Анализ состояния и прогноз рыночной среды
Введение
В данном курсовом проекте на примере задачи управления деятельностью условной фирмы с учетом факторов внешней среды моделируются процедуры принятия управленческих решений на различных этапах: анализ состояния, прогноз рыночной среды, оценка риска принятия решений, выбор оптимальных (рациональных) стратегий, прогноз достигаемых результатов. При выполнении курсового проекта применяются правила математической формализации задач принятия управленческих решений; изучаются методы снятия неопределенности при решении подобных задач; проводится моделирование изменения параметров системы во времени с помощью метода статистического прогнозирования; используются современные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение подобного класса задач.
Важной частью курсового проекта является решение задачи по разработке оптимальной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях, а также проведение анализа чувствительности результата управленческих решений к изменению внутренних и внешних факторов и оценка устойчивости управленческих решений.
Отдельной частью курсового проекта является анализ целесообразности реорганизации производства в условиях рыночного риска и неопределенности.
Постановка задачи
Существует некоторая фирма, занимающаяся производством и выпуском двух видов продукции. Обозначим для определенности через и – количество выпускаемой продукции первого и второго типа, соответственно. При выпуске продукции используется два типа ресурсов – оборудование и сырье. Обозначим через полезный фонд времени работы оборудования. Известны нормативы затрат времени работы оборудования на производство единицы продукции и , которые показывают сколько времени необходимо затратить на изготовление единицы продукции первого и второго типа. Примем, что , , .
Считается, что при производстве и первой, и второй продукции используется один вид сырьевого ресурса. Известны нормативы затрат сырьевого ресурса на производство единицы обоих видов продукции – и . Принимаем, что , .
Обозначим через и цену за единицу первой и второй продукции соответственно, через – стоимость единицы сырьевого ресурса.
Продукция, выпускаемая фирмой, характеризуется сложившимся на рынке объемом спроса. Пусть и – объем спроса на первую и вторую продукцию соответственно.
Цены реализации продукции и определяются ситуацией, которая складывается на рынке. К рассматриваемому моменту имеется ретроинформация (статистическая информация) о тенденциях изменения цен за предыдущие 10 лет, которая качественно выглядит следующим образом:
Таблица 1 - Ретроинформация по цене на первую продукцию
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Ц1 | 27,0 | 27,3 | 27,5 | 28,4 | 28,1 | 29,2 | 28,8 | 29,0 | 29,7 | 29,9 | 30,5 |
где ti – это год. Тогда t0-10 – это год начала рассматриваемого периода, а t0 - текущий год.
Таблица 2 - Ретроинформация по цене на вторую продукцию
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Ц2 | 18,3 | 19,5 | 20,4 | 21,6 | 22,7 | 23,1 | 24,6 | 25,3 | 26,2 | 27,7 | 27,9 |
Цена сырьевого ресурса Цр, приобретаемого для организации процесса производства, также формируется рынком.
Таблица 3 - Ретроинформация по цене на ресурс
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Цр | 5,5 | 6,0 | 6,0 | 5,4 | 5,8 | 6,3 | 6,6 | 6,7 | 6,9 | 6,0 | 6,4 |
Производство и реализация. Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования можно графически представить следующим образом:
Рисунок 1 - Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования
Выбор производственной программы, т.е. значений Х1 и Х2, ограничиваются не только производственными возможностями, но и объемом практического сбыта этой продукции на рынке. Объем сбыта продукции определяется величиной спроса и . Примем, что фирма в прошедшие периоды производила продукцию в объеме равном величине спроса.
Таблица 4 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) первой продукции
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Таблица 5 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) второй продукции
Ериод времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
С учетом сказанного, необходимо определить стратегию поведения фирмы (определить оптимальный объем производства первой и второй продукции), по критерию максимизации прибыли предприятия на последующие пять лет.
Заключение
В курсовом проекте на примере задачи управления деятельностью условной фирмы были смоделированы процедуры принятия управленческих решений на различных этапах:
¾ анализ состояния,
¾ прогноз рыночной среды,
¾ оценка риска принятия решений,
¾ выбор оптимальных стратегий,
¾ прогноз достигаемых результатов.
Была решена задача по разработке оптимальной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях, проведен анализ чувствительности результата принятия управленческих решений к изменению внутренних и внешних факторов, оценка устойчивости управленческих решений, анализ целесообразности реорганизации производства в условиях рыночного риска и неопределенности (был рассчитан срок окупаемости инвестиционного проекта в случае реорганизации производства).
Введение
В данном курсовом проекте на примере задачи управления деятельностью условной фирмы с учетом факторов внешней среды моделируются процедуры принятия управленческих решений на различных этапах: анализ состояния, прогноз рыночной среды, оценка риска принятия решений, выбор оптимальных (рациональных) стратегий, прогноз достигаемых результатов. При выполнении курсового проекта применяются правила математической формализации задач принятия управленческих решений; изучаются методы снятия неопределенности при решении подобных задач; проводится моделирование изменения параметров системы во времени с помощью метода статистического прогнозирования; используются современные пакеты прикладных программ, ориентированные на решение подобного класса задач.
Важной частью курсового проекта является решение задачи по разработке оптимальной стратегии поведения предприятия в рыночных условиях, а также проведение анализа чувствительности результата управленческих решений к изменению внутренних и внешних факторов и оценка устойчивости управленческих решений.
Отдельной частью курсового проекта является анализ целесообразности реорганизации производства в условиях рыночного риска и неопределенности.
Постановка задачи
Существует некоторая фирма, занимающаяся производством и выпуском двух видов продукции. Обозначим для определенности через и – количество выпускаемой продукции первого и второго типа, соответственно. При выпуске продукции используется два типа ресурсов – оборудование и сырье. Обозначим через полезный фонд времени работы оборудования. Известны нормативы затрат времени работы оборудования на производство единицы продукции и , которые показывают сколько времени необходимо затратить на изготовление единицы продукции первого и второго типа. Примем, что , , .
Считается, что при производстве и первой, и второй продукции используется один вид сырьевого ресурса. Известны нормативы затрат сырьевого ресурса на производство единицы обоих видов продукции – и . Принимаем, что , .
Обозначим через и цену за единицу первой и второй продукции соответственно, через – стоимость единицы сырьевого ресурса.
Продукция, выпускаемая фирмой, характеризуется сложившимся на рынке объемом спроса. Пусть и – объем спроса на первую и вторую продукцию соответственно.
Цены реализации продукции и определяются ситуацией, которая складывается на рынке. К рассматриваемому моменту имеется ретроинформация (статистическая информация) о тенденциях изменения цен за предыдущие 10 лет, которая качественно выглядит следующим образом:
Таблица 1 - Ретроинформация по цене на первую продукцию
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Ц1 | 27,0 | 27,3 | 27,5 | 28,4 | 28,1 | 29,2 | 28,8 | 29,0 | 29,7 | 29,9 | 30,5 |
где ti – это год. Тогда t0-10 – это год начала рассматриваемого периода, а t0 - текущий год.
Таблица 2 - Ретроинформация по цене на вторую продукцию
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Ц2 | 18,3 | 19,5 | 20,4 | 21,6 | 22,7 | 23,1 | 24,6 | 25,3 | 26,2 | 27,7 | 27,9 |
Цена сырьевого ресурса Цр, приобретаемого для организации процесса производства, также формируется рынком.
Таблица 3 - Ретроинформация по цене на ресурс
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Цр | 5,5 | 6,0 | 6,0 | 5,4 | 5,8 | 6,3 | 6,6 | 6,7 | 6,9 | 6,0 | 6,4 |
Производство и реализация. Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования можно графически представить следующим образом:
Рисунок 1 - Производственные возможности фирмы с учетом ограничения по полезному фонду времени работы оборудования
Выбор производственной программы, т.е. значений Х1 и Х2, ограничиваются не только производственными возможностями, но и объемом практического сбыта этой продукции на рынке. Объем сбыта продукции определяется величиной спроса и . Примем, что фирма в прошедшие периоды производила продукцию в объеме равном величине спроса.
Таблица 4 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) первой продукции
Период времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
Таблица 5 - Ретроинформация по объему продаж (спроса) второй продукции
Ериод времени ti | t0-10 | t0-9 | t0-8 | t0-7 | t0-6 | t0-5 | t0-4 | t0-3 | t0-2 | t0-1 | t0 |
С учетом сказанного, необходимо определить стратегию поведения фирмы (определить оптимальный объем производства первой и второй продукции), по критерию максимизации прибыли предприятия на последующие пять лет.
Анализ состояния и прогноз рыночной среды
Для решения поставленной задачи на первом этапе необходимо осуществить стратегическое планирование, которое подразумевает выработку стратегии поведения на следующие пять периодов функционирования фирмы, т.е. на периоды t0+1, t0+2, t0+3, t0+4, t0+5. При этом необходимо дать прогноз относительно изменения цены на продукцию обоих видов, цены на ресурс и объемов продаж, которые можно будет реализовать на рынке. Стратегическое планирование или прогнозирование основывается на ретроинформации (статистики) об изменении исследуемых параметров в прошедшие периоды. Используя численные методы, необходимо получить уравнение регрессии, которое представляет собой функциональную зависимость некоторого параметра от времени. В нашем случае под параметром следует понимать цену на продукцию первого или второго вида, цену на ресурс, объем продаж первой или второй продукции. Для проведения дальнейших исследований в курсовом проекте принимается допущение, что возможно использовать регрессии первого порядка:
Для расчета числовых коэффициентов и целесообразнее и удобнее использовать стандартное приложение «Анализ данных» (меню «Сервис») пакета Excel.
Полученные уравнения регрессии позволяют дать прогноз изменения интересующих параметров, а именно цен на продукцию, цены на ресурс и объемов продаж первой и второй продукции, в зависимости от времени. Так как в постановке задачи, речь идет о стратегии поведения фирмы в течение следующих пяти лет, то исследование следует ограничить будущими пятью годами.
Любая математическая модель, каковой является и уравнение регрессии, характеризуется некоторой погрешностью. Поэтому, необходимо по показателю среднеквадратического отклонения модели оценить погрешность прогноза и рассчитать пессимистический и оптимистический прогноз для исследуемого параметра. При этом под пессимистическим прогнозом будем понимать ситуацию, когда параметры задачи изменяются неблагоприятным для фирмы образом, а именно их изменение приведет к тому, что предприятие получит минимально возможную прибыль. Оптимистический прогноз является полной противоположностью пессимистического прогноза и рассчитывается для ситуации, в которой фирма получит максимально возможную прибыль.
Математическая модель расчета прогнозного параметра для оптимистического варианта имеет вид:
где значение исследуемого параметра при оптимистическом прогнозе, номинальное прогнозное значение. Знак отражает содержательный смысл параметра. Речь идет о том, что некоторые параметры, такие как цены на выпускаемую продукцию или объем продаж, при своем увеличении приводят к росту прибыли предприятия. Напротив, цена на используемый ресурс только при своем уменьшении положительно сказывается на изменении прибыли. Поэтому выбор знака однозначно определяется содержательным и экономическим смыслом исследуемого параметра системы.
Математическая модель расчета прогнозного параметра для пессимистического варианта имеет вид:
где значение исследуемого параметра при пессимистическом прогнозе. Выбор знака также определяется содержательным смыслом прогнозируемого параметра.
Расчет прогнозных значений цены на первую и вторую продукцию, цены на ресурс, объемов продаж первой и второй продукции
Таблица 6 – Регрессионная модель для цены на первую продукцию
Линейная регрессия. Метод наименьших квадратов | |||||
Период | Цена реализации первой продукции (Y-зависимая переменная) | Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) | Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=26,69+0,33*X1) | Пессимис-тический прогноз | Оптимис-тический прогноз |
t0-10 | 27,00 | 27,02 | |||
t0-9 | 27,30 | 27,35 | |||
t0-8 | 27,50 | 27,68 | |||
t0-7 | 28,40 | 28,01 | |||
t0-6 | 28,10 | 28,34 | |||
t0-5 | 29,20 | 28,67 | |||
t0-4 | 28,80 | ||||
t0-3 | 29,00 | 29,33 | |||
t0-2 | 29,70 | 29,66 | |||
t0-1 | 29,90 | 29,99 | |||
t0 | 30,50 | 30,32 | |||
t0+1 | 30,65 | 30,65 | 29,52 | 31,78 | |
t0+2 | 30,98 | 30,98 | 29,85 | 32,11 | |
t0+3 | 31,31 | 31,31 | 30,18 | 32,44 | |
t0+4 | 31,64 | 31,64 | 30,51 | 32,77 | |
t0+5 | 31,97 | 31,97 | 30,84 | 33,1 | |
Среднеквадратичное отклонение | 1,13 |
Рисунок 2 – Регрессионный анализ данных по цене на первую продукцию
Таблица 7 - Регрессионная модель для цены на вторую продукцию
Период | Цена реализации второй продукции (Y-зависимая переменная) | Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) | Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=17,53+0,98*X1) | Пессимис-тический прогноз | Оптимис-тический прогноз |
t0-10 | 18,30 | 18,51 | |||
t0-9 | 19,50 | 19,49 | |||
t0-8 | 20,40 | 20,47 | |||
t0-7 | 21,60 | 21,45 | |||
t0-6 | 22,70 | 22,43 | |||
t0-5 | 23,10 | 23,41 | |||
t0-4 | 24,60 | 24,39 | |||
t0-3 | 25,30 | 25,37 | |||
t0-2 | 26,20 | 26,35 | |||
t0-1 | 27,70 | 27,33 | |||
t0 | 27,90 | 28,31 | |||
t0+1 | 29,25 | 29,29 | 26,04 | 32,54 | |
t0+2 | 30,23 | 30,27 | 27,02 | 33,52 | |
t0+3 | 31,21 | 31,25 | 34,5 | ||
t0+4 | 32,19 | 32,23 | 28,98 | 35,48 | |
t0+5 | 33,16 | 33,21 | 29,96 | 36,46 | |
Среднеквадратичное отклонение | 3,25 |
Рисунок 3 - Регрессионный анализ данных по цене на вторую продукцию
Таблица 8 - Регрессионная модель для цены на ресурс
Период | Цена покупки ресурса (Y-зависимая переменная) | Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) | Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=5,567+0,0,096*X1) | Пессимис-тический прогноз | Оптимис-тический прогноз |
t0-10 | 5,50 | 5,66 | |||
t0-9 | 6,00 | 5,76 | |||
t0-8 | 6,00 | 5,86 | |||
t0-7 | 5,40 | 5,95 | |||
t0-6 | 5,80 | 6,05 | |||
t0-5 | 6,30 | 6,14 | |||
t0-4 | 6,60 | 6,24 | |||
t0-3 | 6,70 | 6,34 | |||
t0-2 | 6,90 | 6,43 | |||
t0-1 | 6,00 | 6,53 | |||
t0 | 6,40 | 6,62 | |||
t0+1 | 6,72 | 6,72 | 7,20 | 6,24 | |
t0+2 | 6,82 | 6,82 | 7,30 | 6,34 | |
t0+3 | 6,92 | 6,91 | 7,39 | 6,43 | |
t0+4 | 7,01 | 7,01 | 7,49 | 6,53 | |
t0+5 | 7,11 | 7,10 | 7,58 | 6,62 | |
Среднеквадратичное отклонение | 0,48 |
Рисунок 4 - Регрессионный анализ данных по цене на ресурс
Таблица 9 - Регрессионная модель для объемов продаж первой продукции
Период | Объем продаж первой продукции (Y-зависимая переменная) | Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) | Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=380,64+5,5*X1) | Пессимис-тический прогноз | Оптимис-тический прогноз |
t0-10 | 386,00 | 386,14 | |||
t0-9 | 392,00 | 391,64 | |||
t0-8 | 397,00 | 397,14 | |||
t0-7 | 403,00 | 402,64 | |||
t0-6 | 408,00 | 408,14 | |||
t0-5 | 413,00 | 413,64 | |||
t0-4 | 419,00 | 419,14 | |||
t0-3 | 425,00 | 424,64 | |||
t0-2 | 430,00 | 430,14 | |||
t0-1 | 436,00 | 435,64 | |||
t0 | 441,00 | 441,14 | |||
t0+1 | 446,64 | 446,64 | 428,4 | 464,88 | |
t0+2 | 452,14 | 452,14 | 433,9 | 470,38 | |
t0+3 | 457,64 | 457,64 | 439,4 | 475,88 | |
t0+4 | 463,14 | 463,14 | 444,9 | 481,38 | |
t0+5 | 468,64 | 468,64 | 450,4 | 486,88 | |
Среднеквадратичное отклонение | 18,24 |
Рисунок 5 - Регрессионный анализ данных по объемам продаж первой продукции
Таблица 10 - Регрессионная модель для объемов продаж второй продукции
Период | Объем продаж второй продукции (Y-зависимая переменная) | Порядковый номер величины в выборке (№п/п года X1) | Предсказанное Y (уравнение регрессии Y=180,76+9,6*X1) | Пессимис-тический прогноз | Оптимис-тический прогноз |
t0-10 | 190,00 | 190,36 | |||
t0-9 | 200,00 | 199,96 | |||
t0-8 | 210,00 | 209,56 | |||
t0-7 | 219,00 | 219,16 | |||
t0-6 | 229,00 | 228,76 | |||
t0-5 | 238,00 | 238,36 | |||
t0-4 | 248,00 | 247,96 | |||
t0-3 | 258,00 | 257,56 | |||
t0-2 | 267,00 | 267,16 | |||
t0-1 | 277,00 | 276,76 | |||
t0 | 286,00 | 286,36 | |||
t0+1 | 295,96 | 295,96 | 264,12 | 327,8 | |
t0+2 | 305,56 | 305,56 | 273,72 | 337,4 | |
t0+3 | 315,16 | 315,16 | 283,32 | ||
t0+4 | 324,76 | 324,76 | 292,92 | 356,6 | |
t0+5 | 334,36 | 334,36 | 302,52 | 366,2 | |
Среднеквадратичное отклонение | 31,84 |
Рисунок 6 - Регрессионный анализ данных по объемам продаж второй продукции