Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия.
Особенности предложения конкурентной фирмы и отрасли изучаются в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В краткосрочном периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений.
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.
Кривая рыночного предложения отражает суммарный объем продукции, поставляемой всеми фирмами отрасли. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – представлена частью восходящего отрезка кривой ее предельных издержек, лежащей выше кривой средних переменных издержек
Пусть все фирмы имеют одинаковый уровень затрат(MC) и пусть фирмы могут получать больше переменных ресурсов без увеличения цен на них. Тогда у каждой фирмы кривые предельных затрат и средних затрат не будут сдвигаться. Следовательно кривая рыночного предложения определяется путем суммирования по горизонтали кривых предложения всех фирм, работающих в кратк. периоде
Факторы, определяющие рыночное предложение:
1) Число фирм(чем < фирм, тем >S)
2) Цены на переменные ресурсы
3) Технология, применяемая в отрасли
4) Средний размер фирмы в отрасли (производств. мощность)
До сих пор мы рассматривали краткосрочный период, который предполагает:
существование неизменного числа фирм в отрасли;
наличие у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.
В долгосрочном периоде:
все ресурсы являются переменными, что означает возможность для действующей на рынке фирмы изменения размеров производства, внедрения новой технологии, модификации продукции;
изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).
Кривая долгосрочного предложения отдельной фирмы совпадает с возрастающим участком LMC выше min LATC.
Однако кривая рыночного (отраслевого) предложения в долгосрочном периоде (в отличие от краткосрочного периода) не может быть получена путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм, так как число этих фирм меняется. Вид кривой рыночного предложения в долгосрочном периоде определяется тем, как меняются цены на ресурсы в отрасли.
Если цена > средних издержек, то фирма имеет положит. эк. прибыль
Если цена ниже AC, то фирма имеет убытки.
Т.к. в долг. периоде все издержки переменные, то прекращение выпуска не сопровождается потерями от постоянных издержек, след-но, столкнувшись с убытками, фирма должна покинуть отрасль.
Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – представляет собой часть ее долгосрочный предельных издержек, расположенную выше точки минимального уровня долгосрочных средних издержек
Долгосрочное равновесие наступит, когда P=LMC=minLAC
17. Долговременная кривая отраслевого предложения для отраслей с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.
В зависимости от того, как меняются издержки, различают 3 вида отраслей:
1) Отрасль с неизменными издержками – это отрасль, в которой цены применяемых факторов производства не изменяются при расширении отрасли ( Q)
Т.о. для отрасли с неизменными издержками долгосрочная кривая предложения является горизонтальной линией
2) Отрасль с возрастающими издержками – это отрасль, в которой цены некоторых факторов производства повышаются при расширении отрасли.
Т.о. долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками имеет «+» наклон, т.к. цены на некоторые факторы растут и любое отраслевое равновесие достигается при более высоком уровне цены
3) Отрасль с убывающими издержками – это отрасль, в которой цены некоторых факторов снижаются при расширении отрасли.
Т.о. долгосрочная кривая предложения отрасли с убывающими издержками имеет «-» наклон.
18. Понятие монополии и проблема ее определения. Рыночная власть, ее измерение. Спрос на продукт монополиста и предельный доход.
Монополия – это рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей
Рыночная власть – определяется как величина, обратная ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы и означает способность фирмы диктовать свои условия на рынке определенного товара
1/
Цель монополиста – максимизация прибыли
Объем производства продукции, обеспечивающий максимальную прибыль определяется исходя из равенства предельных издержек и предельного дохода
Фирма-монополист может оказывать влияние на цену своей продукции посредством изменения объема предложения.
Оптимальная цена продукта монополиста превышает предельные издержки его производства на величину, учитывающую ценовую эластичность спроса на продукт
P(1/ + 1) = MC
19. Показатели монопольной власти:
1.Индекс Лернера
показывает на сколько цена, установленная при монополии отличается от цены совершенной конкуренции.
d |
Ec P=MC=minAC |
MC |
EM |
P |
Q |
MR |
QM |
PM |
2.Индекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какая доля рынка приходится на крупнейшие фирмы отрасли. Фирма ранжируется по удельному весу объема продаж в отрасли от наибольшего к наименьшему
3.Индекс Герфиндаля-Хиршмана учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Он определяется как сумма квадратных долей продаж всех фирм отрасли.