Трансформация «восточной» модели хозяйственного развития. Экономическое развитие Индии в период Средневековья.

Индийская цивилизация сложилась в результате миграции обитавших на рубеже III–II тысячелетий до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия индоевропейских племен. Во II тысячелетии до н.э. часть из них пришла в долину Ганга. Пришельцев назвали индоариями.

Индоарии выше всего ценили собственную этническую общность. Религиозные нормы являлись для них чуть ли не единственным прочным связующим звеном. Итогом ужесточения этнической «стерильности» стало формирование системы варн, а затем и каст - это замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности.

Три высшие варны – жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшья), – генетически связанные с индоариями, считались почетными. Четвертая – шудр, – состоявшая из неимущих и неполноправных неариев была низшей варной.

Сложившаяся система стала основой индийского общества, освященной непререкаемыми религиозными нормами, – человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит ей.

1.Арии, осевшие в Индии и превратившиеся в оседлых земледельцев, жили общинами, ставшими ячейкой индийского общества. В общине долгое время существовало коллективное землепользование. Многие важные и нужные для общины работы выполнялись совместно и считались делом коллектива в целом.

2.Норма эксплуатации в Индии была сравнительно низкой – общины платили государству 1/6 урожая, такими же были и пошлины с городского населения, ремесленников и торговцев. Налоги государству община платила в целом, причем внутри общины свою долю вносили все те, кто считался полноправным членом общины и производил продукты сельского хозяйства. Доля богатых при этом была большей. Налоги платили имущие, как в деревне, так и в городе.

3.Земледельцы выполняли ряд повинностей в пользу государства.

Экономика раннефеодальных государств Индии: Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год

На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она предоставляла каждой касте определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии

1.В IV–XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.

2.Для государства земля – это территория, с населения которой должна поступать определенная сумма налогов. Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога.

Развитие феодальных отношений в XIII–XVI вв.

Государственная земельная собственность распадалась на земли халисаи икта. Чиновники султана собирали с земель халиса поземельные налоги в пользу казны. В сборщиков государственных налогов (заминдаров) превращались феодалы, которым разрешалось удерживать часть податей. Правительство не вмешивалось в их дела, пока они исправно выполняли обязанности. Заминдары могли передавать свои функции по наследству, делить и даже отчуждать и расширять земельные угодья. Они сами устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью зависимых или наемных работников. Но государство в любой момент могло отнять заминдарское владение.

Основная часть государственных земель была роздана в условное держание мусульманской прослойке (икта). Получая земельное владение, иктадар обязан был нести постоянную военную службу, поставляя в армию воинов. Икта не была наследственным держанием, а иктадаров перемещали в соответствии с требованиями службы. Большую часть собираемых оброков иктадар передавал государству.

Система икта подрывала финансовую основу государства, поскольку иктадары стремились превратить условное пожалование в наследственные вотчины. В XV в. государство потеряло контроль над икта. Иктадары перестали платить взносы в казну и превратились в полноправных земельных собственников.

Индия вывозила хлопчатобумажные и бенгальские шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди. Весьма обычной была работорговля. Рабов использовали главным образом в качестве домашних слуг. Импортировались же шелк, золото, предметы роскоши и некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, ввозились в большом количестве лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведении.

Внутренняя торговля развивалась на протяжении всего феодального периода. Наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Однако внутренняя торговля была менее развита, чем внешняя.

Для развития внутренней торговли имел большое значение захват делийскими правителями морского побережья, откуда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло, плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Однако хозяйство оставалось натуральным. Продовольствие, а также ремесленные изделия шли главным образом для удовлетворения нужд султана, его придворных и наемной армии.

Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители.

Таким образом, с середины I тысячелетия н.э. начинается перерождение азиатского способа производства в специфический восточный феодализм.

Государственная собственность постепенно превращалась в частную, и одновременно шла дифференциация общин. Их верхушка начинала распоряжаться землей, налогами, сдавала участки в аренду, эксплуатировала тех, кто попадал в долговую зависимость от нее.

Однако общинно-кастовые традиции и деспотическая власть государства не допускали роста «общинной аристократии», сдерживали перерастание азиатского способа производства в восточный феодализм, сохраняя важнейшие черты традиционного восточного общества.

Социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневековья. В Индии структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала вовсе. Принудительный неоплачиваемый труд использовался большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т.п. Рента с крестьян взималась в форме фиксированного государственного налога.

В индийском обществе верховная государственная собственность на землю сочеталась с частным землевладением и общинным землепользованием.

Собственность и власть были слиты воедино. Абсолютная власть была непререкаемой. Она освящалась религией и философскими трактатами.

Экономическая история средневековой Индии – типичный вариант восточного общества, для которого характерно стремление к стабильности и неизменности.

Наши рекомендации