Раздел 2. микроэкономика и основы рыночной экономики
РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА И ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ТЕМА 8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА
В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок. Впервые рынок возник 5—7 тыс. лет назад в результате трех крупных видов общественного разделения труда: отделения животноводства от земледелия; выделения ремесла из сельского хозяйства; отделения города (с ремесленным производством) от деревни.
То естьрынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.
Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами (как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п.). По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.
С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса ипредложения, производителя и потребителя, совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг.
С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.
С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
В качестве обобщения можно сказать, что рынок— это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Объективные условия возникновения рыночного хозяйства.
Объективная необходимость рынкаобусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.
1) Общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости.
2) Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.
Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой — всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.
3) Разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
4) Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
Их краткая характеристика.
В экономической деятельности участвует несколько субъектов (или агентов, как это принято обозначать в школе институционализма). Термин «агент» активно используется в современной теории в связи с тем, что по своему стилистическому смыслу он более четко показывает взаимозависимость участвующих сторон в экономическом процессе (прежде всего - в деловых сделках). Считается, что понятие «субъект» - стилистически более нейтрально; прямой связи с хозяйственным взаимодействием оно не выражает.
В современной теории принято выделять три-четыре субъекта экономики: 1) домашние хозяйства, 2) фирмы, 3) государство, 4) заграница (редко включают).
Данная классификация содержит, естественно, элемент условности. Однако ее наличие делает возможным экономический анализ.
Для сравнения укажем, что классификация субъектов имела место и в марксистской школе, на основании которой развивалась экономическая теория в СССР на протяжении большей части XX в.
Школа марксизма | |
– Экономический подход к классификации (в теории социализма) | |
Общество Коллектив Работник | Взаимодействие всех субъектов в экономике - за счет координации дифференцированных интересов. Координацию обеспечивает планирование, осуществляемое в условиях отсутствия частной собственности на средства производства |
– Социально-экономический, классовый подход к классификации (в теории капитализма) | |
Класс предпринимателей | Взаимодействие двух классов на базе неравноправия и осуществления эксплуатации одним субъектом - другого |
Класс работников | |
Неоклассическая школа | |
Домашние хозяйства | Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно — потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам. Сфера интересов - максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы |
Фирмы | Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование. Сфера интересов - максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти) |
Государство | Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов. Сфера интересов — регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики |
Каждый субъект выполняет в обществе свою функцию («несет свой чемодан»). В этом прослеживается некое разделение труда. Одновременно все субъекты теснейшим образом взаимодействуют между собой. Сложилась система теснейших связей и взаимозависимостей. Она включает как хозяйственные, так и правовые, психологические аспекты. Эффект работы хозяйственного механизма страны во многом определяется сработанностью «команды субъектов», функциональной ответственностью каждого из них, правовой легитимностью системы взаимных связей.
Домашнее хозяйство— это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
• обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании своих членов);
• самостоятельно принимает решения;
• является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;
• стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Существуют три тина домашнего хозяйства: действующих в командной экономике, в рыночной и переходной.
Фирма— это экономическая единица, которая:
• использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
• стремится к максимизации прибыли;
• самостоятельно принимает решения.
Институциональная теория, быстро распространяющаяся в России, описывает три типа фирм: действующие в командной экономике, в рыночной и в переходной.
Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Основная экономическая роль государства — обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности.
При анализе субъектов (агентов) экономики принято учитывать ряд принципиальных аспектов:
• Отличительной чертой субъектов является наличие возможности принимать и реализовывать самостоятельные экономические решения.
• Собственность на факторы производства принадлежит домохозяйствам.
• Согласно изначальной установке неоклассической школы, данные решения осуществляются, исходя из рациональности.
• Оппонирующая неоклассике школа институционализма развивает теорию далее и предлагает исходить из того, что поведение субъектов экономики далеко не всегда является рациональным. Это обусловливает необходимость учета экономической теорией аспекта неопределенности.
Отметим элемент специфики, присущий системе субъектов в условиях трансформируемой экономики. Обратимся к такому аспекту, как собственность на факторы производства.
В условиях современной России экономические субъекты находятся еще в стадии вызревания, поэтому естественно, что не все их функции получили должное развитие. Более конкретные причины определенной «незрелости» таковы:
1) Российские домашние хозяйства во многом имеют нерыночный, натуральный характер. Велика доля работ на себя (приусадебное и дачное хозяйства, самостоятельные услуги на дому и т.п.).
2) Предложение на рынке (со стороны данного субъекта) некоторых ресурсов (например, фактора капитал) незначительно. Это связано с тем, что накопленное частное богатство в материальной форме весьма ограничено. В значительной мере причина кроется в том, что частная собственность на землю в нашей стране еще не получила однозначного юридического толкования.
3) Наиболее активно российские домашние хозяйства выступают как поставщики факторов «труд» и «предпринимательская способность». Всплеск предпринимательской активности в России во многом создал фундамент рыночной среды в экономике. В то же время, в качестве поставщика фактора «труд» домашние хозяйства пока не имеют возможности проявлять высокую территориальную и отраслевую мобильность.
Объектами рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т. п.
Функции рынка
Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
На рынке действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал А. Смит: "Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".
Современный рынок регулируется не только "невидимой рукой", но и государством.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...".
Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2.Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4."Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Рыночная инфраструктура.
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными биржами,предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынкавключает в себя фондовые и валютные биржи, банки,страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка трудавключает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.
Основными элементамиинфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.
Функции инфраструктуры рынкаследующие:
• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
• повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
• организационное оформление рыночных отношений;
• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
• подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Инвестиции и сбережения
Для того чтобы были возможны инвестиции, необходимо, чтобы домашние хозяйства тратили на приобретение товаров и услуг лишь часть своих доходов, а другую часть откладывали в виде сбережений, вложенных в производство: величина потребительских расходов домашних хозяйств (С) становится меньше их доходов (Y) на величину сбережений (S). Сбережения с помощью финансовых институтов преобразуются в инвестиции, позволяющие расширить объем производства.
Схематически можно разделить фирмы на производящие потребительские товары и услуги и производящие товары производственного назначения. Схема кругооборота доходов с учетом сбережений и инвестиций изображена на рис. 1.2.
Рис. 1.2 Модель кругооборота доходов с учетом инвестиций и сбережений
Одна и та же величина выпуска продукции, рассматриваемая как доход, распределяется на потребление и сбережение, а рассматриваемая как продукция - на потребительскую и инвестиционную. Все непроданные товары аккумулируются в запасах и включаются в инвестиции. Модель усложнилась, однако она все еще осталась сбалансированной: I = S.
Государственный сектор
Включение государства в экономический анализ позволит расширить круг потенциальных потребителей и поставщиков, оценить какие изменения законодательства следует ожидать в данных экономических условиях, как именно государство могло бы влиять на поведение рынка и как, вероятнее всего оно станет влиять.
Будем считать при этом, что государственный сектор получает доходы в виде налогов на домашние хозяйства и расходует их на закупки товаров и услуг.
Обобщенная модель кругооборота доходов с учетом государственного сектора изображена на рис. 1.3. Для большей наглядности из схемы модели кругооборота доходов исключены физические потоки.
Рис. 1.3 Кругооборот доходов с учетом государственного сектора
Внешняя торговля
Фирмы экспортируют товары и услуги, а домашние хозяйства покупают импортные товары и услуги. Модель кругооборота доходов с учетом международных связей изображена на рис. 1.4. Для упрощения и наглядности на ней изображены только денежные потоки.
Доходы фирм увеличились на величину экспорта, а потребительские расходы - на величину импорта. Разность (Х-Н) называется торговым балансом, или чистым экспортом. Поскольку наша модель кругооборота является сбалансированной, то затраты за любой период времени должны быть равны расходам за этот же период, то есть сумм; сбережений, налогов и импорта должна быть равна сумме инвестиций государственных затрат и экспорта.
Схема на рис. 1.4 позволяет нам учесть все составляющие совокупных доходов или расходов национальной экономики, к которым относятся все доходы или все расходы действующих в экономике агентов.
То есть это сумма потребительских, инвестиционных и государственных расходов, и чистого экспорта: Y=C+I+G + (Х - Н). Величины, стоящие в правой части уравнения, принято называть составляющими совокупных расходов.
Рис. 1.4 Кругооборот доходов с учетом связей
национальной экономики с внешним миром
РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА И ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ