Пожаро–и взрывоопасные объекты

В нашей стране насчитывается свыше 8 тыс. пожаро–и взрывоопасных объектов. Наиболее часто взрывы и пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Они приводят, как правило, к разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительному материальному ущербу.

Газо–и нефтепроводы

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), бракстроительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).

Транспорт

Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрдпассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.

Гидротехнические сооружения

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. . Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Объекты коммунального хозяйства

В жилищно–коммунальном хозяйстве нашей страны функционирует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, примерно 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 51 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет приблизительно 185 тыс. км, тепловых (в двухтрубном исчислении) – 101 тыс. км и канализационных – около 105 тыс. км.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит около 120 крупных аварий, материальный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, а каждая пятая – в системах водоснабжения и канализации.

Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:

• возрастает сложность производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;

• уменьшается надежность производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;

• нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.

Кроме того, иногда причинами ряда аварий и техногенных катастроф являются различные опасные природные процессы и явления.

Практическая работа № 2

Тема: Оценка радиационной обстановки.

Цель: 1. Научить оценивать радиационную обстановку в очагах поражения;

2. Изучить основные дозовые пределы;

3. Воспитывать чувства самосохранения в нештатной обстановке.

Варианты заданий

Вариант определяется по первой букве фамилии и последней цифре учебного шрифта. Для студентов чьи фамилии начинаются с букв А……З, - варианты 1…….10; И…….П – 11-20; Р…….Я – 21-30.



Вариант Категория облучаемых лиц Группа критических органов Вид излучения для определения коэфициента- к Поглощенная доза, мЗв\год (Д)
А Все тело альфа - излучение с энергией меньше 10 МэВ
А То же альфа - излучение с энергией меньше 10 МэВ
А Щитовидная железа Бетта - излучение
А Печень, почки Протоны с знергией меньше 10 МэВ
А Легкие Протоны с знергией меньше 10 МэВ
А Голени и стопы Нейтроны с энергией 0,1…10 МэВ
А Кожный покров Нейтроны с энергией 0,1…10 МэВ
Б Все тело Гамма - излучение
А Все тело Гамма - излучение
Б Все тело Рентгеновское излучение
А Органы пищеварения Рентгеновское излучение
А Органы пищеварения Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ
А Легкие Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ
А Легкие Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ
А То же Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ
А Все тело Нейтроны с энергией 0,1…10 МэВ
А То же То же
А Костная ткань Протоны с знергией меньше 10 МэВ
А Мышцы Протоны с знергией меньше 10 МэВ
А Легкие Бетта - излучение
А Кисти рук Бетта - излучение
А Кожный покров Альфа - излучение
А Печень, почки Альфа - излучение
Б Все тело Гамма - излучение
Б Все тело Гамма - излучение
Б Все тело Гамма - излучение
Б Легкие Гамма - излучение
Б Легкие Гамма - излучение
Б Органы пищеварения Рентгеновское излучение
Б Органы пищеварения Рентгеновское излучение

Задание

1. Ознакомиться с методичкой.

2. Выбрать вариант

3. Ответьте на вопросы:

3.1 Перечислите категории облучаемых лиц.

3.2.Назовите группы критических органов.

4. Основные дозовые пределы - предельно допустимые дозы облучения за календарный год. Оформить в таблице.

5. По формуле (2) определить максимальную эквивалентную дозу излучения.

6. С помощью формул (1) и (3) сделать вывод о соответствии радиационной обстановки нормам радиационной безопасности.

7. Оформить практическую работу в тетрадь, защитить и сдать преподавателю.

Контрольные вопросы:

1. Что такое ПДД?

2. Что такое ПД?

Наши рекомендации