Совершенная конкуренция и эффективность.
Совершенная конкуренция - это модель рыночной структуры.
Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»).
Характерными чертами рынка совершенной конкуренции являются:
– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
– предлагаемая ими продукция является однородной;
– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.
Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.
Итак, достижение ситуации экономической эффективности требует выполнения двух критериев — производственной эффективности и эффективности в сфере распределения экономических ресурсов. Именно в условиях совершенной конкуренции выполняются оба эти требования, что делает совершенную конкуренцию самым эффективным типом рынка. Ни в одной рыночной структуре в несовершенной конкуренции равновесие в долгосрочном периоде не будет характеризоваться перечисленными свойствами — минимальным уровнем издержек, эффективным распределением ресурсов, отсутствием на рынке дефицита или излишков продукции, отсутствием экономических прибылей и убытков.
37. Заработная плата. Номинальная и реальная з/п. Роль и значение минимальной з/пл.З/пл – это цена выплачиваемая за использ. фактора труда. Сущ-ть з/пл в ее функциях:-воспроизводственная - з/пл идет на востановление израсх. в процессе труд. деятельности умственных и физических спос-ей работника, воспр-во рабочей силы; -стимулирующая – обеспечивает матер-ую заинтересованность работника в рез-тах его труда; -компенсационная – служит материальным возмещением за тяжесть, вредность и непривлек-ть труда. Два основных фактора влияющих на велич. з/пл : 1) предельная произв-ть труда(определяет спрос на труд). 2) уровень издержек воспроизводства(обучение и т.д.)(определяет предложение на труд)Если спрос превышает предложение то з/пл растет, а если предложение выше спроса то з/пл понижается. Номинальная – это з/пл в денежном выражении. Реальная – это кол-во благ и услуг, кот. работник может приобрести за свою номинал. з/пл. Две основ. формы з/пл: повременная форма оплаты труда – за отработанное время (час, день, неделя, месяц)Она имеет след. Разновидности простая повременная(оклад); повременно премиальная (оклад+ премия). Сдельная форма оплаты труда –прямая сдельная; сдельно-премиальная; сдельно-прогрессивная; аккордная; аккордно-премиальная;
38. Особенности рынка труда в РБ. Рынок труда –это сфера, где предприниматели и трудящиеся ведут переговоры (коллек-ые, индивид.) относительно уровня з/п и условий труда. Рынок труда явл-ся наиболее важным из рынка ресурсов в современ. экономике.(стимулирует повышение квал-ции и приобр. знаний). Особенности рынка труда: -купля продажа трудовых услуг а не самого индивида; - неоднородность товара, продающегося на рынке труда, обусловленная наличием разных спец-тей и профессий; - меньшая подвижность цены труда (з/п) в сравнении с ценами др. товаров; - значительная роль неденежных факторов (сложность и престижность работы ,условия и безопасность труда и др.) Функции рынка трудасоциальная, экономическая, стимулирующая. Элементы ранка труда:субъекты рунка(работадатели, работники) и институты рынка (профсоюзы, труд-ое законодательство).
39. Понятие капитала (инвестиционных ресурсов). Рынок капитала и его структура. Капитальные блага и капитальный актив. Капитал – это ресурсы использ. людьми д/производства новых благ и услуг с целью получения дохода. Виды капитала: -физический (реальный) – мат-ые блага, использ. в процессе производства; денежный (финансовый) – ценные бумаги, банковские депозиты, и др. денеж активы; -человеческий капитал.Капитальные благавключ. здания и сооружения, машины и оборудования, ТМЗ. Капит. блага принято делить на: Основной капитал –это капитальные блага, кот. участвуют в процессе произ-ва в теч. ряда лет: здания, оборуд., машины и т.д. (их еще наз-ют капитальными благами длительного пользования). 1) Их можно продавать-покупать на рынке (доход от продажи наз-ся ценой фактора капитала); 2) Могут сдаваться в аренду (аренда капит. благ порождает поток доходов, выступающих в форме арендной платы). Оборотный капитал –составл. та часть капит. благ, кот. потребляется в теч. одного цикла произ-ва: топливо, сырье, материалы.