Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия.

Особенности предложения конкурентной фирмы и отрасли изучаются в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В краткосрочном периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений.

В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.

Кривая рыночного предложения отражает суммарный объем продукции, поставляемой всеми фирмами отрасли. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – представлена частью восходящего отрезка кривой ее предельных издержек, лежащей выше кривой средних переменных издержек

Пусть все фирмы имеют одинаковый уровень затрат(MC) и пусть фирмы могут получать больше переменных ресурсов без увеличения цен на них. Тогда у каждой фирмы кривые предельных затрат и средних затрат не будут сдвигаться. Следовательно кривая рыночного предложения определяется путем суммирования по горизонтали кривых предложения всех фирм, работающих в кратк. периоде

Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия. - student2.ru

Факторы, определяющие рыночное предложение:

1) Число фирм(чем < фирм, тем >S)

2) Цены на переменные ресурсы

3) Технология, применяемая в отрасли

4) Средний размер фирмы в отрасли (производств. мощность)

До сих пор мы рассматривали краткосрочный период, который предполагает:

существование неизменного числа фирм в отрасли;

наличие у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.

В долгосрочном периоде:

все ресурсы являются переменными, что означает возможность для действующей на рынке фирмы изменения размеров производства, внедрения новой технологии, модификации продукции;

изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).

Кривая долгосрочного предложения отдельной фирмы совпадает с возрастающим участком LMC выше min LATC.

Однако кривая рыночного (отраслевого) предложения в долгосрочном периоде (в отличие от краткосрочного периода) не может быть получена путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм, так как число этих фирм меняется. Вид кривой рыночного предложения в долгосрочном периоде определяется тем, как меняются цены на ресурсы в отрасли.

Если цена > средних издержек, то фирма имеет положит. эк. прибыль

Если цена ниже AC, то фирма имеет убытки.

Т.к. в долг. периоде все издержки переменные, то прекращение выпуска не сопровождается потерями от постоянных издержек, след-но, столкнувшись с убытками, фирма должна покинуть отрасль.

Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – представляет собой часть ее долгосрочный предельных издержек, расположенную выше точки минимального уровня долгосрочных средних издержек

Долгосрочное равновесие наступит, когда P=LMC=minLAC

17. Долговременная кривая отраслевого предложения для отраслей с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

В зависимости от того, как меняются издержки, различают 3 вида отраслей:

1) Отрасль с неизменными издержками – это отрасль, в которой цены применяемых факторов производства не изменяются при расширении отрасли ( Q)

Т.о. для отрасли с неизменными издержками долгосрочная кривая предложения является горизонтальной линией

2) Отрасль с возрастающими издержками – это отрасль, в которой цены некоторых факторов производства повышаются при расширении отрасли.

Т.о. долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками имеет «+» наклон, т.к. цены на некоторые факторы растут и любое отраслевое равновесие достигается при более высоком уровне цены

3) Отрасль с убывающими издержками – это отрасль, в которой цены некоторых факторов снижаются при расширении отрасли.

Т.о. долгосрочная кривая предложения отрасли с убывающими издержками имеет «-» наклон.

18. Понятие монополии и проблема ее определения. Рыночная власть, ее измерение. Спрос на продукт монополиста и предельный доход.

Монополия – это рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей

Рыночная власть – определяется как величина, обратная ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы и означает способность фирмы диктовать свои условия на рынке определенного товара

1/ Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия. - student2.ru

Цель монополиста – максимизация прибыли

Объем производства продукции, обеспечивающий максимальную прибыль определяется исходя из равенства предельных издержек и предельного дохода

Фирма-монополист может оказывать влияние на цену своей продукции посредством изменения объема предложения.

Оптимальная цена продукта монополиста превышает предельные издержки его производства на величину, учитывающую ценовую эластичность спроса на продукт

P(1/ Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия. - student2.ru + 1) = MC

19. Показатели монопольной власти:

1.Индекс Лернера

Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия. - student2.ru

показывает на сколько цена, установленная при монополии отличается от цены совершенной конкуренции.

Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия. - student2.ru

d
Ec P=MC=minAC
MC
EM
P
Q
MR
QM
PM

2.Индекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какая доля рынка приходится на крупнейшие фирмы отрасли. Фирма ранжируется по удельному весу объема продаж в отрасли от наибольшего к наименьшему

3.Индекс Герфиндаля-Хиршмана учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Он определяется как сумма квадратных долей продаж всех фирм отрасли.

Краткосрочное и долговременное предложение конкурентной фирмы: сходство и различия. - student2.ru

Наши рекомендации