка доходности проекта.
Организация процесса исследования и разработки
В этом разделе дается характеристика объекта и методов исследования, определяется состав этапов (работ), продолжительность исследования или разработки и численность исполнителей.
Примерный перечень, последовательность, содержание и соотношение трудоемкости различных этапов для прикладных исследований, опытно-конструкторских работ и при разработке программной продукции приведены в таблицах 1; 2 и 3.
Таблица 1
Структура трудоемкости этапов выполнения
прикладных исследований
Этапы | Содержание этапов | Доля этапа в общей трудоемкости темы, % |
1. Подготовительный этап | Подбор и изучение научно-технической литературы и др. материалов, обобщение ответа, анализ состояния вопросов. Патентный поиск, составление, согласование и утверждение технического задания и календарного плана проведения работ по теме | 8 – 12 |
2. Выполнение теоретических разработок по теме | Разработка схем и теоретических обоснований, составление расчетов и проектов, систематизация теоретических разработок | 15 – 20 |
3. Проектирование и изготовление макетов | Разработка, изготовление макетов, установок аппаратуры, средств испытания, их монтаж и отладка | 25 – 30 |
4. Экспериментальные работы и испытания | Проведение экспериментальных работ, лабораторных и производственных испытаний по теоретическим разработкам | 20 – 25 |
5. Доработка и корректировка теоретической части по результатам испытаний | Внесение исправлений в разработанные схемы, расчеты и проекты по результатам испытаний | 10 – 15 |
Продолжение табл. 1 | ||
6. Обобщение, выводы и предложения по теме | Разработка технических заданий на проектирование, конструирование и изготовление образцов изделий новой техники, определение возможности внедрения в производство результатов работы | 2 – 3 |
7. Техническая отчетность | Составление технического отчета о выполнении работ с определением экономического эффекта | 1 – 2 |
8. Заключительный этап | Оформление и утверждение результатов работы | 1 – 2 |
ИТОГО: | 100% |
Таблица 2
Структура трудоемкости этапов выполнения
опытно-конструкторских работ
Этапы | Содержание этапов | Доля этапа в общей трудоемкости темы, % |
1. Техническое задание | Определение технического назначения изделия, основных параметров, технических и экономических требований | 2 – 3 |
2. Техническое предложение | Разработка технических и технико-экономических данных о целесообразности разработки изделия, представление различных вариантов возможных решений с учетом патентных материалов, включая их сравнительную оценку и предложения по выбору оптимального варианта изделия | 3 – 5 |
3. Эскизное проектирование | Анализ состояния вопроса, подбор и изучение научно-технической литературы, существующих конструкций и др. материалов, патентный поиск. Составление и согласование с заказчиком технического задания на проектирование образцов, разработка и составление принципиальной схемы, основных расчетов, схематических чертежей общего вида конструкций, утверждение эскизного проекта | 15 – 20 |
Продолжение табл. 2 | ||
4. Техническое проектирование | Разработка и согласование технического проекта, уточнение схемы и расчетов, разработка уточненных чертежей общего вида образца и конструктивных чертежей общего вида образца и конструктивных чертежей отдельных узлов, составление подетальных спецификаций, аналитические расчеты на прочность и исследование материалов и деталей, изготовление макетов отдельных узлов, агрегатов и изделия в целом | 30 – 35 |
5. Рабочий проект | Разработка рабочих чертежей деталей и узлов, общего вида образца, составление подетальной спецификации, оформление чертежей и технологической документации в опытное производство | 15 – 20 |
6. Изготовление опытного образца | Технологическая и материальная подготовка производства, изготовление и получение деталей, сборка узлов, механизмов и агрегатов, общая сборка и монтаж, проведение отладочных испытаний, корректировка технической документации | 15 – 25 |
7. Испытания опытного образца | Проведение стендовых и эксплуатационных испытаний | 7 – 10 |
ИТОГО: | 100 % |
Таблица 3
Структура трудоемкости этапов
разработки программной продукции
Этапы | Содержание этапов | Доля этапа в общей трудоемкости темы, % |
1. Анализ предметной области и разработка требований | Постановка задачи. Сбор исходных данных. Обоснование критериев эффективности разрабатываемых программных средств. Выбор языков программирования. Согласование и утверждение технического задания | 15 – 25 |
Продолжение табл. 3 | ||
2. Проектирование | Предварительная разработка структуры входных и выходных данных. Разработка общего описания алгоритма решения задачи | 15 – 25 |
3. Программирование | Уточнение структуры входных и выходных данных. Разработка алгоритма решения задачи. Определение конфигурации решения задачи. Разработка структуры программы. Разработка программной документации и передача ее для включения в технический проект | 20 – 30 |
4. Отладка, тестирование | Программирование и отладка программ. Разработка и утверждение программы и методики испытаний. Проведение испытаний. Корректировка программ и программной документации | 20 – 30 |
5. Составление документации | Опытная эксплуатация задач. Корректировка технической документации по результатам опытной эксплуатации. Передача программных средств | 8 – 10 |
ИТОГО: | 100 % |
Трудоемкость исследований и разработок зависит от условий их проведения: в инженерной группе, на промышленном предприятии, в лаборатории университета. Она измеряется в чел-днях или чел-часах.
При определении затрат труда, необходимых для создания научно-технической продукции, следует учитывать степень новизны разработки и неопределенность.
Новизна касается как результата исследования, так, возможно, и процесса исследования, см. таблицу 4.
Таблица 4
Характеристика новизны объекта
и процесса разработки
Новизна результата | Реализация принципа решения задачи |
Воспроизведение существующих решений | Использованы существующие функциональные элементы |
Модификация существующих решений | Для использования существующих функциональных элементов преобразованы способы их соединения |
Модернизация существующих решений | Потребовались преобразование части функциональных элементов и создание новых способов их соединения |
Создание новых разработок на основе известных конструктивных принципов | Потребовалось создание значительного числа новых функциональных элементов и новых способов их соединения |
Создание новых разработок на основе новых конструктивных принципов | Создание принципиально новых способов решения задачи |
Неопределенность (несовершенное значение) касается затрат, сроков и результатов научных исследований и разработок.
В силу действия фактора неопределенности величина затрат труда может быть указана лишь в пределах какого-то интервала.
Для оценки трудоемкости исследований и разработок можно использовать экспертные, опытно-статистические или аналитические методы.
Экспертные методы оценки трудоемкости предстоящих работ основываются на оценках, данных экспертами. Экспертные методы используются при определении трудоемкости работ, отличающихся принципиальной или значительной новизной.
При выполнении дипломного проекта в качестве эксперта выступает дипломник или руководитель проекта, который оценивает трудоемкость работ, пользуясь собственным опытом и знаниями.
Ожидаемое время выполнения работ или этапов можно определить по формуле:
где tmin – минимально возможная продолжительность работы, при
которой понимается предполагаемая ее длительность при
наиболее благоприятных условиях;
tmax – максимальная продолжительность работы, при которой
понимается ее предполагаемая длительность при самых
неблагоприятных условиях.
Оценка трудоемкости работ и этапов оформляется в виде таблицы 5.
Таблица 5
Состав и трудоемкость работ
Этапы работ | tmin, чел-дн. | tmax, чел-дн | tож, чел-дн. |
и т.д. | |||
Итого: |
Опытно-статистические методы оценки трудоемкости используются при наличии достоверной информации о проводившихся ранее аналогичных исследованиях и разработках.
Дипломники могут использовать следующие разновидности опытно-статистического метода: структурной аналогии, переводных коэффициентов, типовых этапов и видов работ. Методика структурной аналогии применяется для оценки трудоемкости разработки технических комплексов, состоящих из отдельных устройств, приборов, блоков и других элементов. Ожидаемая трудоемкость разработки технического комплекса определяется как сумма значений трудоемкости разработки аналогичных элементов.
Методика переводных коэффициентов используется для оценки трудоемкости исследований и разработок, аналогичных проводившимся ранее.
Трудоемкость нового исследования или разработки (Тн) определяется по формуле:
Тн = Та х Кпер ,
где Та – трудоемкость аналога;
Кпер – переводной коэффициент, учитывающий степень новизны
и изменения организационно-технических условий
исследования и разработки.
Методика типовых этапов и видов работ предполагает оценку трудоемкости исследования или разработки в соответствии с типовым технологическим процессом проведения НИОКР. Трудоемкость новой разработки Тн определяется как сумма трудоемкости обязательных видов работ (tp):
где n – количество видов работ, входящих в типовой технологический
процесс проведения исследований и разработок.
Укрупненная оценка может проводиться по удельному весу трудоемкости типового этапа в трудоемкости аналогичной разработки или исследования:
Тн = ,
где tн – трудоемкость типового этапа в новой разработке;
d – удельный вес трудоемкости этого этапа в трудоемкости
аналогичной разработки, %.
Метод прямого нормирования работ является наиболее точным, но требует наличия дифференцированных нормативов.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, зависит от масштаба работ, срока выполнения работ, а также от суммы бюджета.
Другими факторами, влияющими на количество исследователей и разработчиков, являются эффективность организационной структуры, уровень профессионализма членов группы, степень важности проекта.
Эти факторы могут быть положены в основу определения численности при экспертной оценке трудоемкости исследования или разработки. В остальных случаях численность персонала может быть рассчитана по формуле:
Ч = ,
где Т – трудоемкость разработки или исследования;
Фпл – плановый фонд времени одного исполнителя.
Организация работ по проведению исследований и разработок основывается на последовательном или параллельно-последовательном способах выполнения этапов.
При последовательном выполнении каждый следующий этап (стадия) начинается только после полного завершения предшествующего. Цикл исследования при этом будет равен:
Тпосл =
где n – число этапов;
ti – трудоемкость i-го этапа, чел-дн;
Чi – количество человек, одновременно выполняющих i-ый этап.
При параллельно-последовательном выполнении этапов, когда имеет место совмещение выполнения некоторых из них, цикл исследования уменьшается по сравнению с последовательным выполнением и определяется по формуле:
Тпар-посл = Кпар
где Кпар – средний коэффициент параллельности выполнения этапов, Кпар = 0,3 – 0,7.
Организационный план исследования составляется в виде ленточного графика.
Таблица 6
График проведения исследования
Наименование этапов (работ) | Исполнители | Длительность этапов (работ), дн | Год (месяцы, недели февраль март апрель май |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. | |||
1. 2. 3. и т.д. | |||
Итого: | Ту |
Планирование сложных разработок осуществляется на основе построения сетевых моделей, расчета, анализа и оптимизации их параметров [ ].
Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования включают описание товара и его преимуществ; описание емкости и доли рынка; характеристику покупателей; анализ конкурентной среды; прогнозирование спроса на выпускаемую продукции и построение графика жизненного цикла товара.
Описание товара
При описании товара необходимо ответить на вопросы:
Чем мы будем торговать? (Товар по замыслу, в реальном исполнении; с подкреплением).
Какой полезный эффект можно извлечь из нашего товара ?
Чем отличается каш товар от товаров конкурентов ?
Если нет в нашей продукции ничего особо выдающегося, то что может привлечь покупателя ?
Описание рынка
Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, необходимо изучить рынок – другими словами, потребителей своего товара:
Кто является нашим покупателем в настоящее время ?
Какие товары пользуются спросом ?
Почему покупают наш товар ?
Почему покупают у нас, а не у наших конкурентов ?
Каким образом расширить круг покупателей ?
Какова емкость нашего рынка ?
Чем привлечь покупателей ?
Как добиться расширения границ рынка ?
Конкуренция
После того, как вы определились с рынками и сочли их достаточно емкими с точки зрения прибыльности и перспективности, необходимо выявление конкурентов.
Кто является нашими конкурентами ?
В каком состоянии их дела – стабильны, на подъеме или идут на спад ?
В чем мы рассчитываем их превзойти ?
Каковы методы конкурентной борьбы ? (дифференциация качества предлагаемых товаров, дополнительные удобства и др.)
Попытайтесь сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности конкурента (конечно, при условии, что они вам известны).
Для сравнения нужно заполнить таблицу 7.
Таблица 7
Характеристика товара
Запросы потребителей | Что может предложить конкурент | Что можете предложить Вы |
1. Качество | ||
2. Исключительность товара | ||
3. Низкие цены | ||
4. Ассортимент | ||
5. Послепродажное обслуживание | ||
Продолжение табл. 7 | ||
6. Надежность | ||
7. Условия доставки | ||
8. Близость (доступность) | ||
9. Гарантии | ||
10. Консультирование | ||
11. Готовность оказать помощь |
Постройте прогнозный график жизненного цикла товара.