Анализ состояния и прогноз рыночной среды

Введение

В данном курсовом проекте на примере задачи управления деятельностью условной фирмы с учетом факторов внешней среды моделируются процедуры принятия управленческих решений на различных этапах: анализ состояния, прогноз рыночной среды, оценка риска принятия решений, выбор оптимальных (рациональных) стратегий, прогноз достигаемых результатов. При выполнении курсового проекта применяются правила математической формализации задач принятия управленческих решений; изучаются методы снятия неопределенности при решении подобных задач; проводится моделирование изменения параметров системы во времени с помощью метода статистического прогнозирования; используются современные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение подобного класса задач.

Важной частью курсового проекта является решение задачи по разработке оптимальной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях, а также проведение анализа чувствительности результата управленческих решений к изменению внутренних и внешних факторов и оценка устойчивости управленческих решений.

Отдельной частью курсового проекта является анализ целесообразности реорганизации производства в условиях рыночного риска и неопределенности.

Постановка задачи

Существует некоторая фирма, занимающаяся производством и выпуском двух видов продукции. Обозначим для определенности через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru – количество выпускаемой продукции первого и второго типа, соответственно. При выпуске продукции используется два типа ресурсов – оборудование и сырье. Обозначим через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru полезный фонд времени работы оборудования. Известны нормативы затрат времени работы оборудования на производство единицы продукции Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , которые показывают сколько времени необходимо затратить на изготовление единицы продукции первого и второго типа. Примем, что Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru .

Считается, что при производстве и первой, и второй продукции используется один вид сырьевого ресурса. Известны нормативы затрат сырьевого ресурса на производство единицы обоих видов продукции – Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru . Принимаем, что Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru .

Обозначим через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru цену за единицу первой и второй продукции соответственно, через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru – стоимость единицы сырьевого ресурса.

Продукция, выпускаемая фирмой, характеризуется сложившимся на рынке объемом спроса. Пусть Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru – объем спроса на первую и вторую продукцию соответственно.

Цены реализации продукции Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru определяются ситуацией, которая складывается на рынке. К рассматриваемому моменту имеется ретроинформация (статистическая информация) о тенденциях изменения цен за предыдущие 10 лет, которая качественно выглядит следующим образом:

Таблица 1 - Ретроинформация по цене на первую продукцию

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Ц1 27,0 27,3 27,5 28,4 28,1 29,2 28,8 29,0 29,7 29,9 30,5

где ti – это год. Тогда t0-10 – это год начала рассматриваемого периода, а t0 - текущий год.

Таблица 2 - Ретроинформация по цене на вторую продукцию

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Ц2 18,3 19,5 20,4 21,6 22,7 23,1 24,6 25,3 26,2 27,7 27,9

Цена сырьевого ресурса Цр, приобретаемого для организации процесса производства, также формируется рынком.

Таблица 3 - Ретроинформация по цене на ресурс

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Цр 5,5 6,0 6,0 5,4 5,8 6,3 6,6 6,7 6,9 6,0 6,4

Производство и реализация. Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования можно графически представить следующим образом:

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Рисунок 1 - Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования

Выбор производственной программы, т.е. значений Х1 и Х2, ограничиваются не только производственными возможностями, но и объемом практического сбыта этой продукции на рынке. Объем сбыта продукции определяется величиной спроса Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru . Примем, что фирма в прошедшие периоды производила продукцию в объеме равном величине спроса.

Таблица 4 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) первой продукции

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Таблица 5 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) второй продукции



Ериод времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

С учетом сказанного, необходимо определить стратегию поведения фирмы (определить оптимальный объем производства первой и второй продукции), по критерию максимизации прибыли предприятия на последующие пять лет.

Заключение

В курсовом проекте на примере задачи управления деятельностью условной фирмы были смоделированы процедуры принятия управленческих решений на различных этапах:

¾ анализ состояния,

¾ прогноз рыночной среды,

¾ оценка риска принятия решений,

¾ выбор оптимальных стратегий,

¾ прогноз достигаемых результатов.

Была решена задача по разработке оптимальной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях, проведен анализ чувствительности результата принятия управленческих решений к изменению внутренних и внешних факторов, оценка устойчивости управленческих решений, анализ целесообразности реорганизации производства в условиях рыночного риска и неопределенности (был рассчитан срок окупаемости инвестиционного проекта в случае реорганизации производства).

Введение

В данном курсовом проекте на примере задачи управления деятельностью условной фирмы с учетом факторов внешней среды моделируются процедуры принятия управленческих решений на различных этапах: анализ состояния, прогноз рыночной среды, оценка риска принятия решений, выбор оптимальных (рациональных) стратегий, прогноз достигаемых результатов. При выполнении курсового проекта применяются правила математической формализации задач принятия управленческих решений; изучаются методы снятия неопределенности при решении подобных задач; проводится моделирование изменения параметров системы во времени с помощью метода статистического прогнозирования; используются современные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение подобного класса задач.

Важной частью курсового проекта является решение задачи по разработке оптимальной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях, а также проведение анализа чувствительности результата управленческих решений к изменению внутренних и внешних факторов и оценка устойчивости управленческих решений.

Отдельной частью курсового проекта является анализ целесообразности реорганизации производства в условиях рыночного риска и неопределенности.

Постановка задачи

Существует некоторая фирма, занимающаяся производством и выпуском двух видов продукции. Обозначим для определенности через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru – количество выпускаемой продукции первого и второго типа, соответственно. При выпуске продукции используется два типа ресурсов – оборудование и сырье. Обозначим через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru полезный фонд времени работы оборудования. Известны нормативы затрат времени работы оборудования на производство единицы продукции Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , которые показывают сколько времени необходимо затратить на изготовление единицы продукции первого и второго типа. Примем, что Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru .

Считается, что при производстве и первой, и второй продукции используется один вид сырьевого ресурса. Известны нормативы затрат сырьевого ресурса на производство единицы обоих видов продукции – Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru . Принимаем, что Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru , Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru .

Обозначим через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru цену за единицу первой и второй продукции соответственно, через Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru – стоимость единицы сырьевого ресурса.

Продукция, выпускаемая фирмой, характеризуется сложившимся на рынке объемом спроса. Пусть Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru – объем спроса на первую и вторую продукцию соответственно.

Цены реализации продукции Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru определяются ситуацией, которая складывается на рынке. К рассматриваемому моменту имеется ретроинформация (статистическая информация) о тенденциях изменения цен за предыдущие 10 лет, которая качественно выглядит следующим образом:

Таблица 1 - Ретроинформация по цене на первую продукцию

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Ц1 27,0 27,3 27,5 28,4 28,1 29,2 28,8 29,0 29,7 29,9 30,5

где ti – это год. Тогда t0-10 – это год начала рассматриваемого периода, а t0 - текущий год.

Таблица 2 - Ретроинформация по цене на вторую продукцию

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Ц2 18,3 19,5 20,4 21,6 22,7 23,1 24,6 25,3 26,2 27,7 27,9

Цена сырьевого ресурса Цр, приобретаемого для организации процесса производства, также формируется рынком.

Таблица 3 - Ретроинформация по цене на ресурс

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Цр 5,5 6,0 6,0 5,4 5,8 6,3 6,6 6,7 6,9 6,0 6,4

Производство и реализация. Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования можно графически представить следующим образом:

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Рисунок 1 - Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования

Выбор производственной программы, т.е. значений Х1 и Х2, ограничиваются не только производственными возможностями, но и объемом практического сбыта этой продукции на рынке. Объем сбыта продукции определяется величиной спроса Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru . Примем, что фирма в прошедшие периоды производила продукцию в объеме равном величине спроса.

Таблица 4 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) первой продукции

Период времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Таблица 5 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) второй продукции

Ериод времени ti t0-10 t0-9 t0-8 t0-7 t0-6 t0-5 t0-4 t0-3 t0-2 t0-1 t0
Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

С учетом сказанного, необходимо определить стратегию поведения фирмы (определить оптимальный объем производства первой и второй продукции), по критерию максимизации прибыли предприятия на последующие пять лет.

Анализ состояния и прогноз рыночной среды

Для решения поставленной задачи на первом этапе необходимо осуществить стратегическое планирование, которое подразумевает выработку стратегии поведения на следующие пять периодов функционирования фирмы, т.е. на периоды t0+1, t0+2, t0+3, t0+4, t0+5. При этом необходимо дать прогноз относительно изменения цены на продукцию обоих видов, цены на ресурс и объемов продаж, которые можно будет реализовать на рынке. Стратегическое планирование или прогнозирование основывается на ретроинформации (статистики) об изменении исследуемых параметров в прошедшие периоды. Используя численные методы, необходимо получить уравнение регрессии, которое представляет собой функциональную зависимость некоторого параметра от времени. В нашем случае под параметром следует понимать цену на продукцию первого или второго вида, цену на ресурс, объем продаж первой или второй продукции. Для проведения дальнейших исследований в курсовом проекте принимается допущение, что возможно использовать регрессии первого порядка:

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Для расчета числовых коэффициентов Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru и Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru целесообразнее и удобнее использовать стандартное приложение «Анализ данных» (меню «Сервис») пакета Excel.

Полученные уравнения регрессии позволяют дать прогноз изменения интересующих параметров, а именно цен на продукцию, цены на ресурс и объемов продаж первой и второй продукции, в зависимости от времени. Так как в постановке задачи, речь идет о стратегии поведения фирмы в течение следующих пяти лет, то исследование следует ограничить будущими пятью годами.

Любая математическая модель, каковой является и уравнение регрессии, характеризуется некоторой погрешностью. Поэтому, необходимо по показателю среднеквадратического отклонения модели Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru оценить погрешность прогноза и рассчитать пессимистический и оптимистический прогноз для исследуемого параметра. При этом под пессимистическим прогнозом будем понимать ситуацию, когда параметры задачи изменяются неблагоприятным для фирмы образом, а именно их изменение приведет к тому, что предприятие получит минимально возможную прибыль. Оптимистический прогноз является полной противоположностью пессимистического прогноза и рассчитывается для ситуации, в которой фирма получит максимально возможную прибыль.

Математическая модель расчета прогнозного параметра для оптимистического варианта имеет вид: Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

где Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru значение исследуемого параметра при оптимистическом прогнозе, Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru номинальное прогнозное значение. Знак Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru отражает содержательный смысл параметра. Речь идет о том, что некоторые параметры, такие как цены на выпускаемую продукцию или объем продаж, при своем увеличении приводят к росту прибыли предприятия. Напротив, цена на используемый ресурс только при своем уменьшении положительно сказывается на изменении прибыли. Поэтому выбор знака однозначно определяется содержательным и экономическим смыслом исследуемого параметра системы.

Математическая модель расчета прогнозного параметра для пессимистического варианта имеет вид:

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

где Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru значение исследуемого параметра при пессимистическом прогнозе. Выбор знака Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru также определяется содержательным смыслом прогнозируемого параметра.

Расчет прогнозных значений цены на первую и вторую продукцию, цены на ресурс, объемов продаж первой и второй продукции

Таблица 6 – Регрессионная модель для цены на первую продукцию

Линейная регрессия. Метод наименьших квадратов    
           
Период Цена реализации первой продукции (Y-зависимая переменная) Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=26,69+0,33*X1) Пессимис-тический прогноз Оптимис-тический прогноз
t0-10 27,00 27,02    
t0-9 27,30 27,35    
t0-8 27,50 27,68    
t0-7 28,40 28,01    
t0-6 28,10 28,34    
t0-5 29,20 28,67    
t0-4 28,80    
t0-3 29,00 29,33    
t0-2 29,70 29,66    
t0-1 29,90 29,99    
t0 30,50 30,32    
t0+1 30,65 30,65 29,52 31,78
t0+2 30,98 30,98 29,85 32,11
t0+3 31,31 31,31 30,18 32,44
t0+4 31,64 31,64 30,51 32,77
t0+5 31,97 31,97 30,84 33,1
           
           
Среднеквадратичное отклонение 1,13  

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Рисунок 2 – Регрессионный анализ данных по цене на первую продукцию

Таблица 7 - Регрессионная модель для цены на вторую продукцию

Период Цена реализации второй продукции (Y-зависимая переменная) Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=17,53+0,98*X1) Пессимис-тический прогноз Оптимис-тический прогноз
t0-10 18,30 18,51    
t0-9 19,50 19,49    
t0-8 20,40 20,47    
t0-7 21,60 21,45    
t0-6 22,70 22,43    
t0-5 23,10 23,41    
t0-4 24,60 24,39    
t0-3 25,30 25,37    
t0-2 26,20 26,35    
t0-1 27,70 27,33    
t0 27,90 28,31    
t0+1 29,25 29,29 26,04 32,54
t0+2 30,23 30,27 27,02 33,52
t0+3 31,21 31,25 34,5
t0+4 32,19 32,23 28,98 35,48
t0+5 33,16 33,21 29,96 36,46
           
           
Среднеквадратичное отклонение 3,25  

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Рисунок 3 - Регрессионный анализ данных по цене на вторую продукцию

Таблица 8 - Регрессионная модель для цены на ресурс

Период Цена покупки ресурса (Y-зависимая переменная) Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=5,567+0,0,096*X1) Пессимис-тический прогноз Оптимис-тический прогноз
t0-10 5,50 5,66    
t0-9 6,00 5,76    
t0-8 6,00 5,86    
t0-7 5,40 5,95    
t0-6 5,80 6,05    
t0-5 6,30 6,14    
t0-4 6,60 6,24    
t0-3 6,70 6,34    
t0-2 6,90 6,43    
t0-1 6,00 6,53    
t0 6,40 6,62    
t0+1 6,72 6,72 7,20 6,24
t0+2 6,82 6,82 7,30 6,34
t0+3 6,92 6,91 7,39 6,43
t0+4 7,01 7,01 7,49 6,53
t0+5 7,11 7,10 7,58 6,62
           
           
Среднеквадратичное отклонение 0,48  

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Рисунок 4 - Регрессионный анализ данных по цене на ресурс

Таблица 9 - Регрессионная модель для объемов продаж первой продукции

Период Объем продаж первой продукции (Y-зависимая переменная) Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=380,64+5,5*X1) Пессимис-тический прогноз Оптимис-тический прогноз
t0-10 386,00 386,14    
t0-9 392,00 391,64    
t0-8 397,00 397,14    
t0-7 403,00 402,64    
t0-6 408,00 408,14    
t0-5 413,00 413,64    
t0-4 419,00 419,14    
t0-3 425,00 424,64    
t0-2 430,00 430,14    
t0-1 436,00 435,64    
t0 441,00 441,14    
t0+1 446,64 446,64 428,4 464,88
t0+2 452,14 452,14 433,9 470,38
t0+3 457,64 457,64 439,4 475,88
t0+4 463,14 463,14 444,9 481,38
t0+5 468,64 468,64 450,4 486,88
           
           
Среднеквадратичное отклонение 18,24  

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Рисунок 5 - Регрессионный анализ данных по объемам продаж первой продукции

Таблица 10 - Регрессионная модель для объемов продаж второй продукции

Период Объем продаж второй продукции (Y-зависимая переменная) Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=180,76+9,6*X1) Пессимис-тический прогноз Оптимис-тический прогноз
t0-10 190,00 190,36    
t0-9 200,00 199,96    
t0-8 210,00 209,56    
t0-7 219,00 219,16    
t0-6 229,00 228,76    
t0-5 238,00 238,36    
t0-4 248,00 247,96    
t0-3 258,00 257,56    
t0-2 267,00 267,16    
t0-1 277,00 276,76    
t0 286,00 286,36    
t0+1 295,96 295,96 264,12 327,8
t0+2 305,56 305,56 273,72 337,4
t0+3 315,16 315,16 283,32
t0+4 324,76 324,76 292,92 356,6
t0+5 334,36 334,36 302,52 366,2
           
           
Среднеквадратичное отклонение 31,84  

Анализ состояния и прогноз рыночной среды - student2.ru

Рисунок 6 - Регрессионный анализ данных по объемам продаж второй продукции


Наши рекомендации