Равновесие монополии в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде продукция не производится с минимальными средними затратами. Кривая спроса касается кривой средних затрат слева от минимального значения последней. Поэтому гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные.
Еще одним фактором, способствующим удорожанию продукции в условиях монополистической конкуренции, являются расходы на рекламу. Совершенный конкурент не тратится на рекламу из-за того, что ее возможный эффект в значительной степени достанется другим. Монополисту не нужна реклама из-за отсутствия соперников. Монополистический конкурент за счет расходов на рекламу может увеличить свою долю на рынке.
В связи с тем, что число факторов, определяющих равновесие на рынках несовершенной конкуренции, значительно превышает количество ценообразующих факторов на рынке совершенной конкуренции или монополии, до настоящего времени так и не разработана единая модель ценообразования на этих рынках. Спорным также является вопрос об эффективности монополистической конкуренции. Неэффективность механизма монополистической конкуренции связана, во-первых, с равновесной Ценой, которая на рынке монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Во-вторых, фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Указанные причины уменьшают благосостояние потребителей. Однако против нежелательности монополистической конкуренции есть два аргумента. На большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Как правило, конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых взаимозаменяемы. Следовательно, чистые убытки от монопольной власти также невелики. Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет широкого ассортимента товаров.
Внешние эффекты и их виды. Общественные и частные издержки и выгоды.
ВЭ-это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции эконом.агентов, но и третьих лиц. Возникают в результате как производства,так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные-с выгодами для третьих лиц. Внешние эффекты показывают разность между соц.издержками(выгодами) и частными издержками(выгодами).Отриц.внешн.эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Положит.внешн.эффект возникает в случае,если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.
53.Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска продукции по Парето.
Выпуск будет эффективным, если он одновременно будет максимизировать полезность покупателей и не выходить за пределы имеющихся ресурсов. Эффективность выпуска диктует определённые требования к ценам. Они должны одновременно отражать и предельную полезность для потребителя, и предельные издержки производителя
Эффективность производства. Кривая оптимального производства по Парето. Кривая производственных контрактов.
ЭП достигается тогда, когда уже невозможно перераспределять наличные ресурсы. Чтобы увеличивать выпуск одного эконом. блага без уменьшения выпуска другого ( Парето-оптимальное распределение ресурсов). Кривая производственных контрактов – кривая, содержащая все технически эффективные варианты использования имеющихся ресурсов. Кривая контрактов – это множество возможных эффективных вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями. Распределение называется Парето-эффективным, если товары нельзя перераспределить так, чтобы улучшить чьё-то положение, не ухудшив положения других. Движение в направлении кривой контрактов, повышает общее благосостояние, в то время как движение вдоль кривой контрактов лишь перераспределяет общее благосостояние между участниками сделки.