Метод предельных величин в микроэкономике.
Метод любой науки-это совокупность приемов и способов познания своего предмета.
Метод МЭ базируется на общефилософском методе, общенаучном приеме, диалектике познания.
Общенаучный метод-сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.
Специфические приемы отличают МЭ от др.наук:
1.предельный подход. В основе лежит система предельных величин, кот. показывает насколько изменился результативный показатель из-за того, что причина этого изменения изменилась на единицу.
2.равновесный подход.
3.экономико-математическое моделирование, т.е. формирование математических взаимосвязей, кот. позволяет спрогнозировать изменения одного показателя вследствие изменения другого.
Понятие эк.равновесия. Равновесный подход в исследовании эк.явлений.
Эк.равновесие-это понятие анализа прогнозов на будущее, кот. характеризует совпадение планов покупателей относительно объемов покупок с планами продавцов относительно объемов продаж. Продавцы и покупатели на всех рынках являются экономически независимыми, суверенными субъектами, поэтому в реальной жизни их планы могут совпасть лишь случайным образом. При несовпадении планов наступает ситуация неравновесия, выход из которой связан с корректировкой планов продавцов и покупателей, стремящихся к улучшению своего эк.положения.
Равновесный подход означает, что МЭ изучает состояние относительной стабильности системы, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий эк.положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, кот. возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие является устойчивым.
Проблема эк.выбора.
Проблема выбора возникает тогда, когда существует:
1.проблема выбора;
2.необходимость выбора.
Эк.субъекты могут совершать или не совершать определенные действия, но они должны самостоятельно выбрать, какое именно действие будут совершать. При этом различные варианты решений могут быть взаимоисключающими, т.е. альтернативными. Проблема выбора всегда связана с определением соответствующей потребности. Потребности всегда безграничны. Их удовлетворение в одном периоде приводит к возобновлению и возрастанию в другом. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что в каждый момент времени не все потребности и не в полной мере могут быть удовлетворены. Различают:
- абсолютную ограниченность, т.е. их недостаточность для полного удовлетворения потребностей;
- относительную ограниченность, т.е. их неодинаковую пригодность для производства различных благ.
Проблема выбора в МЭ-это поиск максимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов.
Понятие полезности. Виды полезности.
Полезность-это мера удовлетворения от потребления.
Различают:
-общая полезность(TU)
-предельная полезность (MU)
TU-совокупное удовлетворение от всего объема потребляемых благ. С ростом потребления TU растет.
MU-приращение общей полезности от дополнительной единицы потребляемого блага. С ростом потребления MU снижается.
1-ый закон Госсена: - с ростом потребления общая полезность растет, однако, темпы роста замедляются. Это объясняется тем, что по мере насыщения потребности предельная полезность уменьшается.
Аксиомы поведения потребителей.
Поведение потребителей характеризуется общими чертами, кот. следует учитывать в ходе прогнозирования спроса:
1.Свобода выбора потребителя. Означает потребление без принуждения, в результате с одной стороны формируется структура потребления конкретных дом.хоз-в, с другой стороны покупатели своим выбором влияют на фирмы и определяют структуру всей нац.экономики.
2.Упорядоченность предпочтений. Означает, что в сознании потребителей существует своя шкала ценностей, кот. позволяет ему признавать одни блага лучше или хуже других.
3.Рациональность поведения. Означает стремление к максимальной полезности.
4.Ограниченность дохода.
5.Ненасыщаемость потребления. Означает, что рационально мыслящий потребитель никогда не откажется от большего блага в пользу меньшего.
Содержание и общая хар-ка кардиналистской теории полезности.
Поведение потребителя рассматривается с позиций предельной и общей полезности. Теория:
-основана на возможности количественной оценки полезности, за единицу полезности принят 1 ютил.;
-утверждает, что максимизация полезности зависит лишь от количества потребляемого блага, а сами полезности отдельных товаров являются независимыми.
Слабое звено кардинализма: потребитель не может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора.