Пожаро–и взрывоопасные объекты
В нашей стране насчитывается свыше 8 тыс. пожаро–и взрывоопасных объектов. Наиболее часто взрывы и пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Они приводят, как правило, к разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительному материальному ущербу.
Газо–и нефтепроводы
В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), бракстроительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).
Транспорт
Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрдпассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.
Гидротехнические сооружения
В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. . Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.
Объекты коммунального хозяйства
В жилищно–коммунальном хозяйстве нашей страны функционирует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, примерно 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 51 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет приблизительно 185 тыс. км, тепловых (в двухтрубном исчислении) – 101 тыс. км и канализационных – около 105 тыс. км.
На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит около 120 крупных аварий, материальный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, а каждая пятая – в системах водоснабжения и канализации.
Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:
• возрастает сложность производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;
• уменьшается надежность производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;
• нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.
Кроме того, иногда причинами ряда аварий и техногенных катастроф являются различные опасные природные процессы и явления.
Практическая работа № 2
Тема: Оценка радиационной обстановки.
Цель: 1. Научить оценивать радиационную обстановку в очагах поражения;
2. Изучить основные дозовые пределы;
3. Воспитывать чувства самосохранения в нештатной обстановке.
Варианты заданий
Вариант определяется по первой букве фамилии и последней цифре учебного шрифта. Для студентов чьи фамилии начинаются с букв А……З, - варианты 1…….10; И…….П – 11-20; Р…….Я – 21-30.
Вариант | Категория облучаемых лиц | Группа критических органов | Вид излучения для определения коэфициента- к | Поглощенная доза, мЗв\год (Д) |
А | Все тело | альфа - излучение с энергией меньше 10 МэВ | ||
А | То же | альфа - излучение с энергией меньше 10 МэВ | ||
А | Щитовидная железа | Бетта - излучение | ||
А | Печень, почки | Протоны с знергией меньше 10 МэВ | ||
А | Легкие | Протоны с знергией меньше 10 МэВ | ||
А | Голени и стопы | Нейтроны с энергией 0,1…10 МэВ | ||
А | Кожный покров | Нейтроны с энергией 0,1…10 МэВ | ||
Б | Все тело | Гамма - излучение | ||
А | Все тело | Гамма - излучение | ||
Б | Все тело | Рентгеновское излучение | ||
А | Органы пищеварения | Рентгеновское излучение | ||
А | Органы пищеварения | Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ | ||
А | Легкие | Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ | ||
А | Легкие | Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ | ||
А | То же | Нейтроны с энергией меньше 10 МэВ | ||
А | Все тело | Нейтроны с энергией 0,1…10 МэВ | ||
А | То же | То же | ||
А | Костная ткань | Протоны с знергией меньше 10 МэВ | ||
А | Мышцы | Протоны с знергией меньше 10 МэВ | ||
А | Легкие | Бетта - излучение | ||
А | Кисти рук | Бетта - излучение | ||
А | Кожный покров | Альфа - излучение | ||
А | Печень, почки | Альфа - излучение | ||
Б | Все тело | Гамма - излучение | ||
Б | Все тело | Гамма - излучение | ||
Б | Все тело | Гамма - излучение | ||
Б | Легкие | Гамма - излучение | ||
Б | Легкие | Гамма - излучение | ||
Б | Органы пищеварения | Рентгеновское излучение | ||
Б | Органы пищеварения | Рентгеновское излучение |
Задание
1. Ознакомиться с методичкой.
2. Выбрать вариант
3. Ответьте на вопросы:
3.1 Перечислите категории облучаемых лиц.
3.2.Назовите группы критических органов.
4. Основные дозовые пределы - предельно допустимые дозы облучения за календарный год. Оформить в таблице.
5. По формуле (2) определить максимальную эквивалентную дозу излучения.
6. С помощью формул (1) и (3) сделать вывод о соответствии радиационной обстановки нормам радиационной безопасности.
7. Оформить практическую работу в тетрадь, защитить и сдать преподавателю.
Контрольные вопросы:
1. Что такое ПДД?
2. Что такое ПД?