Назначение микроэкономического регулирования.

Среди отдельных экономистов существует мнение, что рыночная система сама себя регулирует. Фирма несет полную ответственность за рез-ты своей деятельности и самостоятельно принимает все хозяйственные решения.

По мнению сторонников такой эк. школы, кот. называется либерализмом, главной целью любого об-ва является создание условий для свободного предпринимательства, это и есть эк. свобода. Однако, в рын. экономике можно найти немало примеров, когда рынок не справляется с функциями саморегулирования.

1.с одной стороны, межотраслевая конкуренция способствует переливу капитала в те отрасли, кот. сулят бОльшую прибыль. С др. стороны, погоня за прибылью не всегда удовлетворяет интересам потребителей.

2.свободный обмен информацией затруднен в связи с наличием коммерческой тайны. На смену свободной к-ции приходит несовершенная к-ция.

3.возникают кризисы перепроизводства

4.рынок не способен предоставить общественные товары и не регулирует вн. эффекты. Таким образом, в условиях рынка возникают ситуации, требующие сознательного управления.

МР осуществляется как:

1.управление фирмой (самоуправление)

2.эк. политика гос-ва

85.Управление фирмой: понятие, назначение и содержание.

Управление фирмой (менеджмент)-охватывает внутрипроизводственные отношения и направлено на выработку согласованных действий.

Включает:

1.Управление производством. Включает:

1)этап прогнозирования. Касается долгосрочного периода (некого далекого и неопределенного).

2)планирование-это разработка действий, определение путей и способов достижения цели. План-это прогноз, но с точным указанием сроков исполнения.

3)организация произ-ва-это определение соподчиненности лиц, форм организаций произ-ва, правил внутреннего распорядка, системы внутренних и внешних связей.

4)контроль-сопоставление фактических и плановых показателей.

5)анализ-изучение контрольных цифр, достигнутых рез-тов и поиск путей более эф-ого управления предпр.

6)принятие управленческих решений. Принимаются на основе аналитической работы.

2.Управление сбытом. Означает формирование надежного рынка, завоевание новых потребителей, формирование спроса.

3.Управление финансами. Подразумевает организацию и контроль за поступлением денежных средств, их использованием, своевременный расчет по обязательствам, выгодное размещение свободных денежных средств.

4.Управление персоналом. Это кадровая политика предприятия.

Основные направления государственного регулирования деятельности фирм.

Гос. регулирование-это реализация гос. эк. политики.

Эк. политика-это основанная на действии эк. законов, система мероприятий, проводящихся внутри страны и за ее пределами.

Необходимость эк. политики объясняется след.:

1.в условиях рынка предприятия взаимодействуют друг с другом, вступают в договорные отношения, поэтому возникает необходимость в законодательной базе, кот. регулирует общие правила поведения.

2.эк. политика направлена на регулирование основных причин фиаско рынка.

Проблема вн. эффектов решается посредством финн. инструментов и развития института собственности.

Произ-во общественных товаров производится через механизм налогообложения всех участников микроэкономики.

Для обеспечения свободной к-ции производится контроль за состоянием рынков

В случае выявления монополизированных отраслей, разрабатываются меры гос. вмешательства:

1.административные инструменты-контроль над ценообразованием, слияниями, поглощениями, ценовой дискриминации.

2.организационные инструменты-антимонопольная профилактика, кот. заключается в уменьшении или отмене барьеров для входа в отрасль, стимулирование малого бизнеса, отмена лицензий.

В основе гос. регулирования лежит антимонопольное законодательство, кот. призвано защитить своб. к-цию.

Финансовые инструменты государственного регулирования деятельности фирм.

Финансы-гос. организационная система отношений по поводу сбора и распределения денежных средств.

В отношении общественных товаров, гос-во:

1.определяет возможный объем произ-ва

2.источники финансирования, т.е. налоги

Инструменты: -налоги

-дотации

-субсидии

-гос. регулирование цен

Причины фиаско государства.

Фиаско государства-это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством. Причины:

1)ограниченность и информации для принятия решений: принимаемые правительством решения не всегда основываются на точных и полных данных; 2)асимметричность информации дает преимущества тем, кто ею владеет в большей степени; 3)отрицательные эффекты лоббизма и логроллинга; 4)сознательное уклонение части общества от участия в голосовании. 5)ограниченный контроль над бюрократией: государственный аппарат-сложная многоуровневая структура; решения верхнего уровня не всегда точно и вовремя выполняются на нижних; 6)ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора: любое решение относительно частного сектора может привести к противоположному результату; 7)растянутость во времени процессов принятия решений: актуальные сегодня мероприятия могут потерять свою важность завтра. Временные лаги-разрыв между осознанием проблемы, выбором инструментов решения и воплощением принятой программы. Внутренний лаг-время от возникновения проблемы до выработки мер ее решения. Внешний лаг-время от принятия правительственной программы до момента, когда объект государственного регулирования начинает изменяться вследствие принятых мер.

Причины фиаско рынка.

Фиаско рынка-это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето.

Причины:

-внешние эффекты;

-общественные блага;

-недостаточная к-ция;

-гиперинфляция.

Понятие банкротства фирмы.

банкротство фирмы-признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Наши рекомендации